Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:41, курсовая работа
Целью данного научного исследования является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов,
способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие
задачи:
1. Определить само понятие “управление”.
2. Рассмотреть специфику государственного управления.
3. Выявить составляющие эффективности государственного управления.
4. Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации.
В этой связи представляется необходимым выявить те черты, которые
наиболее
сильно влияют на невысокую
эффективность государственного
управления и, которые могут усугубить
то кризисное положение, сложившееся
в России.
1. В сентябре 1997 г., выступая на первом заседании осенней сессии
Совета
Федерации, Президент РФ Б.Н. Ельцин
сделал весьма важное заявление о необходимости
"нового экономического порядка",
в соответствии с которым механизм
рынка и государственное регулирование
работали бы слаженно. К сожалению,
однако, 6 лет понадобилось для
того, чтобы убедиться в неэффективности
разрушительных мер и сделать очевидно
вытекающий из истории нашей страны
и развитых капиталистических стран
вывод: "...надо повышать роль
государства в экономике... От
политики невмешательства решительно
переходим к политике упреждающего
регулирования экономических процессов,
контроля за жизненно важными
отраслями и эффективностью
расходования бюджетных средств.
Это... возвращение государства
к продуманной экономической
стратегии. Теперь именно оно
начинает определять основные направления
экономической деятельности
Заключение
Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многословностью и
самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито, отброшено народом, а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, которое объективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными организующее регулирующими возможностями.
Исходя из анализа научной литературы, исторической практики и тенденций социального прогресса (в рамках и социализма, и капитализма, и смешанных форм), просматривается несколько направлений движения к данной цели.
1. Особая роль принадлежит, разумеется, широким, открытым,
полнокровным и активным прямым и обратным связям между всеми компонентами субъекта государственного управления, их решениями и действиями с одной стороны, и различными единичными и массовыми проявлениями жизни людей – с другой.
2. Государство только в том
случае может считаться
выражения интересов гражданского общества, если оно посредством системы своих органов, служащих аппарата и участников управленческих процессов, во-первых, воспринимает всю совокупность всенародных, коллективных и личных, общих и специфических, долгосрочных и кратковременных, исторических и конкретных интересов населения страны; во-вторых, объективно, справедливо и оперативно оценивает актуальность и приоритетность интересов и представляет их в своих правовых велениях и организационных действиях, равнозначно относится ко всем субъектам интересов; в-третьих, способствует своими ресурсами, возможностями, силой практической реализации интересов, реально обеспечивает удовлетворение запросов людей.
3. При анализе взаимосвязей государства и общества следует также
учитывать, что социально-классовая и национальная структура общества
находится в динамике, в стране идут активные миграционные процессы,
меняются половозрастной состав населения и демографическая ситуация, а значит все время преобразовываются потребности и интересы людей, установки и мотивы их поступков и действий. Тем самым, равновесие отношений между государством и обществом не может быть устойчивым, раз заданным: оно будет постоянно нарушаться и должно столь же постоянно восстанавливаться. Должный уровень социальности государственного управления немыслим без сильно развитых в его системе механизмов познания общественной среды, адаптации и самосовершенствования.
4. Высокие требования выдвигает общество перед государ-ственным
управлением
с точки зрения уровня его
демократичности. Причем, в самом
понимании демократичности вырисовываются
два аспекта. Первый определяет
демократичность массовостью и действенностью
участия населения в выработке, принятии
и реализации государственно-управленческих
Конец XX столетия актуализирует научную обоснованность государственного управления. Ведь сегодня, при всей значимости накопленного опыта, только наука обладает способностью и необ-ходимыми данными объективного определения тенденций общественного развития. Опыт обращен обычно к прошлому, искусство – интуитивно, научное же знание может с достаточной степенью достоверности прогнозировать и даже программировать пути и средства движения в будущее. Конечно, для этого годится только подлинная наука, а не ее суррогат, наука, освобожденная от обязанности объяснять текущую политику или оправдывать неудавшуюся практику. Поэтому научная
обоснованность государственного управления в перспективе будет
определяться взаимодействием двух факторов: уровнем развития научного знания (общественного, естественного и технического) и готовностью, способностью и умением государственного управления его впитывать и использовать. Правда, в этом взаимодействии многое зависит и от самого государственного управления, которое может ее стимулировать и поддерживать.
Еще одно важное общественное требование к государственному управлению приобретает все более громкое звучание. Два столетия индустриального типа производства показали ограниченность и опасность производственного, или, как чаще называют, технократического подхода к организации общественной жизни и, естественно, к государственному управлению. Именно под влиянием этого подхода идеи Возрождения и Просвещения, взрастившие нашу цивилизацию, идеи глубоко гуманистического характера были отодвинуты в сторону. Человек обычно виделся лишь в двух ипостасях: как производитель и как потребитель, с применением к нему одного – экономического – критерия оценки развития. Фактически в системе таких координат со времен Тейлора развивалась и наука управления производством, многие постулаты которой
позднее были взяты и восприняты теорией государственного управления. Положение, складывающееся на грани тысячелетий, требует конкретного изменения всей философии и методологии государственного управления. Во главу угла должен быть поставлен человек, государственное управление призвано приобрести подлинно гуманистическую окраску. Надо искать нетрадиционные формы взаимосвязей людей между собой, людей с природой, со своим прошлым и будущим. А это возможно при широкой гуманизации государственного управления, при внимательном учете философских, социологических, психо-логических, правовых, педагогических знаний.
С позиций именно интересов человека, его самосохранения, продления рода людского придется, наверное, государственному управлению анализировать и оценивать имеющиеся и но водимые технологии, орудия и предметы труда, используемое сырье и материалы, качество продукции, образ жизни, условия быта и многое другое.
И, конечно, общество хочет видеть государственное управление социально эффективным. Не "спешащим следом" за общественными процессами и вечно отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим комплексным подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.
Хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство,
распределение,
обмен и потребление, социальная
сфера, наука, литература и искусство,
право и мораль, архитектура и коммуникации,
история и духовная культура, здоровье
и физическое развитие людей и многое
другое. Но все это может тогда создать
благоприятный и рациональный образ
жизни, когда будет сведено в
целостную, динамичную, гармоничную
систему и "работать" на
человека. Несмотря на то, что имеются
естественные взаимосвязи между
всеми явлениями и процессами, должную
системность, развитие, производительность
и экономичность общественной жизни
придает управление. Ибо
только и исключительно оно обладает
единством таких способностей, как
целеполагание, организация и регуляция.
Библиографический
список
1. Атаманчук Г.В. Управление - социальная ценность и эффективность. М., 2007
2. Эффективность государственного управления ред. С.А Батчико и С.Ю Глазьев М., 2000 (пер. с англ.)
3. Государственное и муниципальное управление ред. А.Я Понамарева С-П., 2000
4. Чиканова Л.А Государственные служащие
5. Государственное управление и государственная служба за рубе-жом. Ред.
В.В Чубинского С-П.
6. Атаманчук Г.В Общая теория управления М., 2003
7.Эффективность государственной власти и управления в современной России ред. Игнатов В.Г Ростов на Дону
8.Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России ред. Игнатов В.Г 2003
9. Батанина И.А Политическое управление в регионе Тула
10.Атаманчук Г.В. Функционирование государственного аппарата управления М.,2006
11. Краткая философская энциклопедия. М., 2008
14. Оптимизация государственного управления в переходном обществе //
Проблемы теории и практики управления номер 4
15. Административные реформы: вызов и решения // Проблемы теории и
практики управления номер 1
16. От чего зависит действенность государственного управления // Проблемы
теории и практики управления 2009 номер 1
17. Аков.Р, Эмери.Ф. О целеустремленных системах. М.,
18. Управленческие информационные системы // Проблемы теории и практики управления номер 2
19. Стратегическая
эффективность управленческих
20. Бачило
И.Л. Организация советского
Информация о работе Эффективность государственного управления