Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:25, курсовая работа
Целями данной курсовой работы является изучение издержек производства, их сущности и пути их снижения, влияния издержек на прибыль, а также проведение оценки эффективности затрат на производство. Предметом исследования являются затраты предприятия. Объектом исследования - предприятие.
• по способам учета и группировки затрат они подразделяются на простые (сырье, материалы, зарплата, износ, энергия и т.п.) и комплексные, т.е. собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства (малоценные и быстроизнашиваемые предметы), либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.п.);
• по срокам использования в производстве различаются каждодневные, или текущие, затраты и единовременные, разовые затраты, осуществляемые реже чем один раз в месяц а для экономического анализа затрат используются предельные издержки.
Прирост
издержек, связанный с выпуском дополнительной
единицы продукции, т.е. отношение
прироста переменных издержек к вызванному
ими приросту продукции, называется
предельными издержками предприятия.
Следует подчеркнуть, что о разделении издержек на постоянные и переменные можно говорить только применительно к краткосрочному периоду функционирования фирмы. Другими словами, исходя из анализа видов издержек и их динамики, мы можем провести различие между краткосрочным и долгосрочным периодами функционирования фирмы . В краткосрочном периоде постоянные издержки остаются неизменными, фирма может изменять объем выпускаемой продукции только с помощью изменения величины переменных издержек. В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными, то есть это достаточно длительный временной интервал для того , чтобы фирма могла изменить свои производственные мощности. Так при наличии безработицы и нахождении на рынке труда работников соответствующей квалификации легко увеличить объем производства за счет массы живого труда. Аналогичная ситуация может иметь место при использовании дополнительных ресурсов сырья или энергии. Естественно, что при этом приходится учитывать специфику производства. Так, прирост объема продукции можно легко получить путем привлечения дополнительных рабочих. Но совершенно иная ситуация складывается, когда необходимо расширить производственные мощности, площади производственных помещений и т.п.
Здесь необходимое время измеряется месяцами, а иногда, скажем, в тяжелом машиностроении или металлургии – годами. Из этого следует, что просто необходимо при экономическом анализе различать краткосрочный и
долгосрочный периоды.
С
точки зрения экономики, суть различия
состоит в возможности изменения
производственных мощностей. В рамках
краткосрочного периода невозможно ввести
в строй новые производственные мощности,
но возможно повысить степень их использования.
В пределах долгосрочного периода
можно расширить производственные
мощности. Конечно, рамки этих периодов
для различных отраслей различны. Деление
на два периода имеет большое значение
при определении стратегии и тактики
фирмы в максимизации прибыли.
Глава
2 Анализ эффективности
функционирования предприятия
Цель анализа финансового состояния состоит в том, что необходимо провести оценку экономического потенциала предприятия, дать оценку финансовой устойчивости, платежеспособности и кредитоспособности предприятия, оценить перспективы развития предприятия, провести оценку финансового рейтинга предприятия.
Источниками анализа являются баланс предприятия и приложение к нему. Финансовая устойчивость предприятия оценивается через систему показателей:
1. Показатели, характеризующие платежеспособность предприятия:
- Коэффициент платежеспособности = соотношению активов и внешней задолженности, то есть заёмных средств.
К = текущие активы (II раздел актива) / заёмные средства (IVраздел пассива + V раздел пассива). Из текущего актива - расчеты с дебиторами по прочим операциям.
По полученным данным можно сделать вывод, если коэффициент платежеспособности > 1, то в ближайшие 3 месяца предприятие не утратит свою платежеспособность.
- Коэффициент покрытия задолженности :
К = собственные средства (III раздел пассива) / заемные средства (IV + V разделы пассива). Заемные средства - кредиты банка для работников.
Если коэффициент покрытия задолженности > 4, то предприятие имеет устойчивое финансовое положение и для него не существует угроза банкротства.
- Коэффициент банкротства = отношению всех обязательств предприятия к его имуществу.
К= (расчеты с учредителями + арендные обязательства + расчеты и прочие пассивы + долгосрочные финансовые обязательства) / активы
Если коэффициент банкротства < 0,5, то предприятие - не банкрот.
- Коэффициент автономии. Он показывает долю собственных средств в имуществе предприятия.
К = собственные средства / валюта баланса.
Если коэффициент финансовой независимости > 0,5, то это характеризует устойчивое финансовое положение предприятия.
- Коэффициент маневренности. Он характеризует долю собственных оборотных средств в собственных средствах предприятия.
К = собственные оборотные средства (3р.пассива – 1р.актива) / все собственные средства предприятия (3 раздел пассива).
- Коэффициент финансовой неустойчивости. Он является обратным коэффициенту покрытия задолженности.
- Коэффициент соотношения заемных и собственных средств.
К = заемных средств (IV+V раздел пассива) / собственных средств
(III раздел пассива).
Если полученные данные намного меньше 1, то финансовая устойчивость не достигает критической величины.
Пути восстановления финансовой устойчивости:
II. Показатели, характеризующие ликвидность предприятия
Рекомендуется произвести группировку текущих активов по степени ликвидности и текущие обязательства по степени срочности предстоящей оплаты. Анализ ликвидности баланса производят с целью оценки кредитоспособности предприятия.
Ликвидность баланса – это степень покрытия активами предприятия его обязательств. Существует 3 коэффициента ликвидности:
- Коэффициент абсолютной ликвидности. Он характеризует возможность предприятия рассчитываться с текущими обязательствами денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями.
К = денежные средства + краткосрочные финансовые вложения / расчеты и прочие пассивы - кредиты банка для работников.
Оптимальная величина коэффициента абсолютной ликвидности должна быть равна 0,3, не менее.
По полученным данным можно будет сделать вывод, что если коэффициент, приближенный к 0,3, означает, что у предприятия повысится возможность рассчитываться с текущими обязательствами денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями.
- Коэффициент промежуточной ликвидности. Он определяет возможность предприятия рассчитываться с текущими обязательствами денежными средствами, краткосрочными финансовыми вложениями и средствами в расчетах.
К = денежные средства + краткосрочные финансовые вложения + краткосрочная дебиторская задолженность / расчеты и прочие пассивы - кредиты банка для работников.
Если К < 0,5, то можно сделать вывод, что предприятие не ликвидно.
- Коэффициент общей ликвидности. Он характеризует возможность предприятия рассчитываться с текущими обязательствами не только денежными средствами, но и средствами в расчетах, средствами текущих запасов и затрат.
К = все текущие активы / расчеты и прочие пассивы - кредиты банков для работников.
Если коэффициент < 1, из этого следует, что предприятие не способно выполнять свои краткосрочные обязательства.
По объему
прибыли не всегда можно судить об
экономической эффективности
Рентабельность = Прибыль х 100% / Выручка.
Анализ показателей эффективности использования основных фондов
Эффективность ОФ характеризуют следующие показатели:
1) Фондоотдача = Выручка / Среднегодовая стоимость ОФ.
Среднегодовая стоимость ОФ = ост. на нач. + ост. на кон. / 2
2) Фондоемкость = 1 / Фондоотдача
3) Рентабельность ОФ = Прибыль x 100 % / Ср.год.ст-ть ОФ
4) Фондовооруженность = Среднегодовая стоимость ОФ / Среднесписочная численность работников.
5) Производительность труда = Выручка / Среднесписочная численность работников.
6) Прибыль в расчете на 1 работника = Прибыль / Среднесписочная численность работников.
7)
Стимулирование прибыли = Прибыль /
ФЗП.
2.1
Издержки производства
российских предприятий
и конкурентоспособность
товаров
Конечная цель любой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм.
Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от
товара - конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.
Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети, связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условия-ми приобретения и будущего использования товара.
Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.
1. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Первая: жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая: связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья: отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.