Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ производства на предприятии, а также изучение издержек в процессе производства и путей максимизации прибыли. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- производство: понятие и структура;
- производство. Основные черты и факторы;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1. Производство: понятие и структура………………………………….............................................................5
1.1 Производство. Основные черты и факторы……………………....5
1.2 Краткосрочный период производства …………….……………...9
1.3 Долгосрочный период производства……………………….…….11
ГЛАВА 2. Издержки производства и их динамика………………………….........................................................................13
2.1 Понятие издержек производства и их классификация………….13
2.2 Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах………...182. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……....26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...……………...……...28
Добавочный, или предельный, продукт дополнительных рабочих будет сокращаться. При этом предполагаем, что каждый дополнительный рабочий равноценен основному рабочему как с точки зрения индивидуальной производительности, так и с точки зрения квалификации. Предельный продукт начинает убывать потому, что большее число рабочих занято при той же величине капитальных фондов.
Рис.6 Закон убывающей отдачи
Если спрос на продукцию фирмы растет, она может увеличить производство за счет использования большего количества трудовых ресурсов. Если все другие факторы производства остаются неизменными, обязательно наступит такой момент, начиная с которого каждый дополнительный работник станет производить меньший дополнительный продукт, меньше дополнительной прибыли. Закон этот не носит абсолютного характера, он действует лишь при неизменных, кроме фактора труд, условиях производства. Понятно, что его действие несовместимо с ростом эффективности производства. В конкурентной среде в долгосрочном периоде все без исключения издержки переменны, т.к. производство не может существовать без совершенствования и развития. Каждая фирма стремится осуществить необходимый объем производства с минимальными издержками.
Если в какой-либо точке выпуска долговременные средние издержки падают с ростом выпуска, то говорят, что фирма имеет экономию обусловленную масштабом производства. Если же в какой либо точке выпуска долговременные средние издержки растут, то говорят об ущербе, нанесенном от роста масштабов производства и наконец, если в какой либо период долгосрочные средние издержки вообще не изменяются с ростом объема производства, то говорят, что предприятие имеет постоянный эффект от роста масштабов производства.
Так откуда же все-таки происходит экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Дело в том, что по мере роста, предприятие изменяет свои производственные технологии и методы внутренней организации, для того чтобы реализовать преимущества крупного производства. В некоторой своей части экономия, обусловленная масштабом, проистекает из действия человеческого фактора. То есть речь идет о специализации и кооперации. Фирма может стать очень крупной пока она исчерпает весь эффект специализаций и коопераций. Например, в мелкой фирме директор может заниматься маркетингом всего около одного часа в день, а в крупной фирме создаются специальные отделы, в которых люди занимаются маркетингом все свое рабочее время.
Следующим источником экономий, являются технологии. В подавляющем своем большинстве, линии, способные сделать двойную работу по сравнению с меньшей, дешевле двух менее производительных линий. Так один “Server“ стоит дешевле, чем два обыкновенных компьютера. Мелкой фирме эффективней использовать менее внушительную технику, чем покупать дорогие производительные линии, но по мере роста предприятие будет все ощутимее испытывать снижение средних издержек за счет роста масштабов производства.[2]
Однако существуют и отрицательные стороны роста масштабов производства. С ростом предприятия начинает увеличиваться штат рабочих, в крупном предприятии становиться трудно управлять людьми. Рабочие перестают работать на цель всего предприятия, а начинают стремиться к успеху только своего отдела, не учитывая потребности и возможности остальных отделов. Резко возрастают расходы на содержание крупного управленческого аппарата. Еще один отрицательный момент, когда предприятие не учитывает в полной мере совокупный спрос и закупает оборудование больших масштабов, чем это необходимо, что ведет к существенным потерям.
Если по мере роста масштаба производства средние издержки имеют тенденцию к понижению, говорят о положительном эффекте масштаба (рис. 7), или экономии от роста производства. Такая экономия достигается за счет специализации труда, более эффективного управления, экономии на использовании капитала (зданий, оборудования, электроэнергии и пр.).
Если с ростом масштаба производства средние издержки возрастают, то эффект масштаба будет отрицательным (рис. 8). В результате отдача от вложения ресурсов снизится, а средние издержки в долгосрочном периоде начнут расти по мере дальнейшего увеличения объема производства. Наконец, если по мере увеличения масштабов производства средние издержки не изменяют своей величины, то эффект масштаба будет нулевым (рис. 9).
Рис. 7 Рис.8 Рис.9
Обычно кривая долгосрочных средних издержек представляет собой сочетание всех трех приведенных выше кривых. Это связано с тем, что сначала по мере роста масштабов производства средние издержки убывают, затем некоторое время остаются постоянными и, наконец, всегда существует некоторый момент, после которого дальнейшее наращивание объема производства вызывает рост средних издержек (рис.10)
Рис.10
Ориентируясь на данную кривую, можно определить, до каких пор следует наращивать производство в долгосрочном периоде. Очевидно, что оптимальным будет такой масштаб производства, который из всех возможных наименьших уровней средних издержек позволит выбрать самый низкий. На рис. 10 объем производства Q соответствует самой нижней точке кривой долгосрочных средних издержек, следовательно, именно в этом случае фирма в полной мере использует положительный эффект масштаба и достигает минимизации издержек не только в краткосрочном, но и в долгосрочном плане.
Реакция долговременных средних издержек производства (LATC) на изменение параметров (масштаба) фирмы может быть различной (рис.11).
Рис. 11 Динамика долгосрочных средних издержек
I этап: | Увеличение объема выпуска сопровождается снижением LATC, что объясняется эффектом экономии (например, за счет углубления специализации труда, применения новых технологий, эффективное использование отходов). |
II этап: | При изменении объема издержки остаются неизменными, то есть рост количества применяемых ресурсов на 10% вызвал рост объемов производства также на 10%. |
III этап: | Рост объема производства (например, на 7%) вызывает рост LATC (на 10%). Причиной ущерба от масштаба могут быть технические факторы (неоправданные гигантские размеры предприятия), организационные причины (рост и негибкость административно-управляющего аппарата). |
Табл. 1 Виды эффекта масштаба
В критической ситуации, когда все ресурсы исчерпаны, для предприятий появляются шансы диверсифицировать производство, т. е. расширить ассортимент, изменить вид продукции, освоить новые виды производств ас целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. [5]
Чем больше разнообразие, тем больше диверсификация. Диверсификацию производства можно представить как одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т. п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.
Диверсификацию можно разделить на связанную и несвязанную. Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии). Несвязанная (латеральная) диверсификация — новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.
В свою очередь, связанная диверсификация делится на вертикальную и горизонтальную.
Вертикальная означает производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса (производственной цепочки, цепочки создания добавленной стоимости). То есть производитель готовой продукции начинает либо производить для неё комплектующие (назад по цепочке). Например, производитель компьютеров начинает сам производить и продавать ЖК-матрицы, либо выходит на рынок продукции или услуг ещё более высокой глубины переработки (вперед по цепочке). Например, производитель процессоров начинает производить компьютеры.[1]
Горизонтальная означает производство продуктов на той же ступени производственной цепочки. Например, производитель компьютеров начинает производить телевизоры. Новый продукт или услуга может выпускаться под уже имеющимся брендом, либо под новым брендом.
Диверсификация может идти не только через внутреннее расширение в производство новых видов продукции и услуг, но и посредством слияний и поглощений.
С развитием кризиса процесс слияния и поглощения слабых, убыточных предприятий наиболее сильными и прогрессирующими будет усиливаться. Таким образом, данный процесс позволяет не только диверсифицировать производство, но и увеличить его масштабы.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы. Итак, современной экономике фирма является объектом исследования многих экономических процессов. Смело можно сказать, что главной целью создания любой фирмы, предприятия или организации является получение максимальной прибыли при минимальных издержках. Решая поставленные задачи, акцентируем внимание на том, что в условиях рыночной экономики предприятие ставит перед собой различные цели и вопросы производства, но основной моментом является минимизация издержек. сссссИздержки производства представляют собой затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности фирмы.
1. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика: Учеб. пособие.-2-ое изд., перераб. и доп.- Спб.: Бизнес-пресса, 2009. – 648 с.
2. Головачев А.С., Березина Н.С., Бокун Н.И. и др. Экономика. Учебное пособие – М.: Выс.шк.,2008. – 260 с.
3. Громыко В.В., Журавлёва Г.П. Микроэкономика: Учеб. пособие – М.:РИОР,2011.-159 с.
4. Камаев В.Д. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов/Общ.ред. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана,2010. – 282 с.
5. Л.Л. Любимов, Н.А. Раннева Основы экономических знаний –М.: Вита-
пресс, 2007. – 496 с.
6. Максимова В.Ф. Микроэкономика: учеб.-6-е изд., перераб. и доп. –М.: Маркет ДС,2011.-368 с.(Университетская серия).
7. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008-510 с.
4