Издержки и доход предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:08, практическая работа

Описание работы

Издержки можно классифицировать как:
- индивидуальные – издержки собственно фирмы
- общественные – совокупные затраты общества на производство продукта, включающие в себя не только чисто производственные, но и все иные затраты: охрана окружающей среды, подготовка квалифицированных кадров и т.п.
- издержки производства – непосредственно связанные с производством товаров и услуг
- издержки обращения – связанные с реализацией произведенной продукции

Работа содержит 1 файл

издержки и доход предприятия(фирмы).doc

— 45.00 Кб (Скачать)

1. Классификация издержек  предприятия.

Издержки можно классифицировать как:

- индивидуальные – издержки собственно фирмы

- общественные – совокупные затраты общества на производство продукта, включающие в себя не только чисто производственные, но и все иные затраты: охрана окружающей среды, подготовка квалифицированных кадров и т.п.

- издержки производства – непосредственно связанные с производством товаров и услуг

- издержки обращения – связанные с реализацией произведенной продукции

Издержки обращения  в свою очередь подразделяются на:

Дополнительные издержки обращения  включают в себя расходы на доведение  произведенной продукции до конечного  потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка продукции), увеличивающие  конечную стоимость товара.

Чистые издержки обращения — это затраты, связанные исключительно с актами купли-продажи (оплата труда торговых работников, ведение учета торговых операций, расходы на рекламу и т.п.), не образующие новой стоимости и вычитаемые из стоимости товара.

Суть издержек можно также рассматривать с позиций бухгалтерского и экономического подходов:

Бухгалтерские издержки — это стоимостная оценка использованных ресурсов в фактических ценах их реализации. Издержки предприятия в бухгалтерской и статистической отчетности выступают в виде себестоимости продукции.

Экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного  использования. По существу все издержки представляют собой альтернативные издержки. Задача экономиста состоит в том, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант использования ресурсов. Экономические издержки ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости (ценности) при наилучшем (из всех возможных) варианте его использования.

Если бухгалтера в основном интересует оценка деятельности фирмы в прошлом, то экономиста, кроме этого, интересует текущая и особенно прогнозируемая оценка деятельности фирмы, поиск наиболее оптимального варианта использования имеющихся ресурсов. Экономические издержки обычно больше бухгалтерских — это совокупные альтернативные издержки.

Экономические издержки, в зависимости  от того, оплачивает ли фирма применяемые  ресурсы, можно разделить на:

Внешние издержки (явные) - это затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, транспортных и иных услуг. В этом случае поставщики ресурсов не являются владельцами данной фирмы. Так как подобные затраты отражаются в балансе и отчете фирмы, то они по существу и есть бухгалтерские издержки.

Внутренние издержки (неявные) - это издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс. Фирма рассматривает их как эквивалент тех денежных выплат, которые были бы получены за самостоятельно используемый ресурс при самом оптимальном его применении.

Приведем пример. Вы — владелец небольшого магазина, который находится  в помещении, являющемся вашей собственностью. Если бы у вас магазина не было, вы бы могли данное помещение сдавать  в аренду, скажем, за 100 $ в месяц. Это и есть внутренние издержки. Пример можно продолжить. Работая в своем магазине, вы используете свой собственный труд, не получая, естественно, за него никакой оплаты. При альтернативном использовании своего труда вы бы имели определенный заработок.

Закономерен вопрос: что удерживает вас в качестве владельца данного  магазина? Какая-то прибыль. Минимальная  плата, необходимая для того, чтобы  поддерживать чью-то деятельность в  данной сфере бизнеса, называется нормальной прибылью. Неполученные доходы от использования собственных ресурсов и нормальная прибыль в сумме образуют внутренние издержки. Итак, с позиций экономического подхода в издержках производства следует учитывать все затраты — и внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль.

Неявные издержки нельзя отождествлять  с так называемыми безвозвратными издержками. Безвозвратные издержки — это издержки, которые осуществляются фирмой один раз и не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах. Если, например, владельцем предприятия понесены определенные денежные расходы на то, чтобы на стене этого предприятия была сделана надпись с его названием и родом деятельности, то, продавая такое предприятие, его владелец заранее готов понести определенные потери, связанные со стоимостью произведенной надписи.

Выделяют и такой критерий классификации  издержек, как временные интервалы, на протяжении которых они имеют  место. Затраты, которые несет фирма, производя заданный объем продукции, зависят не только от цен на применяемые  факторы производства, но и от того, какие именно производственные факторы применяются и в каком количестве. Поэтому выделяют кратко- и долгосрочный периоды в деятельности фирмы.

2. Общий, средний, предельный  доход фирмы.

Прибыль представляет собой разницу  между доходом и издержками производства. Следовательно, чтобы определить объем производства фирмы, максимизирующий прибыль, необходимо проанализировать ее доходы.

 Совокупный доход  ( total revenue) – это объем выручки, который фирма получает от реализации товара на рынке. В общем случае фирма продает товар по разным ценам и, следовательно, совокупный доход можно представить как сумму дохода, полученного по каждой цене, который равен произведению цены продукта и количества проданных единиц товара:

 Средний доход ( average revenue) – это совокупный доход  на единицу продукции: 

 Предельный доход  ( marginal revenue) представляет собой приращение  общей выручки фирмы в результате  продажи дополнительной единицы  товара:

 Рациональная фирма сопоставляет доход, полученный от продажи определенного объема продукции на рынке, и издержки на ее производство.

3. Бухгалтерская,  экономическая и нормальная прибыль.

Экономический интерес  фирмы связан с  прибылью ( profit), которая  определяется как разница между доходом фирмы от продажи продукции и ее совокупными издержками:

 В финансовых отчетах  фирмы рассчитывается  бухгалтерская  прибыль, информация о которой  необходима собственникам (акционерам), управляющим, инвесторам, налоговым органам, для принятия решений. Прибыль бухгалтерская определяется как разница между валовым доходом и явными издержками фирмы:

Величина экономической  прибыли является ориентиром при  принятии управленческих решений о  целесообразности деятельности фирмы  в данной отрасли.  Экономическая прибыль считается как разница между совокупным доходом и всеми издержками фирмы:

p бух. > p эк. на величину  неявных издержек.

 Нормальная прибыль  – это минимальный доход, необходимый  для того, чтобы удержать предпринимателя в данной отрасли. Нормальная прибыль является элементом неявных издержек. Если p эк. = 0, то это означает, что предприниматель получает только нормальную прибыль, которая позволяет удержаться ему в рамках данного направления деятельности.

4. Положение фирмы на рынке совершенной конкуренции.

Поведение фирмы зависит  не только от времени, но и от формы  конкуренции. Рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях совершенной  конкуренции. Будем помнить, что  цель фирмы - максимизировать разрыв между ценами и издержками. На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если фирма повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит, фирма не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия.

Если фирма будет  увеличивать на одну, две, три и  т. д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый стол) будет "что-то" добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это "что-то" - предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек, то каждая произведенная единица добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам.

 

В связи с этим разность между предельным доходом (MR - marginal revenue) и предельными издержками (МС - marginal coast), т. е. прибыль (Р2 - profit), увеличивается:

Р2 = MR-MC.

Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного  дохода.

Вывод: максимум общей  прибыли достигается тогда, когда  наступает равенство между ценой (Р - price) и предельными издержками (МС - marginal coast):

Р=МС.

Если Р > МС, то производство необходимо расширять. Если Р < МС, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до точки, в которой предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.

Если же объем производства будет больше или меньше оптимального - прибыль станет меньше максимальной.

Следовательно, имеется  только одно значение объема производства, при котором фирма получит максимальную прибыль.

Это правило максимизации прибыли верно не только для одной  фирмы, но и для всей экономики.

Вывод: экономика добивается максимальной эффективности использования  всех ресурсов, когда предельные издержки производства товаров равны их ценам.

Проблема равновесия фирмы и отрасли в длительном периоде иная, чем в коротком. Положение равновесия достигается  в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции  при минимальных средних издержках  длительного периода, поскольку в этом состоянии (точке) цена равна предельным издержкам.

Дело в том, что если минимум  средних затрат фирмы будет превышать  цены, сложившиеся на рынке, то некоторые  фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится. Это обстоятельство повысит цену.

Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены, то все фирмы  данной отрасли получают сверхприбыль. Это будет стимулом для других фирм перейти в данную отрасль. В  результате отраслевое предложение  повысится, а цена упадет


Информация о работе Издержки и доход предприятия