История организации СЭЗ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:20, реферат

Описание работы

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную
практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным,
от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено в [29], к этому перечню нельзя с
полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования,
которые в России называются "свободными экономическими зонами", не
удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Содержание

Введение
I. Анализ истории создания и функционирования свободных экономических зон в
Российской Федерации
1.1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и
классификация СЭЗ
1.2. Требования по размещению СЭЗ
1.3. История организации СЭЗ в России
1.4 Мировой опыт и возможности его использования в России
II. Современное состояние и проблемы развития отечественных СЭЗ
2.1 Типы СЭЗ, организуемых в России
2.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние
2.3. Проблемы функционирования СЭЗ в РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 56.35 Кб (Скачать)

недостатков или  отсутствующих  здесь  факторов  развития.  Более  того,  при

нынешних  широких  масштабах  распространения свободных   зон   в   мировом

хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул  для притока в зону

иностранного  капитала.  Существеннее  в  этом  отношении  могут   оказаться

сегодня  такие  факторы,  как  политическая   стабильность,   инвестиционные

гарантии, качество  инфраструктуры,  квалификация  рабочей  силы,  упрощение

административных  процедур. Там же высказано мнение,  что  первые  российские

зоны могут привлечь иностранных инвесторов "не широтой  фискальных  льгот  и

даже  не  дешевизной  рабочей  силы,  но,  скорее,   перспективой   освоения

обширного отечественного рынка. Именно последнее должно  быть  поставлено  в

центр конкретных зональных  проектов" [21, с.137].

В-третьих,  все  претенденты  на  создание  СЭЗ  стремятся  взять  под  свою

юрисдикцию как  можно больше территории, не понимая, что чем ее  больше,  тем

хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному  опыту,  для

нормального обустройства 1 квадратного километра  экспортопроизводящей  зоны

требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой - 10-

15  [29].  Где   возьмет  эти  средства  администрация,  например.  Читинской

области, заявившая  о намерении создать СЭЗ на  всей  территории  -  432

тыс.кв.км, или Алтайский край -  262  тыс.кв.км?  (А общая площадь только

первых 11 учрежденных  СЭЗ  составляет  1  млн.  кв.км,  или 7%  территории

России.)

Вот почему  большая  часть  действующих  в мире  СЭЗ ограничена  пределами

предприятия,  нескольких  производственных  объектов,  авиа-  или   морского

порта, в  исключительном  случае  -  небольшого  по  территории  города  или

района. Проблема разумного  ограничения начальных  вложений  на  обустройство

свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая  нынешнюю

острейшую нехватку инвестиционных средств.

В практике развития  российских  СЭЗ есть  и другие  проблемы,  как общие

(например,  отсталость  инфраструктуры),  так  и   частные,   но   эти   три

рассмотренные -  неурегулированность  нормативно-правовой  базы,  отсутствие

четко сформулированных целей и противоречия  между  сиюминутными  интересами

отдельных регионов и перспективами развития Федерации  в целом  и  недостаток

(и на  федеральном,  и  на  региональном  уровне)  средств  на  обустройство

создаваемой  зоны  -  являются,  по  моему  мнению,   основными   факторами,

тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ.

В результате, как  отмечено в [28,29], в  настоящее  время  из  18  формально

учрежденных в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, можно назвать

"работающими"  лишь две зоны - в Калининградской  области и Находке. Да  и   то

не как экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а,  в

основном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и иностранным

капиталом для вывоза из России стратегических товаров и  сырья. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ  на вопрос:  есть

ли  перспективы  у  свободных  экономических  зон  в  России  -  может  быть

положительным. Однако несомненно  и то,  что эффективная реализация  этой

формы экономического взаимодействия с остальным миром  может  осуществляться

при соблюдении следующих  обязательных условий:

• формирования на федеральном  уровне четкой концепции в области  СЭЗ,

  учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

• разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной  базы,

  регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;

• организации СЭЗ  на ограниченной территории, исключающей  нарушение

  принципа единого  экономического пространства страны;

• взаимной экономической  заинтересованности как местных, так и федеральных

  органов в  создании свободных зон;

• возможности (и  готовности)  федеральных  органов  направить  значительные

  бюджетные средства  для формирования инфраструктуры  СЭЗ, с пониманием  того,

  что реальный  эффект для страны может быть  получен лишь в перспективе;

•  создания  на  федеральном   уровне   специального   органа   управления,

  координирующего  процессы  создания  СЭЗ  и   осуществляющего  контроль  за

  выполнением  свободными зонами их обязательств  по отношению к государству,

  включая использование  средств, получаемых из федерального  бюджета;

• предоставления иностранным  и российским инвесторам,  действующим  в  СЭЗ,

  лучших условий  для ведения хозяйственной деятельности,  чем  те,  которые

  они имеют  за рубежом и на остальной  территории Российской Федерации.

  Как видно,  здесь  нет  принципиально   невыполнимых  условий.  Мне   кажется,

  что проблемы  свободных экономических зон  могут быть решены при  согласованных

  действиях всех заинтересованных сторон. 

• предоставления иностранным  и российским инвесторам,  действующим  в  СЭЗ,

  лучших условий  для ведения хозяйственной деятельности,  чем  те,  которые

  они имеют  за рубежом и на остальной  территории Российской Федерации.

Как видно,  здесь  нет  принципиально  невыполнимых  условий.  Мне  кажется,

чтопроблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных

действиях всех заинтересованных сторон.

Создание у нас  СЭЗ может стать, как и  во  многих  странах  мира,  одним  из

эффективных  способов  привлечения  иностранных  инвестиций,   катализатором

развития внешнеэкономических  связей и  экономики  страны  в  целом.  Но  для

этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. "О создании в Приморском крае в

  районе г. Находка свободной экономической зоны".

2.Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,

1995.

3.Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский

экономический

журнал, 1995,Ш1,с.34-44. 28.Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. -

Биржевые ведомости, 1995, N 1-2, с.8.

4.Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России. -

  Бизнес, 1996, N 7,с.38-39.

5.Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. -

  Международный  бизнес России, 1996, N 5, с.14-17.

Информация о работе История организации СЭЗ в России