История экономических учений как наука. Особенность возникновения экономической мысли в Вавилоне

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:16, реферат

Описание работы

Многообразна также и сфера экономической мысли, поле приложения, размышлений и выводов, практических решений. Здесь и общие закономерности, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и хозяйственное законодательство.
Знания, которые получает человек, изучая историю экономических учений, помогают ему осмыслить закономерности, которым подчиняется экономическая теория, позволяют свободно ориентироваться в ее проблемах.

Содержание

Введение 3
История экономических учений как наука 5
Особенности экономической мысли Древнего Востока 6
Возникновение экономической мысли в Вавилоне 7
Артхашастра 11
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

реферат Вавилон.docx

— 36.70 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки  Республики Казахстан


 

Факультет Экономический

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

Реферат

 

На тему: «История экономических учений как наука. Особенность возникновения экономической  мысли в Вавилоне»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                                  

 

Проверила:                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение     3

История экономических учений как наука        5            

Особенности экономической  мысли Древнего Востока    6

Возникновение экономической  мысли  в Вавилоне   7

Артхашастра            11

Заключение      13

Список литературы     14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                

Введение

История экономической мысли  начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над  целями своих действий, способами  и средствами их достижения, а также  отношениями, которые складываются между людьми, в процессе и результате добывания и распространения  благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

Экономическая мысль —  понятие очень широкое. Это и  представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и  предписания, которые касаются хозяйственных  отношений, это и теоретические  конструкции ученых, и экономические  программы политических партий.

Многообразна также и  сфера экономической мысли, поле приложения, размышлений и выводов, практических решений. Здесь и общие  закономерности, и особенности экономики  отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение  и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и хозяйственное законодательство.

    Знания, которые  получает человек, изучая  историю экономических учений,  помогают  ему осмыслить  закономерности,   которым   подчиняется   экономическая   теория, позволяют свободно ориентироваться в ее проблемах.

    Любую науку  начинают изучать с момента  ее возникновения, с ее  истоков. Экономическая  мысль  возникает  одновременно   с   появлением   первобытных поселений,  но  в  то  время  она  носит  довольно   примитивный   характер, заключающийся в вопросе: "Как выжить одному человеку или его  семье?"  Форму учения, законов она приобретает одновременно со становлением  человеческого общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те  фрагменты,  которые  были отражены  в  письменных  источниках.   Следовательно,   мы   можем   изучать экономическую   мысль   древности   только   после   возникновения    первых цивилизаций.

    В своем   реферате  я хочу  рассмотреть памятники  экономической мысли, оставленные нам философами и правителями Древнего Востока, и в частности Вавилона. Но  экономическая мысль того  времени  была  не  отделима  от  политико-правовой,  религиозной идеологии. Поэтому  собственно  экономических  трактатов найти практически невозможно.

    Для данного  исследования, вероятнее всего, подойдут методы  описания  и анализа,  так  как  они  позволяют  наиболее полно   показать   особенности древневосточных обществ и, как  следствие,  причины  возникновения  тех  или иных памятников экономической мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История экономических учений как наука                    

Экономические учения представляют собой теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической  жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

Предметом курса истории  экономических учений является процесс  возникновения, развития и смены  экономических идей и воззрений  по мере происходящих изменений в  экономике, науке, технике и социальной сфере. Эти идеи изучаются в теориях  отдельных экономистов, теоретическими школами, течениями и направлениями.

Изучение данного курса  является важным подспорьем для выявления  объективных закономерностей в  развитии, как мировой, так и отечественной  экономики. Кроме того, знания в области  эволюции истории экономических  учений формируют у экономиста необходимую  эрудицию и творческие навыки, которые  позволяют ему свободно ориентироваться  в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические  подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности экономической  мысли Древнего Востока

 Перед философами Древнего  Востока возникала  проблема,  актуальность  и важность, которой сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена.  Это проблема толкования  идеальной  модели  социально-экономического  устройства общества. В каждой из стран  Востока  находился  свой  путь  решения  данной проблемы, в зависимости от сложившихся традиций и  устоев.  Но,  несмотря  на эти различия, можно выделить  три  особенности  развития  рабовладельческого общества Древнего Востока:

    1-ая  особенность   заключается  в  длительном   сохранении   пережитков первобытно-общинного  строя,  главным  из  которых  была  система  замкнутых сельских общин, экономически  изолированных  друг  от  друга.  Основой  этой замкнутости  служило  натуральное  хозяйство:  в каждой  общине  имелись и земледельцы и ремесленники, свое управление. Живучесть общины (в  Индии она сохранилась   до   конца   XVIII   века)   определялась    низким    уровнем производительных сил.

    2-ая особенность  древневосточных обществ заключается в слабом  развитии частной собственности. Община являлась первоначальным собственником земли и рабов. Часть земли была роздана  в  индивидуальное  пользование  общинникам, которые платили за это натуральный налог  (18-17  урожая)  и  обрабатывали общинные поля. Общине принадлежал рабочий скот и инвентарь, а так  же  рабы, занятые на  строительстве  плотин  и  каналов.  С образованием  государства власть в лице  царя  стала  верховным  собственником  всех  рабов  и  земли. Позднее возникла частная собственность, сначала на рабов, потом на землю.

    3-я особенность  состояла в  том,  что   рабский  труд  не  стал  основой хозяйственной жизни. Свободные общинники, земледельцы  и  ремесленники  были основными производителями. Рабский труд находил применение  главным  образом в государственном хозяйстве - на строительных работах,  сооружении  каналов, плотин, храмов, дворцов.

  Возникновение экономической мысли  в Вавилоне  

    Остановимся на наиболее популярных источниках-памятниках  экономической мысли цивилизации Вавилона.

    Для этого древневосточного  государства  Месопотамии,  расположенного  в междуречье  Тигра   и   Евфрата,   характерно   быстрое   развитие   частное собственности   и денежных отношений.  Но  в условиях  отсутствия  гарантии свободы личности   это  вело  к  разорению  массы  производителей,  развитию долгового рабства и   кабальничества. В 1901 году  французскими  археологами был обнаружен кодекс  законов  царя  Хаммурапи  (1792-1750гг.  до  н.э.). Эти законы были выбиты на большом черном  базальтовом  столбе.  Наверху  лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед  богом  Солнца  Шама  –  шем  - покровителем суда. Под рельефом  начертан  текст  законов,  заполняющий  обе стороны столба ( 247 законов).

    Текст  распадается   на  три  части.  Первой  частью  является  обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему  царство  для того, "чтобы сильный  не  притеснял  слабого".  Затем следует перечисление благодеяний, которые были  оказаны  Хаммурапи  городам своего  государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь  заканчиваются обстоятельным  заключением.  При  составлении  кодекса в его основу  было положено   старое    обычное    право,    шумерийские    судебники,    новое законодательство.

    В соответствии  с этим  законом,  во  избежание  разрушения  натурально-хозяйственных  отношений  и  угрозы  суверенитету  страны  из-за  ослабления государственных структур и армии  от  сократившихся  поступлений  налогов  в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло  за собой   самую   суровую   экономическую,   административную   и    уголовную ответственность,  вплоть  до   смертной   казни.   Вот   некоторые   примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

. посягнувший на  чужую   собственность,  в  том  числе  на  раба,  карается обращением в рабство либо смертной казнью;

. за несвоевременную  уплату долгов ни царские  воины,  ни  другие  граждане более не лишаются своих земельных налогов;

. срок долгового рабства  кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;

. предел денежной ссуды  не  может  превышать  20%,  натуральной-33%  от  ее первоначальной суммы.

    Во времена  правления Хаммурапи частная  собственность  достигла  полного развития. В Вавилоне существовали различные  виды  земельной  собственности: были земли царские, храмовые,  общинные,  частные.  И  царским,  и  храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов.  Во  времена Хаммурапи царская земля  раздавалась  в  пользование  издольщикам.  Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и  обмена.  Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием  частной  собственности  на  землю, чему в  немалой  степени  способствовало  расширение  царем  Хаммурапи  сети каналов. Частное землевладение было  различным  по  своему  объему,  крупные землевладельцы использовали труд рабов и  наемных  рабочих,  мелкие  -  сами обрабатывали свою землю. Развитие частной  собственности  на  землю  вело  к сокращению  общинных   земель,   упадку   общины.   Земли   свободно   могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по  наследству,  о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

    Особый  правовой  режим  существовал  в   отношении   имущества   воинов (имущество илку), о чем говорилось выше.

    В Законах Хаммурапи  имеется  ряд  статей,  регулирующих  аренду  земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени.  Плата за арендованное поле равнялась обычно одной  трети  урожая.  При  аренде  на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду  обязывался  участвовать в расходах или в  работе  по  обработке  поля.  Сад,  который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была  краткосрочной (на  один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась  еще  неосвоенная земля. Законодательство,  определяющее  отношения  между  хозяином  земли  и арендатором,  способствовало   развитию   хозяйства.   Если   арендатор   не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя  из объема урожая, выращенного соседями.

    Кроме аренды  поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о  различных  видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов,  повозок,  рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и  ответственность  в случае порчи или гибели нанятого имущества.

    Широко    был    распространен    договор    личного    найма.    Кроме сельскохозяйственных  рабочих,  нанимали  врачей,  ветеринаров,  строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность  за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

    Довольно  подробно  Законы  Хаммурапи   регулировали   договор   займа. Характерной  чертой  законодательства  Хаммурапи  в  этом  вопросе  является стремление  ограничить  должника  от  кредитора  и  предотвратить   долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном  сроке отработки долга  (3  года),  ограничение  процентов,  взимаемых  ростовщиком   как   с денежного, так и с натурального займа, ответственность  кредитора  в  случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

    В условиях  существования частной собственности, как на движимое,  так и на недвижимое  имущество,  большое развитие  получил  договор  купли-продажи. Продажа  наиболее  ценных  предметов   (земли,   построек,   рабов,   скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных  табличках)  при  свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества,  изъятого  из оборота  (например,  имущество  илку),  считалась  недействительной.   Кроме названных,  законодательство  Хаммурапи  знает  договоры  хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

    Из  кодекса   Хаммурапи  видно,  что  государство   пыталось   остановить размывание  слоя самостоятельных производителей. Законы в отличие  от  других восточных экономических трудов  не   имеют   религиозного   и   морального характера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить  общественный строй государства господствующей  силой,  в котором  должны  были  являться мелкие и средние рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы  слабого".  Эти законы являются первой попыткой управлять экономической  жизнью  страны  при помощи правовых норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артхашастра – сводный трактат по науке управления и политике, приписываемый Каутилье, полулегендарному министру основателя династии мауриев Чандрагупты I, но составленный, вероятно, в 1–2 вв. Истоки индийской «политологии» восходят еще к поздневедийской эпохе (в перечне дисциплин знания Чхандогья-упанишады упоминается и экаяна – «наука единоправления»). Среди первых теоретиков и, вероятно, уже популяризаторов артхашастры были странствующие философы паривраджаки, которые обсуждали такие незначительные с точки зрения буддистов темы, как «цари, воры, министры, армии, опасности, сражения» и т.д. За периодом начальных учительских традиций, вероятно, последовал период конкурирующих школ. Статистические исследования языка Артхашастры позволяют соотнести с периодом этих школ появление специальных пособий, посвященных местному управлению и судопроизводству. Среди предметов дискуссий этих школ выделяются проблемы, связанные с числом необходимых советников, наложением штрафов (обязанности надзирателей), структурой действующей армии и ряд других. В какой-то момент была произведена попытка унификации доктрин артхашастринов – процесс, напоминающий историю сложения текстов сутр в школах философии. Составитель текста постоянно рассматривает позиции своих предшественников, последователей Ману, Брихаспати, Ушанаса, Парашары и Каутильи (в последнем случае речь идет об «ортодоксальной» версии артхашастры, с позиций которой корректируются позиции других школ – ср. «последнее слово», которое оказывается за Бадараяной в Веданта-сутрах).

Информация о работе История экономических учений как наука. Особенность возникновения экономической мысли в Вавилоне