Историческая школа в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

В период объединения Германских земель в единое государство, т.е. в середине XIX в., возникло еще одно альтернативное классической политической экономии направление экономической мысли, получившее название «историческая школа Германии» или, что одно и то же, «немецкая историческая школа».

В данной контрольной поподробнее рассмотрим историческую школу в Германии, ее происхождение, особенности и этапы развития.

Содержание

Введение…………………………………………….………………………………………3

1. Развитие исторической школы в Германии, ее происхождение….…..………………5

2. Особенности немецкой исторической школы..…………..……………………………9
3. Этапы развития………………..….…………………………………………………….11

Заключение……………………………………………….………………………………..18

Список используемая литература….…………..…………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Выполненная контрольная по ИЭУ.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Представителями новой исторической школы являлись Густав Шмоллер (1838 - 1917), Карл Бюхер (1847 - 1930), Луйо Брентано (1844 - 1931)

 

 Основные работы Г. Шмоллера «О некоторых основных вопросах права и народного хозяйства» (1875), «Об основополагающих вопросах социальной политики и народнохозяйственного учения» (1898); Л. Брентано «Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда (1876).

     Лидером новой исторической школы  являлся Г. Шмоллер. Он делал особый акцент на роли хозяйственного обычая, т.е. на моральных и правовых рамках, в которых функционирует экономика. Согласно его мнению, процесс экономического развития заключается в постепенном подчинении правовым и моральным нормам всех естественно сложившихся общественных отношений между людьми. Примерами таких норм являются право частной собственности, запрет рабства и расовой дискриминации. Наличие хозяйственного обычая является необходимым условием для существования свободного обмена денежного обращения, разделения труда и других характеристик рыночной экономики. Все экономические отношения являются производными от этических и правовых аспектов. Г. Шмоллер критиковал классическую политическую экономию за игнорирование ее представителями этического характера хозяйственных явлений и повышения роли правовых и моральных норм по мере экономического развития.

     Особенно  важным элементом подхода Г. Шмоллера является его учение о роли государства. По его мнению, это учреждение, находящееся как бы над интересами различных социальных групп и классов. Именно государство создает значительную часть хозяйственного этоса.

 

 Свою периодизацию истории развития хозяйства предложил  К. Бюхер. В качестве критерия периодизации он избрал длительность пути товара от его непосредственного производителя до конечного потребителя. Им были выделены следующие стадии развития:

     а) домашнее хозяйство -на этом этапе развития продукты потребляются там же, где произведены.

     б) городское хозяйство - производитель и потребитель - уже разные субъекты, но на пути товара от одного субъекта к другому не возникает никаких посредников.

     в)  народное хозяйство - производитель работает на точно неизвестный ему рынок; прежде, чем дойти до конечно потребителя, товар проходит через множество посредников. На этой, самой высшей стадии развития, большую роль играют финансовые рынки и учреждения.

 

 Л. Брентано известен своими исследованиями вопросов, касающихся труда и заработной платы. Он предвосхитил идеи ортодоксальных и особенно новых кейнсианцев по поводу положительных аспектов высокого уровня заработной платы для экономики. Во-первых, высокая заработная плата положительно влияет на стимулы к труду. Тем самым, способствует повышению производительности труда. Во-вторых, стимулирует замену труда машинами, а следовательно, технический прогресс и все тот же рост производительности труда. Низкая же заработная плата, напротив, отбивает стимулы к трудосберегающему техническому прогрессу вследствие дешевизны труда.

     Эти воззрения Л. Брентано имели неоднократное подтверждение в экономической истории.

     Третий  этап развития исторической школы Германии, названный «Новейшая историческая школа», относят к первой трети XX в. Основные представители — В.Зомбарт, М.Вебер, А. Шпитхоф.

     М. Вебер (1864-1920) происходил из состоятельной буржуазной семьи. Еще в ранней юности он приобрел вкус к политике. В своей пионерной работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904) он связал генезис капитализма с радикальной сменой типа общественных связей. Он выделил два  типа:

     а) «естественная общность» - общество, строящееся на основе общинных, родоплеменных и патерналистских отношений - т.е. традиционных связей - между людьми;

     б) «гражданское общество» - общество, строящееся на основе добровольного формирования связей между людьми, свободными от давления общины или рода.    

     Капитализм  как хозяйственная система возможен лишь в гражданском обществе. Поэтому  его генезис связан с разрушением  естественной общности.По мнению М. Вебера, такое разрушение было вызвано постепенным распространением крайних направлений протестантизма - кальвинизма, пуританизма и т.д. Этика данных конфессий ориентировала их приверженцев на достижение максимального успеха в хозяйственной деятельности; это вытекает из кальвинистской доктрины предопределения, согласно которой одни люди еще до своего рождения предопределены Богом для рая, а другие - для ада. Критерием, позволяющим определить, кто куда предопределен, как раз и служит успех в хозяйственных делах, конкретно измеряемый суммой накопленного капитала. Теория М. Вебера имеет непреходящее значение и служит сегодня основой для исследования связей между религией и экономикой.

     В. Зомбарт  (1863-1941)  в своей работе «Евреи и хозяйственная жизнь» (1911) выдвинул иные возможные причины разрушения традиционных связей между людьми. К таким причинам он отнес роль иудаизма и специфику психологии переселенцев. По его мнению, капиталистические отношения в Нидерландах, Франции, а затем Англии и США зарождались за счет деятельности переселенцев-иудеев, пренебрегавших традиционными связями в этих странах. К сожалению, учение В. Зомбарта оказало определенное влияние на становление идеологии германского фашизма.

     Что касается взглядов Зомбарта на перспективы  экономического развития, то они сконцентрировались в его теории «социального плюрализма». Наступает эпоха позднего капитализма, на смену которому должно прийти общество «социального плюрализма». Переход к этому обществу Зомбарт видит исключительно в мирной, эволюционной, а главное  длительной борьбе рабочих за увеличение своей доли в национальном доходе, зависимой от активности профсоюзов.

     В 1934 г., появляется последняя большая  работа Зомбарта «Немецкий социализм», где автор формирует социальный идеал для Германии в виде «государственного социализма», который у него равнозначен «плановому», или «организованному». Капитализму. Основные элементы этой модели – корпоративное государство, осущесвляющее планирование национальной экономики, жестокая централизация управления. Строгая иерархия и сословное деление – были восприняты германским фашизмом и стали частью его социально-экономической политики.

 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

     Особенностью  исторической школы Германии, как особого направления экономической теории является то, что ее представители не ставили перед собой задачу, пользуясь своим методом, создать законченную доктрину политэкономии, которая смогла бы заменить учение классической школы. Они лишь использовали уже разработанный классиками арсенал категорий и выводов и трактовали по-своему их сущность.

       Специфика исторической школы  как разновидности политической  экономии состояла в том, что  ее основатели сосредоточили  свое внимание на методологических  изысканиях, направленных против  методологических принципов классической  школы. Они выступили против идеи общих закономерностей экономического развития, противопоставили ей идею национальных особенностей конкретных систем хозяйствования в каждой отдельной стране.

     Представители исторической школы признавали лишь эволюционную форму развития и отвергали  качественные сдвиги и революционные перевороты в экономике и общественной жизни. Они также всячески подчеркивали значение этических, психологических, правовых и политических факторов, отводили им определяющую роль в хозяйственном развитии общества. Политическая экономия, по их мнению, должна быть нравственной наукой.

     Иллюстрацией  историзма в понимании корифеев исторической школы может служить  периодизация истории наций, данная Гильдебрандом. В истории хозяйственного развития он различал три фазы: натуральное  хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство. В основу данной периодизации был положен способ обмена.

     Упрощенно понимаемый историзм органически дополнялся в методологии исторической школы  с эмпиризмом. Задачей политической экономии объявлялся не теоретический анализ экономических явлений, а простое описание историко-экономических фактов. Таким образом, политическая экономия фактически растворялась, в истории народного хозяйства.

     Итак, немецкие экономисты начала XIX века, руководствуясь идеей национального единства Германии, создали исторический метод исследования и воспользовались им для основания нового направления в политической экономии, основой которого стало изучение закономерностей развития национального народного хозяйства, определяющей роли государства в этом процессе. Достижением исторической школы было и то, что ее представители широко пользовались историческими и статистическими материалами, а также выводами конкретных исторических исследований.

 

      

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  используемой литературы

 
 

  1. Жид, Ш. История экономических учений : учеб. / Ш. Жид, Ш. Рист. - М. :

      Экономика, 1995. – 544 с.

  2. История  экономических учений : учеб. пособие / под ред. В. Автономова,

      О. Ананьина, Н. Макашовой. - М. : Изд-во Инфра-М, 2002. – 784 с.

  3. История экономических учений :учеб. пособие  / под ред. А. Г. Худокормова. –

      М. : Изд-во МГУ, 1994. – 416 с.

  4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 39. с 175.

  5. Титова, Н. Е. История экономических учений : учеб. для вузов / Н. Е. Титова. –

      М. : ВЛАДОС, 1997. – 287 с.  

  6. Ядгаров, Я. С. История экономических учений : учеб. для вузов / Я. С. Ядгаров. –

      М. : Инфра - М, 1999. – 320 с.

Информация о работе Историческая школа в Германии