Историческая школа и ее развитие в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Историческая школа зародилась и получила свое развитие в Германии. Особенностью исторической школы является то, что она рассматривает политическую экономику, как науку о национальном хозяйстве, отстаивает особую роль государства в экономике. Государственные интересы, интересы нации выше интересов личности. Именно в этом у нее серьезные расхождения с классической школой, которая изучает общие законы развития экономики.

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа_полная3.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

      Во-вторых, для большинства экономистов  России особое значение имеет крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических проблем.

      В-третьих, в российской экономической мысли  всегда большое значение придавалось  общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами, внеэкономическим факторам.

      Можно назвать ряд российских традиций и особенностей, которые лучше  помогут понять специфику русской  экономической мысли. Хорошо известно, что в России, в отличие от Центральной  и Западной Европы, не получило юридического закрепления римское право собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений. Именно там многовековая культура частной собственности развила такое качество экономической личности, как хозяйственный индивидуализм и экономический рационализм. В России же на протяжении многих веков хозяйство было основано не на частной собственности, а на своеобразном сочетании общинного пользования землей и власти государства, выступающего в роли высшего собственника. Это оказало существенное влияние на отношение к институту частной собственности, наложив на него соответствующий нравственно-этический отпечаток. Русскому человеку свойственно убеждение, что «человек выше принципа собственности». Не случайно в русском менталитете идею «естественного права», которая является основой западноевропейской цивилизации, заменяли идеалы добродетели, справедливости и правды. Это определяет русскую социальную мораль и экономическое поведение. И потому явление «кающегося дворянства» - особенность чисто русская.

      Еще одна российская традиция - склонность к утопическому мышлению, стремление мыслить не реалиями, а образами желаемого будущего. С этим же связана традиция полагаться на «авось», неприязнь к точным расчетам, строгой деловой организации.

      Характерной чертой русского менталитета является также стремление к соборности (добровольному объединению людей для общих действий независимо от имущественного и сословного неравенства) и солидарности, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью.

      Кроме этого, просматриваются взгляды  ученых, которые работали в сфере  экономики и рассматривали проблемы, связанные с экономическим развитием  страны в целом. Проанализировав  работы ученых, можно проследить тенденцию развития исторической школы в России. Также провести сравнение между экономическими учениями того или иного года, в зависимости от политических, социальных и экономических ситуациях в стране. Потому что известно, что в истории России было много кризисных периодов в экономики, которые нуждались в помощи государства. На эти периоды огромное внимание обращали ученые экономисты, особенно в 20-90-е года 20 века, когда экономика России претерпевала огромнейший перепады и, практически, новый путь становления.

      Для преодоления решения экономических  задач проводились реформы, которые, в той или иной степени, улучшали состояние экономики в России. Например, реформа 1965 года привела к рассмотрению управления народным хозяйством, к улучшению систем ценообразования, систем оплаты труда и так далее.

      Что касается хозяйственных российских традиций, то, несмотря на их многообразие, они на протяжении веков складывались вокруг двух осевых линий: традиции огосударствления и традиции общинности.

      Список  использованных источников

      1 Белихин, В.Г. История экономики России / В.Г. Белихин - М.: Аспект Пресс, 1998. - 268 с.

      2 Борисов, Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекций / Е.Ф. Борисов - М.: Юристъ, 1997. - 452 с.

      3 Булатов, А.С. Экономика / А.С. Булатов - М.: Академический Проект 1997. - 296 с.

      4 Гусейнов, Р. История экономики России / Р. Гусейнов. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998. - 352 с.

      5 Ломакин, В.К. Мировая экономика / В.К. Ломакин - М.: Юнити, 2000. - 302 с.

      6 Любимов, Л.Л. Основы экономических знаний / Л.Л. Любимов, Н.А. Раннева. - М.: Экономистъ 1997. - 429 с.

      7 Маркова, А.Н. История экономической мысли в России / А.Н. Маркова. - М.: Юнити 1996. - 306 с.

      8 Неровня, Т.Н. История экономики в вопросах и ответах / Т.Н. Неровня - Ростов Н/Д: Феникс, 1999. - 416 с.

      9 Осипов, А.А. Крах административно- командной системы / А.А. Осипов. - Л.: Лениздат, 1991. - 247 с.

      10 Рубин, И.И. История экономической мысли / И.И. Рубин. - Л.: Лениздат, 1929. - 280 с.

Информация о работе Историческая школа и ее развитие в России