1.3 Стратегия развития
Воронежской области
В 2007 году была разработана
и получила статус областного Закона
Стратегия социально-экономического
развития Воронежской области на
долгосрочную перспективу. В ней
зафиксированы долговременные на период
до 2020 года цели и приоритеты развития
реального сектора экономики
и повышения на его основе качества
жизни населения области, определены
конкретные механизмы достижения стратегических
целей и индикаторов с использованием
программно-целевых методов управления.
Перспективы области связаны
с использованием исторически сложившихся
преимуществ экономико-географического
положения региона и переходом
на инновационную модель экономического
развития.
Приоритетные
направления развития Воронежской
области:
- Модернизация системы государственного и муниципального управления.
- Развитие человеческого потенциала Воронежской области.
- Повышение конкурентоспособности экономики региона в условиях перехода к новой экономике и концентрации ресурсного потенциала и человеческого капитала на:
- создании инфраструктуры инновационной деятельности;
- восстановлении места и роли области в территориальном разделении труда России в качестве важнейшей продовольственной базы страны со специализацией на производстве сахара, растительного масла, зерна и животноводческой продукции;
- формировании в области зоны опережающего развития атомного и энергомашиностроения как звена атомно-энергетического комплекса Российской Федерации;
- развитии комплекса производств гражданского авиастроения (авиастроительного кластера);
- вовлечении в реальный сектор экономики неиспользованных (резервных) месторождений минерально-строительного сырья и формировании кластера строительных материалов;
- создании в области транспортного мультимодального узла, обеспечивающего пассажиропотоки и логистику материальных ресурсов в транспортном коридоре России «Север – Юг».
Последовательно будет обеспечиваться государственная
поддержка малого и среднего предпринимательства,
развитие конкуренции, повышение качества
государственного управления и механизмов
регулирования экономической деятельности.
Одновременно будут активизированы действия,
обеспечивающие переход экономики на
инновационный тип развития в соответствии
с Концепцией долгосрочного социально-экономического
развития РФ на период до 2020 года и Стратегией
социально-экономического развития Воронежской
области на долгосрочную перспективу.
Реализация
стратегии предусматривает несколько
этапов:
1. Этап подготовки
проектов и программ развития (2006 –
2007 годы).
В ходе этого этапа необходимо осуществить
комплекс мероприятий:
- подготовка проектов и программ, обеспечивающих реализацию стратегии. Проведение необходимых институциональных преобразований (нормативно-проектных работ). Создание системы документов территориального планирования области, согласованных со стратегией;
- запуск «проектов-стартёров» реализации стратегии (переход к управлению конкурентоспособностью территорий, оптимизация бюджетных программ, переход к инструментальной культурной политике, реализация инновационных проектов в профессиональном образовании). Переход к новой политике в промышленности и сельском хозяйстве;
- выработка плана завершения ранее начатых проектов и программ, включение их в комплекс мероприятий, направленных на реализацию стратегии;
- мероприятия по административной и бюджетной реформе, переход к «результативному управлению» и бюджетированию, ориентированному на результат, в деятельности областных органов государственной власти;
- формирование пакета предложений по реализации на территории области федеральными органами государственной власти федеральных проектов и программ (в сфере инфраструктурного развития территории, профессионального образования, промышленной политики и проч.);
- разработка организационного механизма реализации части проектов, в том числе создания новых индустриальных площадок (парков) в Воронеже и крупных населённых пунктах (Нововоронеж, Лиски, Россошь, Борисоглебск). В области планируется создать Агентство регионального развития, которое будет заниматься выделением и оформлением участков для указанных парков, их инфраструктурной подготовкой, организацией проектных работ.
2. Этап запуска проектов,
обеспечивающих развитие области по позитивному
сценарию (2008 – 2012 годы):
- реализация мероприятий по «рекрутингу» производств (индустриальные парки, технопарки, инфраструктурное обеспечение);
- создание эффективных кластеров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности;
- запуск крупных инфраструктурных проектов в сфере развития транспортных коммуникаций, в энергетической системе области;
- реализация крупных инновационных проектов в системе профессионального образования в регионе;
- коррекция политики в сфере социальной защиты, учитывающей рост доли пожилых людей в общей численности населения;
- программа развития Воронежа и городской агломерации вокруг него. Продвижение уникальных культурных инициатив города, актуальных для всего ЦФО;
- подготовка современной инфраструктуры приграничного развития;
- завершение формирования реестров, стандартов и регламентов оказания государственных и бюджетных услуг. Внедрение БОР в бюджетной сети.
3. Этап выхода на проектную
мощность основных проектов, обеспечивающих
реализацию стратегии, подготовка проектов
следующего шага развития области (с 2012
года).
Основой успешной реализации
стратегии должна стать планомерная
деятельность региональной и муниципальных
властей по следующим направлениям:
- совершенствование законодательной базы, внедрение инновационных подходов во все общественно значимые сферы развития (повышение качества государственного и муниципального управления, развитие человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности и инновационной составляющей экономического развития);
- совершенствование механизма частно-государственного партнёрства с целью совместного взаимовыгодного решения властью и бизнесом задач социального характера;
- улучшение жилищных условий, повышение качества медицинской помощи, достижение достойного уровня социальной поддержки малоимущих слоёв населения, формирование системы контроля за жёстким соблюдением экологических стандартов;
- научно обоснованное и эффективное программирование регионального и муниципального развития на базе областных целевых и ведомственных целевых программ развития.
Необходимым условием поэтапной
реализации стратегии является осознание
властью (региональной и местной) своей
ответственности в создании конкурентных
преимуществ территории. Приоритетом
деятельности органов власти, который
должен привести в конечном итоге
к экономическому росту, должно стать
развитие человеческого потенциала.
Чем выше качество человеческого
потенциала, тем большую добавленную
стоимость он способен произвести и
тем большее оказать воздействие
на повышение уровня жизни людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2011
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. // Справочно-правовая система «ГАРАНТ». 2001
- Инвестиции. Формы и методы их привлечения: М.: Алгоритм, 2010.
- Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации: проблемы и перспективы. – М.: Дело, 2010. – 311 с.
- Бакитжанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка // Инвестиции в России. – 2009. – № 5. – C. 11-15
- Бекларян Л.А., Сотский С.В. Инвестиционная деятельность с учетом региональной инвестиционно-финансовой политики. Разбиение регионов и инвесторов на группы по уровню их взаимной привлекательности // Аудит и финансовый анализ. № 2, 2008. – с. 13-16.
- Лавров А., Кузнецова О. Оценка бюджетного потенциала регионов России. // Рынок ценных бумаг - № 2 – 2011 - с. 38-54.
- Лахметкина Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2010. – 232 с
- Литвинова В.В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона. / Литвинова В.В. // Молодой ученый. — 2011. — № 4.
- Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. // Вопросы экономики - № 9 - 2010 - с. 69-79.
- Морозова Т. Г., ПобединаМ. П., Шишов С. С.Регионоведение.,– М.: Банки и биржи, 2010. – 318 с.
- Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. — СПб.: Питер, 2009. – С. 192-193
- Москвин В. Основы теории риска для реализации инвестиционных проектов // Инвестиции в России. – 2010. - № 8
- Хрущев А.Т. Экономическая и социальная география России.– М.: МГУ, 2010. – 409 с.
- http://www.rspp-vrn.ru , статья «Инвестиционный климат Воронежской области эксперты считают удовлетворительным».
- http://www.spb-venchur.ru, Международный деловой портал: инвестиции, инновации, бизнес.