Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
Инвестиционный
климат Воронежской области
Выполнила : студентка 2 курса
магистратуры Игнатова Лина Николаевна
Ростов-на-Дону
2011
1 Инвестиционный
климат Воронежской области
1.1Параметры инвестиционного
климата Воронежской области
Организация инвестиционной
деятельности в Воронежской области
относится к числу приоритетных
направлений работы. За 2009 год объём
инвестиций в основной капитал за
счёт всех источников финансирования
на территории области составил 85,7
млрд. рублей, или 90,2% к уровню 2008 года
(по РФ – 83%).
1. Удобное географическое
расположение.
Воронежская область имеет
выгодное геополитическое положение.
Расположенная между Европой
и Азией, она соединяет их крупнейший
торговый маршрут, связывающий Европу
и Азию – Великий шёлковый путь.
Национальное транспортное
значение Воронежской области заключается
в том, что она находится на
пересечении транспортных коридоров
«Север – Юг» и «Запад – Восток».
Значимость будет только повышаться
с ростом деловой активности на юге
России, в том числе и с подготовкой
и проведением зимних Олимпийских
игр.
Богатые возможности приграничного
сотрудничества связаны с тем, что
Воронежская область граничит с
Украиной.
2. Развитая транспортная
инфраструктура.
Как показывают последние
экономические исследования, развитость
транспортной инфраструктуры является
одним из ключевых факторов экономического
развития региона. В этом отношении
Воронежская область обладает отлично развитой
транспортной инфраструктурой:
- Недалеко от Воронежа находится международный аэропорт.
- Юго-Восточная железная дорога, пересекающая Воронежскую область, связывает центр Европейской части страны с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной и восточной частью России.
- 2 крупнейших железнодорожных узла – Лиски и Поворино – обеспечивают транзит железнодорожных грузов.
• Через Воронеж проходит несколько крупных автомобильных трасс федерального значения: Москва – Новороссийск, Москва – Астрахань, Курск – Саратов.
- На территории области действует речной порт «Лискинский». Имеется возможность обеспечивать судоходную связь по р. Дон с Азовским, Каспийским и Чёрным морями.
3. Воронежская область – наиболее крупный
(после Московской области) по территории,
численности населения, а также экономическому
потенциалу регион в составе
Центрального Федерального округа РФ.
Большая ёмкость рынка сбыта также является
фактором привлекательности для инвесторов.
4. Богатый кадровый
и научный потенциал:
- Воронеж – город с почти миллионным населением, треть которого имеет высшее образование.
- Воронежская область является центром высшего образования в центральной части России. Воронежская область занимает одно из ведущих мест в РФ по количеству студентов – в государственных и коммерческих вузах обучается более 133 тыс. студентов. Из 18 областей, входящих в Центральный федеральный округ, Воронежская область по этому показателю занимает 2-е место после Москвы, причём деятельность по подготовке высококвалифицированных кадров с каждым годом активизируется.
- Вузы Воронежа сотрудничают с крупнейшими компаниями. На базе ВГУ действует восточно-европейский центр Siemens.
5. Широкий спектр
преференций со стороны правительства Воронежской
области, которое в лице губернатора гарантирует
всестороннюю поддержку компаниям, реализующим
инвестиционные проекты в регионе.
Государственная
(областная) поддержка инвестиционной
деятельности осуществляется в форме:
- установления для инвесторов в соответствии с действующим законодательством льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет, а также изменения сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита;
- предоставления инвесторам льготных условий пользования землёй и другими природными ресурсами, не противоречащих федеральному законодательству;
- предоставления на льготных условиях в аренду инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности;
- реструктуризации задолженности по платежам в областной бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам;
- обеспечения информационного сопровождения инвестиционной деятельности;
- участия в разработке инвестиционных проектов;
- предоставления на конкурсной основе государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счёт объектов областного залогового фонда и средств областного бюджета;
- предоставления инвесторам субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов в рамках программы экономического и социального развития Воронежской области, областных целевых программ;
- предоставления бюджетных кредитов в соответствии с действующим законодательством;
- софинансирование за счёт средств областного бюджета строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
Современная
система областной государственной
поддержки инвестиционной деятельности построена на следующих основных
принципах:
- объективности и экономической целесообразности принимаемых решений;
- открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для реализации инвестиционных проектов;
- равноправия инвесторов;
- взаимной ответственности органов государственной власти области и инвесторов;
- сбалансированности государственных и частных интересов.
6. Для удобства инвесторов разработан
прозрачный механизм получения
преференций, сформулированный в принципе
«5-ти шагов»:
- заключение инвестиционного соглашения;
- предварительное согласование места размещения объекта;
- присвоение объекту статуса «особо значимого»;
- включение объекта в программу экономического и социального развития Воронежской области;
- заключение договора об осуществлении инвестиционной деятельности.
7. Для упрощения процедуры согласования
вопросов с различными инстанциями создано Агентство по привлечению инвестиций
Воронежской области, которое работает по принципу
«одного окна». В частности, оказывает
содействие в подборе инвестиционных
площадок для размещения производства,
осуществляет сопровождение инвестиционных
проектов с начальной стадии реализации,
осуществляет взаимодействие с органами
государственной власти, отраслевыми
организациями по вопросам реализации
инвестиционных проектов.
8. На территории Воронежской
области определены 3 специализированных
индустриальных парка: машиностроения
и металлообработки («Масловский»), агропромышленной
направленности («Бобровский») и строительной
индустрии («Хохольско-Семилукский»).
Строительство инфраструктуры осуществляется
за счёт бюджетных средств правительства
Воронежской области.
9. В регионе накоплен большой опыт реализации
масштабных инвестиционных проектов.
На территории области
успешно реализованы и реализуются крупные инвестиционные
проекты, среди которых:
- создание производственного центра информационных технологий Siemens в городе Воронеже;
- строительство пивоваренного завода «Балтика» с объёмом инвестиций в 900 млн. рублей;
- строительство 6-го и 7-го энергоблоков Нововоронежской атомной электростанции (131 млрд. рублей);
- реализация проекта компании Евроцемент Групп (объёмом инвестиций в 3,4 млрд. рублей);
- маслоэкстракционного завода полного цикла ООО «Бунге СНГ» (16 млрд. рублей);
- создание животноводческого комплекса ОАО «Группа Черкизово» (7,9 млрд. рублей).
Система привлечения
инвесторов нацелена на создание в российском
и международном сообществе имиджа Воронежской
области, привлекательного для размещения
инвестиций, и включает в себя:
- активное привлечение целевых инвесторов в Воронежскую область через прямые каналы: форумы, выставки, ярмарки, деловые поездки и др. – с учётом приоритетных направлений инвестиционного развития экономики, а также через непрямые каналы: инвестиционный паспорт Воронежской области (веб-сайт), рекламные материалы (статьи, публикации, информационные бюллетени), общие и отраслевые справочники, – раскрывающие инвестиционные возможности и потенциал региона;
- обеспечение инвестора качественной организационной, информационной и консультационной поддержкой в процессе переговоров и реализации проекта;
- анализ системы привлечения инвесторов и разработка направлений по дальнейшему совершенствованию системы привлечения.
Инвестиционные
рейтинги
Рейтинговое агентство «Эксперт»
присвоило Воронежской области
инвестиционный рейтинг 3B1, что означает
пониженный потенциал и умеренный
риск. Среди регионов России область
занимает 18-е место по инвестиционному
риску и 25-е по инвестиционному
потенциалу. Регион обладает повышенным
инновационным потенциалом.
Международное рейтинговое
агентство Fitch Ratings в ноябре 2011 года
присвоило Воронежской области
долгосрочные рейтинги в иностранной
и национальной валюте на уровне BB,
краткосрочный рейтинг в иностранной
валюте B и национальный долгосрочный
рейтинг AA-(rus). Прогноз по долгосрочным
рейтингам – «стабильный».
Рейтинги отражают приемлемые
показатели исполнения бюджета области,
низкую долговую нагрузку и хорошо
диверсифицированную экономику. В
то же время рейтинги принимают во
внимание низкую гибкость операционных
расходов региона и уменьшившуюся
способность самостоятельно финансировать
капитальные расходы.
1.2 Инвестиционные
приоритеты Воронежской области
В Воронежской области
разработана Стратегия привлечения
инвестиций до 2015 года, в которой указаны
базовые принципы и направления инвестиционного
развития региона.
Инвестиционные возможности
Воронежской области в условиях
усиливающейся глобальной конкуренции
определяются существующей индустриально-аграрной
направленностью экономики региона,
а также развитием новых отраслей
с учётом имеющегося кадрового, инфраструктурного,
производственного потенциала и
повышенной заинтересованности зарубежных
инвесторов к российской экономике.
Цели и задачи
В Стратегии декларируется
цель по вхождению Воронежской области
к 2015 году в пятёрку регионов-лидеров
Российской Федерации по темпу экономического
роста и в десятку по темпу
роста уровня жизни населения. Для
достижения этой цели необходимо повысить
конкурентоспособность приоритетных
секторов хозяйства и ведущих
предприятий области, привлекая
значительные инвестиции для их развития.
Расчёты показали, что для достижения
цели до 2015 года необходимо привлечь около
800 млрд. рублей инвестиций в основной
капитал региона.
Реализация цели Стратегии
также подразумевает повышение инвестиционного
потенциала Воронежской области и
его использование с учётом следующих
направлений деятельности:
- В российском и международном сообществе Воронежская область создаёт имидж региона, привлекательного для размещения инвестиций.
- В Воронежской области сформировано прогрессивное инвестиционное законодательство, которое постоянно совершенствуется для предоставления полноценной государственной поддержки инвесторам и создания благоприятного налогового режима.
- На территории Воронежской области развивается транспортная и бизнес-инфраструктура, обеспечивающая потребности потенциальных и существующих инвесторов Воронежской области.
В рамках Стратегии Воронежской
области выделены приоритетные направления
привлечения инвестиций, для каждого
из которых сформулирован комплекс
задач.
Приоритетные
направления привлечения инвестиций:
- Развитие высокотехнологичных производств и формирование кластеров в авиастроении, ракетостроении, радиоэлектронике, железнодорожном машиностроении, автомобильном машиностроении, атомном и энергомашиностроении, а также кластера строительной индустрии Воронежской области.
- Формирование конкурентоспособных кластеров в агропромышленном комплексе (АПК) Воронежской области.
Для привлечения инвестиций
в развитие высокотехнологичных производств
и формирование кластеров в приоритетных
отраслях промышленности администрация
Воронежской области ставит перед собой
следующие задачи:
- Активизировать роль органов региональной власти в содействии приоритетным секторам промышленности и ведущим промышленным предприятиям по включению в федеральные программы, крупномасштабные проекты и проекты государственно-частного партнёрства. Активизировать роль исполнительных органов государственной власти в процессе создания и развития индустриальных зон и др.
- Повысить инвестиционную активность предприятий Воронежской области за счёт льготного налогообложения, а также совершенствования иных мер налогово-бюджетной политики.
- Повысить инвестиционную привлекательность индустриальных зон Воронежской области для российских и иностранных инвесторов.
- Привлекать инвестиционные ресурсы с целью развития высокотехнологических производств в приоритетных секторах промышленности области и предоставлять инвесторам максимально возможный комплекс мер государственной поддержки.
- Обеспечить развитие существующей инженерной и бизнес-инфраструктуры для приоритетных секторов промышленности Воронежской области в соответствии с увеличением производственных мощностей.