Инвестиционный климат Воронежской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:05, контрольная работа

Описание работы

Организация инвестиционной деятельности в Воронежской области относится к числу приоритетных направлений работы. За 2009 год объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования на территории области составил 85,7 млрд. рублей, или 90,2% к уровню 2008 года (по РФ – 83%).

Работа содержит 1 файл

Инвестиционный климат Воронежской области.docx

— 44.66 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

 

Инвестиционный  климат Воронежской области

 

 

 

 

Выполнила : студентка 2 курса магистратуры Игнатова Лина Николаевна

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2011

1 Инвестиционный климат Воронежской области

1.1Параметры инвестиционного климата Воронежской области

Организация инвестиционной деятельности в Воронежской области  относится к числу приоритетных направлений работы. За 2009 год объём  инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования на территории области составил 85,7 млрд. рублей, или 90,2% к уровню 2008 года (по РФ – 83%).

1. Удобное географическое расположение.

Воронежская область имеет  выгодное геополитическое положение. Расположенная между Европой  и Азией, она соединяет их крупнейший торговый маршрут, связывающий Европу и Азию – Великий шёлковый путь.

Национальное транспортное значение Воронежской области заключается  в том, что она находится на пересечении транспортных коридоров  «Север – Юг» и «Запад – Восток». Значимость будет только повышаться с ростом деловой активности на юге  России, в том числе и с подготовкой  и проведением зимних Олимпийских  игр.

Богатые возможности приграничного  сотрудничества связаны с тем, что  Воронежская область граничит с  Украиной.

2. Развитая транспортная инфраструктура.

Как показывают последние  экономические исследования, развитость транспортной инфраструктуры является одним из ключевых факторов экономического развития региона. В этом отношении  Воронежская область обладает отлично развитой транспортной инфраструктурой:

  • Недалеко от Воронежа находится международный аэропорт.
  • Юго-Восточная железная дорога, пересекающая Воронежскую область, связывает центр Европейской части страны с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной и восточной частью России.
  • 2 крупнейших железнодорожных узла – Лиски и Поворино – обеспечивают транзит железнодорожных грузов. 
    • Через Воронеж проходит несколько крупных автомобильных трасс федерального значения: Москва – Новороссийск, Москва – Астрахань, Курск – Саратов.
  • На территории области действует речной порт «Лискинский». Имеется возможность обеспечивать судоходную связь по р. Дон с Азовским, Каспийским и Чёрным морями.

3. Воронежская область – наиболее крупный (после Московской области) по территории, численности населения, а также экономическому потенциалу регион в составе Центрального Федерального округа РФ. Большая ёмкость рынка сбыта также является фактором привлекательности для инвесторов.

4. Богатый кадровый и научный потенциал:

  • Воронеж – город с почти миллионным населением, треть которого имеет высшее образование.
  • Воронежская область является центром высшего образования в центральной части России. Воронежская область занимает одно из ведущих мест в РФ по количеству студентов – в государственных и коммерческих вузах обучается более 133 тыс. студентов. Из 18 областей, входящих в Центральный федеральный округ, Воронежская область по этому показателю занимает 2-е место после Москвы, причём деятельность по подготовке высококвалифицированных кадров с каждым годом активизируется.
  • Вузы Воронежа сотрудничают с крупнейшими компаниями. На базе ВГУ действует восточно-европейский центр Siemens.

5. Широкий спектр преференций со стороны правительства Воронежской области, которое в лице губернатора гарантирует всестороннюю поддержку компаниям, реализующим инвестиционные проекты в регионе.

Государственная (областная) поддержка инвестиционной деятельности осуществляется в форме:

  • установления для инвесторов в соответствии с действующим законодательством льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет, а также изменения сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита;
  • предоставления инвесторам льготных условий пользования землёй и другими природными ресурсами, не противоречащих федеральному законодательству;
  • предоставления на льготных условиях в аренду инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности;
  • реструктуризации задолженности по платежам в областной бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам;
  • обеспечения информационного сопровождения инвестиционной деятельности;
  • участия в разработке инвестиционных проектов;
  • предоставления на конкурсной основе государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счёт объектов областного залогового фонда и средств областного бюджета;
  • предоставления инвесторам субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов в рамках программы экономического и социального развития Воронежской области, областных целевых программ;
  • предоставления бюджетных кредитов в соответствии с действующим законодательством;
  • софинансирование за счёт средств областного бюджета строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

Современная система областной государственной  поддержки инвестиционной деятельности построена на следующих основных принципах:

  • объективности и экономической целесообразности принимаемых решений;
  • открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для реализации инвестиционных проектов;
  • равноправия инвесторов;
  • взаимной ответственности органов государственной власти области и инвесторов;
  • сбалансированности государственных и частных интересов.

6. Для удобства инвесторов разработан прозрачный механизм получения преференций, сформулированный в принципе «5-ти шагов»:

  • заключение инвестиционного соглашения; 
  • предварительное согласование места размещения объекта;
  • присвоение объекту статуса «особо значимого»;
  • включение объекта в программу экономического и социального развития Воронежской области;
  • заключение договора об осуществлении инвестиционной деятельности.

7. Для упрощения процедуры согласования вопросов с различными инстанциями создано Агентство по привлечению инвестиций Воронежской области, которое работает по принципу «одного окна». В частности, оказывает содействие в подборе инвестиционных площадок для размещения производства, осуществляет сопровождение инвестиционных проектов с начальной стадии реализации, осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, отраслевыми организациями по вопросам реализации инвестиционных проектов.

8. На территории Воронежской области определены 3 специализированных индустриальных парка: машиностроения и металлообработки («Масловский»), агропромышленной направленности («Бобровский») и строительной индустрии («Хохольско-Семилукский»). Строительство инфраструктуры осуществляется за счёт бюджетных средств правительства Воронежской области.

9. В регионе накоплен большой опыт реализации масштабных инвестиционных проектов.

На территории области  успешно реализованы и реализуются крупные инвестиционные проекты, среди которых:

  • создание производственного центра информационных технологий Siemens в городе Воронеже;
  • строительство пивоваренного завода «Балтика» с объёмом инвестиций в 900 млн. рублей;
  • строительство 6-го и 7-го энергоблоков Нововоронежской атомной электростанции (131 млрд. рублей);
  • реализация проекта компании Евроцемент Групп (объёмом инвестиций в 3,4 млрд. рублей);
  • маслоэкстракционного завода полного цикла ООО «Бунге СНГ» (16 млрд. рублей);
  • создание животноводческого комплекса ОАО «Группа Черкизово» (7,9 млрд. рублей).

Система привлечения  инвесторов нацелена на создание в российском и международном сообществе имиджа Воронежской области, привлекательного для размещения инвестиций, и включает в себя:

  • активное привлечение целевых инвесторов в Воронежскую область через прямые каналы: форумы, выставки, ярмарки, деловые поездки и др. – с учётом приоритетных направлений инвестиционного развития экономики, а также через непрямые каналы: инвестиционный паспорт Воронежской области (веб-сайт), рекламные материалы (статьи, публикации, информационные бюллетени), общие и отраслевые справочники, – раскрывающие инвестиционные возможности и потенциал региона; 
  • обеспечение инвестора качественной организационной, информационной и консультационной поддержкой в процессе переговоров и реализации проекта;
  • анализ системы привлечения инвесторов и разработка направлений по дальнейшему совершенствованию системы привлечения.

Инвестиционные  рейтинги

Рейтинговое агентство «Эксперт»  присвоило Воронежской области  инвестиционный рейтинг 3B1, что означает пониженный потенциал и умеренный  риск. Среди регионов России область  занимает 18-е место по инвестиционному  риску и 25-е по инвестиционному  потенциалу. Регион обладает повышенным инновационным потенциалом.

Международное рейтинговое  агентство Fitch Ratings в ноябре 2011 года присвоило Воронежской области  долгосрочные рейтинги в иностранной  и национальной валюте на уровне BB, краткосрочный рейтинг в иностранной  валюте B и национальный долгосрочный рейтинг AA-(rus). Прогноз по долгосрочным рейтингам – «стабильный».

Рейтинги отражают приемлемые показатели исполнения бюджета области, низкую долговую нагрузку и хорошо диверсифицированную экономику. В  то же время рейтинги принимают во внимание низкую гибкость операционных расходов региона и уменьшившуюся  способность самостоятельно финансировать  капитальные расходы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Инвестиционные приоритеты Воронежской области

В Воронежской области  разработана Стратегия привлечения инвестиций до 2015 года, в которой указаны базовые принципы и направления инвестиционного развития региона.

Инвестиционные возможности  Воронежской области в условиях усиливающейся глобальной конкуренции  определяются существующей индустриально-аграрной направленностью экономики региона, а также развитием новых отраслей с учётом имеющегося кадрового, инфраструктурного, производственного потенциала и  повышенной заинтересованности зарубежных инвесторов к российской экономике.

Цели и задачи

В Стратегии декларируется  цель по вхождению Воронежской области  к 2015 году в пятёрку регионов-лидеров  Российской Федерации по темпу экономического роста и в десятку по темпу  роста уровня жизни населения. Для  достижения этой цели необходимо повысить конкурентоспособность приоритетных секторов хозяйства и ведущих  предприятий области, привлекая  значительные инвестиции для их развития. Расчёты показали, что для достижения цели до 2015 года необходимо привлечь около 800 млрд. рублей инвестиций в основной капитал региона.

Реализация цели Стратегии  также подразумевает повышение инвестиционного потенциала Воронежской области и его использование с учётом следующих направлений деятельности:

  1. В российском и международном сообществе Воронежская область создаёт имидж региона, привлекательного для размещения инвестиций.
  2. В Воронежской области сформировано прогрессивное инвестиционное законодательство, которое постоянно совершенствуется для предоставления полноценной государственной поддержки инвесторам и создания благоприятного налогового режима.
  3. На территории Воронежской области развивается транспортная и бизнес-инфраструктура, обеспечивающая потребности потенциальных и существующих инвесторов Воронежской области.

В рамках Стратегии Воронежской  области выделены приоритетные направления  привлечения инвестиций, для каждого  из которых сформулирован комплекс задач.

Приоритетные  направления привлечения инвестиций:

  • Развитие высокотехнологичных производств и формирование кластеров в авиастроении, ракетостроении, радиоэлектронике, железнодорожном машиностроении, автомобильном машиностроении, атомном и энергомашиностроении, а также кластера строительной индустрии Воронежской области.
  • Формирование конкурентоспособных кластеров в агропромышленном комплексе (АПК) Воронежской области.

Для привлечения инвестиций в развитие высокотехнологичных производств и формирование кластеров в приоритетных отраслях промышленности администрация Воронежской области ставит перед собой следующие задачи:

  1. Активизировать роль органов региональной власти в содействии приоритетным секторам промышленности и ведущим промышленным предприятиям по включению в федеральные программы, крупномасштабные проекты и проекты государственно-частного партнёрства. Активизировать роль исполнительных органов государственной власти в процессе создания и развития индустриальных зон и др.
  2. Повысить инвестиционную активность предприятий Воронежской области за счёт льготного налогообложения, а также совершенствования иных мер налогово-бюджетной политики.
  3. Повысить инвестиционную привлекательность индустриальных зон Воронежской области для российских и иностранных инвесторов.
  4. Привлекать инвестиционные ресурсы с целью развития высокотехнологических производств в приоритетных секторах промышленности области и предоставлять инвесторам максимально возможный комплекс мер государственной поддержки.
  5. Обеспечить развитие существующей инженерной и бизнес-инфраструктуры для приоритетных секторов промышленности Воронежской области в соответствии с увеличением производственных мощностей.

Информация о работе Инвестиционный климат Воронежской области