Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить и рассмотреть инвестиционный климат в России, проблемы в этой области и методы их решения. Очень важно знать, что проблеме инвестиционного климата России уделяют достаточно много внимания. От него, возможно, более чем от всех других факторов зависит будущее российской экономики. Объектом исследования является Российская Федерация как участник или субъект экономических отношений. В задачи данной работы входит исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент, а также проведение исследования инвестиционного климата России при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, найти пути решения проблемы инвестирования в России.
Введение …………………………………………………………………. 4
1. Характеристика инвестиций …………………..……………………….6
1.1. Внутренние источники инвестиций ………………………………..7
1.2. Внешние источники инвестиций.………………………….……….12
2. Анализ инвестиционного климата в России ………………………….14
2.1. Динамика и структура капиталовложений в России ……..……..14
2.2. Доходность инвестирования в России.………………….………...19
2.3. Проблемы инвестирования в России………………………………24
2.4. Пути решения проблем инвестирования и улучшения
инвестиционного климата в России……………………………….31
Заключение………………………………………………………………….39
Библиографический список ……………………………………………….41
Приложения………………………………………………………………....42
Важным фактором, отрицательно сказывающимся на отношении инвесторов к российским проектам, является нарушение прав интеллектуальной собственности и подделка продукции. Большими проблемами в России остаются пиратство и контрафакция. По оценке американских отраслей, связанных с авторскими правами, они в 2007 году потеряли из-за пиратства в России свыше 1,4 млрд. долларов. Несмотря на ряд улучшений, слабое применение законодательства против пиратства и контрафакции в России остается серьезной проблемой. Однако случаи судебного преследования и вынесения приговоров по делам о Защите прав собственников осуществляется слабо, что удерживает многие высокотехнологичные компании от размещения своего производства в России. Широко распространена подделка продукции, снискавшей популярность качеством и массированной рекламной поддержкой. Например, недорогие джинсы под Versace или сумочка под Dolce & Gabbana в России имеют большое количество двойников с созвучным названием и аналогичным дизайном. Это свидетельствует о недостаточной жесткости правоохранительных органов, рассматривающих подобные преступления как второстепенные для общества, по отношению к нарушителям прав интеллектуальной собственности.
Таблица 3 - Рейтинг стран с максимальным и минимальным уровнем пиратства
Источник: BSA & IDC
“Строгость законов российских смягчается необязательностью их исполнения”, - эти слова М.Е. Салтыкова-Щедрина говорят о давней национальной традиции, от которой надо избавляться. Для инвестора самое важное - стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно мириться при условии, что они будут стабильны. В области законотворчества часто происходит заимствование норм, применяемых в других правовых системах или в государствах с иным уровнем институционального и культурного развития. Многие законы содержат взаимоисключающие нормы, более того такие нормы можно обнаружить в рамках одного закона. Практика внесения поправок в действующие законодательные акты не продумана, и нередко для решения сиюминутной проблемы, вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового регулирования. Дестабилизирующим фактором для предпринимательской деятельности является несоответствие федеральных и региональных законодательств. Однако самая главная проблема - плохое исполнение законов. Судебная власть не является в достаточной степени независимой, и инвесторы не могут быть уверены в том, что их права и интересы будут защищены в соответствии с законом.
Масштабы преступности, коррупции, отмывания "грязных" денег в России чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние на инвестиционный климат. По наиболее вероятным оценкам теневая экономика в России охватывает ныне около четверти ВВП. Компании, осуществляющие нелегальную деятельность, несут меньшее налоговое бремя, и они обычно тесно связаны с криминальным миром, что позволяет агрессивно продвигаться на новые рынки, и ставит барьер законопослушным конкурентам для начала предпринимательской и инвестиционной деятельности. Если крупные иностранные компании мало сталкиваются с организованной преступностью, то мелкие и средние, а российские - независимо от размера, испытывают ее давление. В таких условиях возможности ведения какой-либо предпринимательской деятельности (включая инвестиции) существенно сокращаются. Организованная преступность стала реальным конкурентом государства в "сборе налогов". Кроме того, она объективно препятствует переходу предпринимателей из "теневой" экономики в легальную. Коррупция также представляет огромную опасность. В последние годы коррупционные технологии существенно усложнились, наиболее активно стало использование налоговых служб, судебных инстанций в технологии захвата контроля над компаниями путем банкротства. Все вышеперечисленное способствует росту трансакционных издержек предпринимателей.
Когда
говорят о неблагоприятном
Слабость банковской системы - существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска. Помимо сложности получить кредит по доступной цене, агентам экономики трудно провести расчеты, получить деньги со счета, что замедляет скорость трансакций и увеличивает их стоимость, негативно влияя на рентабельность операций. Это особенно явно стало во время кризиса. В обычае "черный нал", т.е. операции мимо банков. Значительная часть банков в целях выживания переориентировалась на операции по отмыванию денег, по обналичиванию, на обслуживание иных полукриминальных и криминальных операций. Еще слабее финансовые институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции. Инвестиционные фонды, мобилизующие ресурсы (в первую очередь мелких частных инвесторов) для инвестиций, также чрезвычайно немногочисленны в России. Их рост сдерживается отсутствием адекватного законодательства (в части пенсионных и страховых сбережений), достаточного количества профессиональных управляющих компаний, а также низкой рентабельностью деятельности управляющей компании.
Это один из важнейших факторов инвестиционного
климата. Важность инвестиций осознается
во многих регионах, поэтому там инвесторам
представляются налоговые освобождения
и другие льготы. Основным типом предусмотренных
этим законодательством стимулов являются
фискальные льготы (по уплате налогов,
подлежащих зачислению в региональный
бюджет). Существуют блок программ,
направленных на поддержку инвестиционных
проектов в России и предусматривающих
развитие нормативно-правовой базы по
защите интересов инвесторов и кредиторов.
В первую очередь, это переоценка эффективности
и бюджета основных инвестиционных программ
страны. В частности, пересчитываются
федеральные целевые программы, федеральная
адресная инвестпрограмма а также будущие
вложения госкомпаний. Однако в данной
сфере сделаны только первые шаги, и картина
по территории Российской Федерации весьма
пестрая. Порой создается впечатление,
что Россия не единое государство, а ряд
феодальных княжеств со своими собственными
порядками в каждом.
Необходимой предпосылкой инвестиционной деятельности является низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Поэтому важнейшей задачей остается проведение политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий. Требуется ужесточение контроля над доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета. Без серьезных усилий по урегулированию проблемы государственного долга, а также без введения жестких ограничений на формирование государственного долга невозможно улучшить «имидж» России в глазах иностранных инвесторов.
В краткосрочном плане борьба с коррупцией предполагает, прежде всего, создание убедительных прецедентов: например, успешного завершения хотя бы двух-трех общественно значимых расследований, доведенных до стадии исполнения судебных решений. Это способствовало бы укреплению доверия общества к власти в том, что она служит обществу, а не частным интересам. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений. Основные направления этой работы:
- сокращение
числа лицензируемых видов
- перестройка
системы государственных
- компьютеризация учета налоговой и таможенной службы;
- банковская система;
- естественные монополии;
- активное сотрудничество российских правоохранительных и судебных органов с органами других стран, присоединение к международным соглашениям по борьбе с коррупцией;
- анализ
административного
- поддержка деятельности СМИ в раскрытии коррупционных дел;
- следует
рассмотреть вопрос о
Для
улучшения инвестиционного
- должны
быть пересмотрены и резко
сокращены налоговые и
Информация о работе Инвестиционный климат в России: проблемы и пути их решения