Инвестиционный климат в России: проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить и рассмотреть инвестиционный климат в России, проблемы в этой области и методы их решения. Очень важно знать, что проблеме инвестиционного климата России уделяют достаточно много внимания. От него, возможно, более чем от всех других факторов зависит будущее российской экономики. Объектом исследования является Российская Федерация как участник или субъект экономических отношений. В задачи данной работы входит исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент, а также проведение исследования инвестиционного климата России при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, найти пути решения проблемы инвестирования в России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 4
1. Характеристика инвестиций …………………..……………………….6

1.1. Внутренние источники инвестиций ………………………………..7

1.2. Внешние источники инвестиций.………………………….……….12
2. Анализ инвестиционного климата в России ………………………….14

2.1. Динамика и структура капиталовложений в России ……..……..14

2.2. Доходность инвестирования в России.………………….………...19

2.3. Проблемы инвестирования в России………………………………24

2.4. Пути решения проблем инвестирования и улучшения
инвестиционного климата в России……………………………….31
Заключение………………………………………………………………….39
Библиографический список ……………………………………………….41
Приложения………………………………………………………………....42

Работа содержит 1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 872.00 Кб (Скачать)
       
  • Интеллектуальная собственность    

       Важным  фактором, отрицательно сказывающимся  на отношении инвесторов к российским проектам, является нарушение прав интеллектуальной собственности и подделка продукции. Большими проблемами в России остаются пиратство и контрафакция. По оценке американских отраслей, связанных с авторскими правами, они в 2007 году потеряли из-за пиратства в России свыше 1,4 млрд. долларов. Несмотря на ряд улучшений, слабое применение законодательства против пиратства и контрафакции в России остается серьезной проблемой. Однако случаи судебного преследования и вынесения приговоров по делам о Защите прав собственников осуществляется слабо, что удерживает многие высокотехнологичные компании от размещения своего производства в России. Широко распространена подделка продукции, снискавшей популярность качеством и массированной рекламной поддержкой. Например, недорогие джинсы под Versace или сумочка под Dolce & Gabbana в России имеют большое количество двойников с созвучным названием и аналогичным дизайном. Это свидетельствует о недостаточной жесткости правоохранительных органов, рассматривающих подобные преступления как второстепенные для общества, по отношению к нарушителям прав интеллектуальной собственности.

 

    Таблица 3 - Рейтинг стран с максимальным и минимальным уровнем пиратства

      Источник: BSA & IDC

  • Законодательство и судебная защита  

       “Строгость  законов российских смягчается необязательностью  их исполнения”, - эти слова М.Е. Салтыкова-Щедрина говорят о давней национальной традиции, от которой надо избавляться. Для инвестора самое важное - стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно мириться при условии, что они будут стабильны. В области законотворчества часто происходит заимствование норм, применяемых в других правовых системах или в государствах с иным уровнем институционального и культурного развития. Многие законы содержат взаимоисключающие нормы, более того такие нормы можно обнаружить в рамках одного закона. Практика внесения поправок в действующие законодательные акты не продумана, и нередко для решения сиюминутной проблемы, вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового регулирования. Дестабилизирующим фактором для предпринимательской деятельности является несоответствие федеральных и региональных законодательств. Однако самая главная проблема - плохое исполнение законов.  Судебная власть не является в достаточной степени независимой, и инвесторы не могут быть уверены в том, что их права и интересы будут защищены в соответствии с законом.

  • Преступность и коррупция.

       Масштабы  преступности, коррупции, отмывания "грязных" денег в России чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние на инвестиционный климат. По наиболее вероятным оценкам теневая экономика в России охватывает ныне около четверти ВВП. Компании, осуществляющие нелегальную деятельность, несут меньшее налоговое бремя, и они обычно тесно связаны с криминальным миром, что позволяет агрессивно продвигаться на новые рынки, и ставит барьер законопослушным конкурентам для начала предпринимательской и инвестиционной деятельности. Если крупные иностранные компании мало сталкиваются с организованной преступностью, то мелкие и средние, а российские - независимо от размера, испытывают ее давление. В таких условиях возможности ведения какой-либо предпринимательской деятельности (включая инвестиции) существенно сокращаются. Организованная преступность стала реальным конкурентом государства в "сборе налогов". Кроме того, она объективно препятствует переходу предпринимателей из "теневой" экономики в легальную. Коррупция также представляет огромную опасность. В последние годы коррупционные технологии существенно усложнились, наиболее активно стало использование налоговых служб, судебных инстанций в технологии захвата контроля над компаниями путем банкротства. Все вышеперечисленное способствует росту трансакционных издержек предпринимателей.

  • Налоги

       Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего  упоминают чрезмерность налогового бремени. Проблемы кроются не столько  в высоких ставках, сколько в  определении налогооблагаемой базы. Например, крайне неудовлетворителен расчет налога на прибыль, так как большинство разрешенных к вычету затрат регламентируется без учета потребностей современной реальной хозяйственной деятельности. Такое положение дел препятствует привлечению инвестиций в высокотехнологичные отрасли промышленности, требующие крупных капиталовложений, постоянного обновления и совершенствования оборудования, а также подготовки квалифицированного персонала. Существеннее тяжести налогового бремени то, что предприятия не защищены от произвола налоговых и таможенных органов. Значительная неполнота и противоречивость налогового законодательства создают зоны правовой неопределенности. Меры административного воздействия, предусмотренные Налоговым Кодексом, позволяют сделать вывод о приоритете фискальных интересов государства перед задачами частных налогоплательщиков.  Налоговая система признается неудовлетворительной, прежде всего с точки зрения практики взыскания налогов и защиты прав налогоплательщиков.

    • Банковская система

       Слабость  банковской системы - существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска. Помимо сложности получить кредит по доступной цене, агентам экономики трудно провести расчеты, получить деньги со счета, что замедляет скорость трансакций и увеличивает их стоимость, негативно влияя на рентабельность операций. Это особенно явно стало во время кризиса. В обычае "черный нал", т.е. операции мимо банков. Значительная часть банков в целях выживания переориентировалась на операции по отмыванию денег, по обналичиванию, на обслуживание иных полукриминальных и криминальных операций.  Еще слабее финансовые институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции. Инвестиционные фонды, мобилизующие ресурсы (в первую очередь мелких частных инвесторов) для инвестиций, также чрезвычайно немногочисленны в России. Их рост сдерживается отсутствием адекватного законодательства (в части пенсионных и страховых сбережений), достаточного количества профессиональных управляющих компаний, а также низкой рентабельностью деятельности управляющей компании.

  • Политика местных властей

         Это один из важнейших факторов инвестиционного климата. Важность инвестиций осознается во многих регионах, поэтому там инвесторам представляются налоговые освобождения и другие льготы. Основным типом предусмотренных этим законодательством стимулов являются фискальные льготы (по уплате налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет). Существуют  блок программ, направленных на поддержку инвестиционных проектов в России и предусматривающих развитие нормативно-правовой базы по защите интересов инвесторов и кредиторов. В первую очередь, это переоценка эффективности и бюджета основных инвестиционных программ страны. В частности, пересчитываются федеральные целевые программы, федеральная адресная инвестпрограмма а также будущие вложения госкомпаний. Однако в данной сфере сделаны только первые шаги, и картина по территории Российской Федерации весьма пестрая. Порой создается впечатление, что Россия не единое государство, а ряд феодальных княжеств со своими собственными порядками в каждом.  

       
    1. Пути решения  проблем инвестирования и улучшения     инвестиционного климата в России

   Необходимыми  предпосылками улучшения инвестиционного  климата являются низкий уровень  инфляции, и как следствие, предсказуемость поведения цен в экономике, требуется ужесточение контроля над доходами и расходами бюджета. Для полномасштабного привлечения инвестиций можно воспользоваться следующими путями решения проблем инвестирования:

  • Макроэкономика. Бюджет и государственный долг

     Необходимой предпосылкой инвестиционной деятельности является низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость  поведения цен в экономике. Поэтому  важнейшей задачей остается проведение политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий. Требуется ужесточение контроля над доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета. Без серьезных усилий по урегулированию проблемы государственного долга, а также без введения жестких ограничений на формирование государственного долга невозможно улучшить «имидж» России в глазах иностранных инвесторов.

  • Защита прав собственности [15]

- необходимо  создать прецеденты пресечения  действий инвесторов и менеджеров  компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон «Об акционерных обществах», исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров;

- законодательно  расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров;

- необходимо  ввести дополнительные меры защиты  добросовестных приобретателей  ценных бумаг от действий органов власти. Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Недопустимо налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем.

- ужесточить  уголовную и административную  ответственность за действия (или  бездействия), приводящие к нарушению  интересов инвесторов, в первую  очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость - более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания;

- уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

  • Борьба  с коррупцией

    В краткосрочном плане борьба с коррупцией предполагает, прежде всего, создание убедительных прецедентов: например, успешного завершения хотя бы двух-трех общественно значимых расследований, доведенных до стадии исполнения судебных решений. Это способствовало бы укреплению доверия общества к власти в том, что она служит обществу, а не частным интересам. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений. Основные направления этой работы:

- сокращение  числа лицензируемых видов деятельности;

- перестройка  системы государственных закупок  (за счет средств бюджетов всех  уровней) на исключительно конкурсной  основе;

- компьютеризация  учета налоговой и таможенной  службы;

- банковская  система; 

- естественные  монополии;

-  активное  сотрудничество российских правоохранительных и судебных органов с органами других стран, присоединение к международным соглашениям по борьбе с коррупцией;

-  анализ  административного законодательства  с точки зрения выявления противоречий  и потенциальных конфликтов интересов разных ведомств;

- поддержка  деятельности СМИ в раскрытии  коррупционных дел; 

- следует  рассмотреть вопрос о законодательном  введении запрета на профессии  в отношении руководителей и  сотрудников органов власти, уличенных  в коррупции.

  • Налоги

      Для улучшения инвестиционного климата, повышения открытости и глобальной конкурентоспособности российской экономики большое значение имеет  модернизация таможенной системы. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы:

- должны  быть пересмотрены и резко  сокращены налоговые и таможенные  льготы, а их предоставление должно  носить не индивидуальный, а формализованный  характер;

Информация о работе Инвестиционный климат в России: проблемы и пути их решения