Инвестиционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.
Правильная экономическая политика государства является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика инвестиций. 5
Виды инвестиций. 6
Инвестиции 8
Формирование инвестиций. 10
Влияние инвестиций. 12
Рынок инвестиций. 14
Основные направления повышения эффективности инвестиционной деятельности. 15
Инвестиционный климат России. 18
Мировые инвестиции. 20
Заключение. 25
Источники. 27
Использованная литература. 27

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 59.13 Кб (Скачать)

Переход к рыночным отношениям в инвестиционной сфере, прежде всего, касается ее источников. Инвестиции могут осуществляться за счет собственных финансовых ресурсов инвестора (амортизационные отчисления, прибыль, денежные накопления, сбережения граждан, юридических лиц и др.), привлеченных финансовых средств инвесторов (банковские, бюджетные, облигационные кредиты, а также средства, полученные от продажи акций, облигаций, паевых и других взносов граждан и юридических лиц), бюджетных инвестиционных ассигнований и заимствованных финансовых ресурсов (кредиты, займы).

 

 

 

Формирование  инвестиций.

 

По  характеру формирования инвестиций, в современной макроэкономике, в  связи с построением моделей  народного хозяйства, в частности, моделей мультипликатора, принято различать автономные и индуцированные инвестиции.

Под автономными  инвестициями понимается образование  нового капитала независимо от нормы  процента или уровня национального  дохода. Причинами появления автономных инвестиций являются внешние факторы  – инновации (нововведения), преимущественно  связанные с техническим прогрессом, расширение внешних рынков, прирост  населения, перевороты, войны. Наиболее типичным примером автономных инвестиций являются инвестиции государственных  или общественных организаций, связанные  со строительством военных и гражданских  сооружений, дорог и т.д. Под индуцированными  инвестициями понимают образование  нового капитала в результате увеличения уровня потребительских расходов. Автономные инвестиции дают первоначальный толчок росту экономики, вызывая эффект мультипликации, а индуцированные, являясь результатом возросшего дохода, приводят к его дальнейшему  росту.1

Процесс формирования и использования инвестиционных ресурсов охватывает определенный период, который принято называть инвестиционным циклом. Если рассматривать реальные инвестиции, то он включает следующие  этапы: научные разработки; проектирование; строительство; освоение. Инвестиции играют центральную роль в экономическом процессе, они предопределяют общий рост экономики. В результате инвестирования средств в экономику увеличиваются объемы производства, растет национальный доход, развиваются и уходят вперед в экономическом соперничестве отрасли и предприятия в наибольшей степени удовлетворяющие спрос на те или иные товары и услуги. Полученный прирост национального дохода частично вновь накапливается, происходит дальнейшее увеличение производства, процесс повторяется непрерывно. Таким образом, инвестиции, образующиеся за счет национального дохода в результате его распределения, сами обуславливают его рост, расширенное воспроизводство. При этом, чем эффективнее инвестиции, тем больше рост национального дохода, тем значительнее абсолютные размеры накопления (при данной его доле), которые могут быть вновь вложены в производство. При достаточно высокой эффективности инвестиций прирост национального дохода может обеспечить повышение доли накопления при абсолютном росте потребления.

Было бы неправильно связывать  рост национального дохода только с  производственными инвестициями, хотя очевидно, что они непосредственно  определяют увеличение производственных мощностей и выпуска продукции. Следует отметить, что на этот рост оказывают значительное воздействие, хотя и косвенное,  также  и  инвестиции  в сферу нематериального  производства, причем общемировая тенденция  состоит в том, что значение их в дальнейшем наращивании экономического потенциала возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние инвестиций.

 

Воспроизводство основных фондов народного хозяйства  происходит посредством трех основных каналов поступления инвестиционных вложений: государственных капитальных  вложений; капитальных вложений, осуществляемых за счет предприятий и компаний в том числе зарубежных; инвестиций, осуществляемых за счет ресурсов инвестиционных фондов и компаний, формируемых на основе аккумуляции денежных средств населения.

Из общей величины инвестиционных вложений большая часть приходится на капитальные вложения в расширенное  воспроизводство, основным источником которых является национальный доход.

Другим источником капитальных вложений является амортизационный  фонд.

Различают отраслевую и территориальную, технологическую  и воспроизводственную структуру  капитальных вложений.

Для технического обновления производства большое значение имеет использование  капитальных вложений на реконструкцию  действующих предприятий. В связи  с этим очень важно установить целесообразное соотношение между  вложениями в новое строительство, реконструкцию, модернизацию и расширение существующих производственных мощностей.

В США, например, на рубеже 90-х гг., была изменена технологическая и воспроизводственная  структура промышленных инвестиций: на активные элементы основного капитала – машины и оборудование – в  начале 80-х приходилось 62% инвестиций, а в начале 90-х – 85%. На модернизацию оборудования – соответственно 52 и 75% . В Германии,  в настоящее  время, более 80 % капиталовложений направляется на модернизацию и замену оборудования, и только 20 % - на расширение мощностей.2

Существует  проблема выбора между потреблением сегодняшним и завтрашним. Чем  большую часть производимого  сегодня мы сбережем и инвестируем, тем больше у нас будет возможностей потреблять завтра. Напротив, чем больше сегодняшних ресурсов мы используем («проедим»), тем меньше у нас будет  шансов на ощутимый рост производства и более высокий уровень потребления  в будущем. В этом состоит главная  причина того, почему низкий уровень  сбережений может стать серьезной  проблемой для всего народного  хозяйства.

Помимо  того, что инвестиции влияют на общую  эффективность хозяйствования и  на возможность роста в долгосрочной перспективе, они также оказывают  прямое и быстрое воздействие  на занятость и доходы. Инвестиции, осуществляемые предприятием для расширения своего производственного аппарата, играют стимулирующую роль для всей экономики. Покупка предприятием инвестиционных товаров, например, разного рода машин, влечет за собой общее увеличение спроса на товарном рынке, что прямо  содействует росту экономики  в целом.

Таким образом, инвестиции не только влияют на расширение мощностей в долгосрочной перспективе, но и оказывают существенное воздействие на то, в какой мере используются уже имеющиеся мощности. В не меньшей мере, на уровень  использования мощностей, влияют инвестиции в товароматериальные запасы – то есть превышение прироста запасов над  их расходованием. Поэтому колебания  в инвестиционном процессе – важный фактор изменения темпов роста, как  в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Рынок инвестиций.

 

Рынок инвестиций должен быть подвижным. Инвестиции должны иметь возможность переливаться из стагнирующих отраслей и предприятий в те, у которых более благоприятные перспективы.

В силу чисто экономических причин существуют различия в доходах от инвестиций. При этом доходы на производственные инвестиции должны быть больше доходов  по альтернативным видам вложений, таким, например, как вложения в антиквариат, золото, бриллианты, банковские вклады и т.п. Так как, в противном случае, нет экономической выгоды от вложения средств в производство, которое всегда связано с риском, а более предпочтительным выступает получение дохода от более гарантированных операций.

Инвестиционный  процесс нуждается в государственном  регулировании, как прямом, так и  косвенном. Так как прибыли должны быть достаточными для того, чтобы  предприниматели могли делать инвестиции. В то же время, если прибыли становятся слишком высокими за счет уменьшения доли заработной платы, то это может  породить напряженность в политике и требование повысить заработную плату, которые быстро сведут на нет, как  и прибыль, так и желание осуществлять инвестиции.

Обеспечение конкурентоспособности продукции  с помощью производства определенной высокотехнологичной продукции  лучшего качества (в отличие от относительного снижения цен и заработной платы) и получение соответствующей  платы за нее – путь для поддержания  платежного баланса в равновесии, а, следовательно, в этом случае нет  необходимости в проведении политики сдерживания или протекционизма. Таким образом, высокая конкурентоспособность  – это тот ключ, который позволяет  разрешить конфликт целей между  внутренним и внешним балансом. Она  – основополагающая предпосылка  развития экономики, в целом, без  дефицита платежного баланса и безработицы. Но, чтобы производить требуемые  товары и услуги, страна должна находится на переднем плане в вопросах внедрения новой техники и выпуска новой продукции. А из этого следует, в свою очередь, требование не консервировать ресурсы – людей и производительный капитал – в таких отраслях, которые выбиты международной конкуренцией, вместо того, чтобы наоборот, поддержать и стимулировать структурную перестройку и перевести ресурсы из старых отраслей и предприятий в новые, путем проведения соответствующих инвестиционных программ.

Основные направления  повышения эффективности инвестиционной деятельности.

 

Действенность инвестиционной деятельности, как на микро, так и на макро уровне, определяется эффективностью использования инвестиционных ресурсов. В этом плане решающее значение имеют результаты хозяйственной деятельности инвестиционных отраслей. Их технический уровень, организация производства, развитие предпринимательства, способность к освоению инноваций оказывают основное воздействие на инвестиционный цикл, окупаемость и отдачу инвестиционных ресурсов.

Только  структурная переориентация инвестиций дает возможность безболезненно  уменьшить часть фонда накопления в составе национального дохода, перебороть застарелые диспропорции, сбалансировать экономику, достичь  более высокого жизненного уровня населения. Важно также наладить эффективный  механизм инвестирования научно-технического прогресса, чтобы не допустить отставания страны от мирового уровня.

Рассматривая  основные начала инвестиционной деятельности на ближайшую перспективу, следует  иметь в виду, что Россия сама может выступать солидным инвестором за границей. Хотя, по мнению инвестиционных аналитиков, уровень политических рисков в России достаточно высок, но высокое качество корпоративного управления может нейтрализовать часть этих и других рисков и увеличить стоимость компаний на треть.3

  Российский инвестиционный сектор уже сегодня, а тем более в будущем, может занять важные позиции на рынках капиталов других стран. Прежде всего, в таких традиционных для нас отраслях как металлургия, электроэнергетика, гидротехническое и гидромелиоративное строительство, строительство магистральных трубопроводов, автомобильных и железнодорожных путей, морских портов и терминалов и т.п.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, сводятся к следующему:

  • уменьшение зависимости от импорта стратегических ресурсов и товаров, улучшение платежного баланса за счет приоритетного развития отраслей и производств по выпуску конкурентоспособной продукции, стимулирование снижения ресурсоемкости производства;
  • сдерживание структурной безработицы и падения реальной заработной платы путем создания новых рабочих мест, конкурентоспособных производств и отраслей;
  • блокирование структурных факторов инфляции посредством увеличения товарного покрытия платежеспособного спроса, содействия конкуренции и демонополизации производства;
  • создание организационно-экономических условий для экологизации производства, рационального использования природных ресурсов;
  • увеличение доли производственного накопления в национальном доходе, реструктуризация экономики с учетом  требований научно-технического прогресса;
  • обеспечение финансовой стабилизации.

В настоящее время, формируемые в  России структурно-инвестиционные программы  государства должны быть сориентированы на следующих основных направлениях:

  • развитие сферы услуг, в том числе, кроме совершенствования традиционных, новых отраслей: информационной, научно-технической, коммуникационной, финансовой;
  • предотвращение развала социальной инфраструктуры и строительной базы;
  • агропромышленный комплекс (развитие инфраструктуры для аграрного производства, перерабатывающих производств, сельскохозяйственного машиностроения, химических препаратов для сельского хозяйства, внедрение новых технологий и подготовка кадров для сельского хозяйства, развитие социальной инфраструктуры на селе;
  • развитие собственной энергетической и сырьевой базы, снижение ресурсоемкости производства;
  • расширение объемов выпуска и ассортимента товаров массового спроса, медикаментов и медицинской аппаратуры;
  • укрепление экспортного потенциала, освоение конкурентоспособных импортозаменяющих производств, создание и развитие производств, основанных на передовых достижениях отечественной науки;
  • поддержание мощностей и обновление ассортимента выпуска продукции отраслей, формирующих базу технического обновления народного хозяйства, на уровне, достаточном для проведения реконструкции и перевооружения народного хозяйства;
  • свертывание деятельности производств экономически неперспективных и экологически вредных.

На  последующих этапах предстоящей  перспективы, инвестиционными приоритетами государства должны выступать:

  • формирование законченных многоотраслевых комплексов на базе более углубленной обработки сырья и выпуска продукции на уровне мировых стандартов;
  • привлечение капиталов, в том числе и иностранных, для развертывания высокотехнологичных производств и современной инфраструктуры;
  • перевооружение базовых отраслей и производственной инфраструктуры на основе достигнутого мирового технико-технологического уровня и превосходящего его;
  • ускоренное развитие социальной инфраструктуры и сферы услуг.

 

 

Инвестиционный  климат России.

На первый взгляд экономические, политические и социальные процессы в России благоприятствуют улучшению инвестиционного климата регионов. Неплохие показатели экономического развития и возросшие объемы инвестиций привели наконец к долгожданному процессу ускоренного обновления основных фондов Наделение полномочиями глав исполнительной власти почти трети субъектов федерации также повышает предсказуемость их действий в отношении инвесторов. Особенно выросло доверие к России со стороны иностранных инвесторов, что они активно подтвердили в прошлом году привычным долларом, желанным евро и даже подозрительным пока юанем.

Информация о работе Инвестиционная политика государства