Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь (РБ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Развитие рыночной экономики и перестройки народного хозяйства требует
разработки и реализации эффективной государственной инвестиционной
политики. Её необходимость обусловлена, прежде всего, тем, что инвестиции
и связанные с ними структурные сдвиги в экономике, играют ключевую роль в
формировании макроэкономических пропорций. Инвестиционная деятельность –
это стержень всего процесса расширенного воспроизводства и быстрая
ликвидация многих диспропорций в развитии народного хозяйства

Содержание

Введение
4
Глава 1. Характеристика инвестиционной политики на современном этапе.
1.1. Инвестиции и их источники.
5
1.2. Методы формирования инвестиционного климата.
7
1.3. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной
деятельности.
10
1.4. Инвестиционная политика в переходной экономике.
12
Глава 2. Анализ финансового обеспечения инвестиционной деятельности в
Республике Беларусь.
2.1. Тенденции формирования источников финансирования инвестиций в
основной капитал.
14
2.2. Внутренние кредитные ресурсы и направления их
использования.
16

Глава 3. Совершенствование инвестиционной политики в Республике Беларусь.
3.1. Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности.
18
3.2. Cовершенствование форм привлечения иностранного капитала. 21
Заключение
23
Литература
24

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь.docx

— 32.59 Кб (Скачать)

и возврата кредита, недостаточное развитие получило залоговое  право,

поручительства и  гарантии, в целом система страхования.

  Немногочисленные  инвестиционные фонды, созданные  на волне чековой

приватизации, в основном не действуют. Они либо обладают малой  активностью

в силу того, что чековая  приватизация так и не получила серьёзного развития

в Беларуси, либо вообще разорились или закрылись из-за своей

неперспективности.

  Ряд инвестиционных  фондов и финансовых  компаний  строили свою

деятельность не на коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало

волну их банкротства  и серьёзные претензии со стороны  хозяйствующих

субъектов и населения.

  Другие структурные  элементы кредитной системы, характерные  для

большинства промышленно  развитых стран, не получили развития в Беларуси.

Это касается пенсионных фондов, благотворительных фондов, ссудо-

сберегательных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.

  Все это говорит  о том, что многие стороны  деятельности кредитно-

финансовых учреждений и развитие кредитной системы  в целом в республике

нуждается в дальнейшем совершенствовании.

  Большую роль  в инвестиционной привлекательности   страны играет состояние

законодательства, его  соответствие международным требованиям, стабильность,

обязательность для  всех. Когда отношения субъектов  и реформы закрепляются

законом, появляется  большая вероятность их стабильности и долговечности, у

инвесторов появляется уверенность в устойчивости происходящих процессов, и

такая страна становится  более привлекательной для  капиталовложений. В

странах, где преобразования проводятся  при помощи указов исполнительной

власти, процессы носят  менее предсказуемый характер.

  В настоящее  время наше законодательство  далеко несовершенно, в нем много

«белых пятен», связанных  с вопросами собственности и  защиты прав

собственника. Имеется  ряд противоречий в законах о  собственности, о

предприятиях, между  законодательством о приватизации и нормативными

документами; не конкретизирована процедура и гарантии для инвесторов,

арендующих  землю под инвестиционные проекты; многие процедуры в

законодательстве  неоправданно усложнены. Но всё это исправимо. Главное

выполнять закон  и цивилизованно его совершенствовать, ибо в противном

случае мы непредсказуемы, а следовательно, нестабильны в глазах

потенциальных партнеров. 
 
 

1.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  В последние  годы в Республике Беларусь  предпринято ряд мер по

формированию  нормативно-правовой базы и направленных на создание

долговременных, стабильных и привлекательных условий для отечественных и

иностранных инвесторов.

  В октябре  1999г. принят в первом чтении  в Национальном Собрании  проект

инвестиционного кодекса  Республики Беларусь.

  В основу проекта  положены новая редакция законов «Об инвестиционной

деятельности в  Республике Беларусь», «Об иностранных  инвестициях на

территории Республики Беларусь», ряд нормативных актов, регулирующих

порядок и процедуры  осуществления инвестиций. В проекте  кодекса также

определяются особенности  регулирования инвестиционной деятельности со

стороны государства.

  Инвестиционный  кодекс, вступивший в силу от 9 октября 2001г. не просто

объединил в один информационно-правовой акт законы «Об иностранных

инвестициях» и «Об инвестиционной деятельности на территории Республики

Беларусь», но ввёл ряд  новых норм, регулирующих инвестиционную

деятельность.

  В законе предусматривается  создание одинаковых правовых  условий и

гарантий, как для  отечественных инвесторов, так и  для иностранных.

Основным направлением инвестиционной деятельности является накопление

капитала в производственных отраслях народного хозяйства с  активным

вовлечением инвестиций в высокотехнологические производства, кодекс

определяет основополагающие нормы по государственной поддержке  таких

производств. Таким  образом, в кодексе заявлена поддержка  инновационной

направленности развития промышленного сектора.

  Нормативно-правовая  база инвестиционной деятельности, исходя из практики

зарубежных стран, должна быть, построена на следующих  основных принципах:

-стабильности законодательства;

-непротиворечивости  законодательств между собой;

-регулирование посредством  законов наибольшей части отношений;

-открытости для  изучения законодательных актов  любому человеку;

-защищенности инвесторов  от неправомерных действий госорганов;

-унификация нормативно-законодательных  актов, соответствие международной

системе  правового  обеспечения инвестиционной деятельности.

  Кроме законодательной  базы для привлечения инвестиций  в государстве

необходимо создать  благоприятные условия, на которые  влияет целый ряд

факторов. Это в  первую очередь финансовая стабильность, включающая

стабильную денежную единицу, низкую инфляцию, возможность  свободно

осуществлять конвертацию  валют и вывоз капитала в любую  страну.

Необходимыми условиями  является осуществление различных  реформ:

приватизация госсобственности, посильные налоги, создание рыночной

инфраструктуры. 
 
 

1.4. ИНВЕСТТИЦИОНАЯ  ПОЛИТИКА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

  Процессы в  инвестиционной сфере во многом  во многом определяются

складывающейся экономической  обстановкой в стране, и прежде всего

изменениями, происходящими  в финансово-кредитной системе, а  также

платёжеспособным  спросом субъектов хозяйствования и населения.

  Государственная  инвестиционная политика на ближайшие  годы исходит из

того, что обеспечение  высоких темпов роста инвестиций в основной капитал

является важнейшим  фактором дальнейшего экономического роста, стабильного

технологического  и социального развития Беларуси.

  Основной целью  инвестиционной политики сегодня  становится улучшение

макроэкономического климата в целях максимального  вовлечения в сферу

инвестиционной деятельности национальных валовых сбережений и  обеспечение

положительной динамики прироста инвестиций на уровне не менее 4-5% в год

для сохранения устойчивого  роста экономики с темпами  ежегодного увеличения

валового внутреннего  продукта на 3-4%.

  В связи с  этим на первый план выходят  следующие задачи:

  1) рост объёмов  и эффективности использования  источников инвестиционного

развития страны;

  2) эффективная  реализация новых подходов, механизмов  и инструментов

осуществления инвестиционной политики;

  3) формирование  нормативно-правовых основ благоприятного  режима

инвестиционной деятельности.

  Важным инструментом  повышения роли государства и  эффективного

использования капитала остаётся бюджетное финансирование. В республике

четыре года разрабатывается  и реализуется инвестиционная программа.

  В качестве  нетрадиционных источников инвестирования  выступает лизинговая

деятельность. Лизинг как особая более форма аренды, позволяет вести

расширенное воспроизводство  и инновации при расширении финансовых ресурсов

у производителя.

  Главная задача  лизинга – увеличение с его  помощью экспорта продукции

белорусских предприятий  и привлечение иностранных инвестиций.

  Объектами в  лизинге являются машины и  оборудование, компьютерная техника.

  Постоянно возникает  вопрос о том, какому виду  внешнего инвестирования

отдать предпочтение: заимствованиям или прямым инвестициям? Предпочтительно

в качестве внешних  источников финансирования иметь прямые инвестиции, т.к.

они не влияют на внешний  долг. Однако, если они превысят 10% валовых

капитальных вложений, может быть нарушена экономическая  безопасность

государства. 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

2.1. ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ  ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ  В ОСНОВНОЙ

КАПИТАЛ.

 Экономика страны  начнёт выходить из кризиса  только тогда, когда

отечественная промышленность сможет производить качественную и

конкурентоспособную продукцию. Для этого нужны значительные инвестиции.

  В стабильной  экономике на первом месте  должны быть собственные средства

предприятий. Но в  условиях инфляции и острого недостатка оборотных средств,

производители вынуждены  всю прибыль направлять на приобретение последних.

Не способствует прогрессу и нынешняя амортизационная  политика. Основные

средства предприятий  учитываются не по своей истинной стоимости, сумма

амортизации в течение  года не индексируется в соответствии с инфляцией, что

приводит к оскудению  этого источника инвестиций.

  Так как в  экономике Беларуси преобладает  государственная форма

собственности, можно  было бы рассчитывать на средства государственного

бюджета. Но у республиканской  казны столько других неотложных забот, что

это не позволяет  использовать ее ресурсы на цели, которые  могут быть

профинансированы из других источников.

  В кредитах, как  краткосрочных, так и долгосрочных, нуждаются все

предприятия независимо от форм собственности, методов хозяйствования.

Долгосрочное кредитование находится в зоне повышенного  риска, но, увы, наши

коммерческие банки  не располагают таким объемом  средств, чтобы осуществлять

этот вид деятельности. Поэтому доля таких инвестиционных кредитов остается

незначительной.

  Предприятия  в своем подавляющем большинстве  используют только один вид

иностранных экспортных кредитов - под гарантии правительства. Однако такая

форма имеет значительный недостаток – здесь ответственность  за выполнение

обязательств перекладывается  с непосредственного исполнителя  проекта, под

который получены средства, на государство.

Информация о работе Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь (РБ)