Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:52, курсовая работа
Целью исследования является изучение методов повышения инвестиционной активности в экономике РФ.
Объектом исследования является инвестиционная активность.
Предметом исследования являются инвестиции.
Задачами исследования является изучение:
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инвестиции в макроэкономической среде………………………………….5
1.1.Взаимосвязь инвестиций с макроэкономическими процессами……………...5
1.2.Инвестиционная активность как один из главных факторов экономического роста……………………………………………………………………………………15
1.3.Анализ мировой практики решения проблем инвестиционной активности….19
Глава 2. Методология выявления путей повышения инвестиционной активности в промышленном комплексе…………………………………………………………...24
2.1.Классификация факторов, определяющих инвестиционную ситуацию………24
2.2.Методы диагностики состояния отраслевых комплексов, применяемые для изучения инвестиционной активности в промышленном комплексе……………..28
2.3.Методика составления рейтингов инвестиционной привлекательности отраслевых комплексов……………………………………………………………….30
2.4.Инвистиционная характеристика Белгородской области…………………….34
Глава 3. Выработка инвестиционной политики на основе процессов моделирования………………………………………………………………………...37
3.1.Пути и меры по привлечению долгосрочных инвестиций……………………..37
3.2.Перспективы инвестиционной активности……………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………………………45
-первичных отраслей и магистральной инфраструктуры (или зоны естественных монополий),
-аграрный,
-потенциально конкурентоспособный (главным образом оборонные отрасли),
-депрессивный (угольная промышленность, значительная часть лесной, частично судостроение, нефтехимия и др.),
-малый бизнес.
Основной подход к осуществлению инвестиционной политики в либерализированном секторе заключается в стимулировании вложений в другие сферы экономики, что будет оказывать воздействие через межотраслевые связи на состояние сектора-, то есть главную роль для стимулирования здесь инвестиционной активности приобретает механизм межотраслевых взаимодействий.
Наибольшие возможности экономического роста в либерализированных отраслях, в частности в промышленности строительных материалов и химической промышленности, обусловлены уменьшением затрат на энергоресурсы, транспортные и другие производственные услуги. Уже в ближайшей перспективе неблагоприятную ситуацию с потреблением первичных ресурсов можно улучшить при государственном вмешательстве. Не направляя капиталовложения непосредственно в либерализированную отрасль, государство может стимулировать путём предоставления финансовых льгот (налогового кредита, уменьшения налога на прибыль) инвестиции, связанные с внедрением ресурсосберегающих технологий в данном секторе.
Среди первоочередных мер инвестиционной политики выделим прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народнохозяйственного значения и их финансовое стимулирование предоставлением налоговых льгот или налогового кредита. Эффект от реализации таких проектов выразится в существенном снижении производственных издержек в либерализованном секторе. Частным, но очень важным примером являются капиталовложения в модернизацию базовых телефонных сетей. Именно неудовлетворительное состояние последних в большинстве крупных городов сдерживает распространение современных видов коммуникаций.
В
среднесрочной перспективе
«В настоящее время очень важно государственное вмешательство в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры, где основную часть составляет зона естественной монополии. В топливно-энергетическом комплексе, например, капиталовложения направляются главным образом на экстенсивное наращивание добычи и переработки первичных ресурсов для их дальнейшего экспорта. Решение же стратегической задачи - достижение конкурентоспособности отечественного сырья на мировом рынке - и по качественным, и по затратным характеристикам фактически отодвигается на второй план.» [20, с.19-22]
Ограниченность
инвестиций в потенциально конкурентоспособном
секторе проявляется в
Особое положение в инвестиционной политике занимает депрессивный сектор. Из-за крайне неблагоприятной ситуации в этих отраслях государство, хотя и с помощью внешних кредитов, вынуждено брать на себя так называемые «реабилитационные» затраты, связанные с сокращением мощностей. Наряду с ограниченными централизованными инвестициями необходимы финансовые поступления от распродажи избыточного оборудования. По отношению к предприятиям-банкротам необходимо юридически установить процедуры реорганизации.
Важно
объединить финансово несостоятельные
предприятия в компании холдингового
типа независимо от формы собственности.
Кроме поддержания
В малом бизнесе быстро окупаются (в течение 1,5 - 2 года) вложения в высокопроизводительное оборудование (мини-пекарни, мини-заводы). Однако в целом инвестиционный климат неблагоприятен для долгосрочных вложений средств. Привлечение их в малый бизнес зависит от формирования экономических отношений в регионах. По сути, требуется нормальная инфраструктура для развития региональных рынков, где малое предпринимательство играет ведущую роль. Практика свидетельствует, что вложения в инфраструктуру связаны с затратами задельного характера по созданию юридических служб, переквалификации кадров, реформированию региональных органов управления и др. И здесь необходимо финансирование значительных задельных инвестиций, возможное только с государственным участием.
Оценивая инвестиционный климат в России по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической деятельности, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличия рынка относительно дешёвой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает сегодня большинству стран мира.
1.3.Анализ
мировой практики решения
проблем инвестиционной
активности
Анализ мировой практики показывает, что прямая поддержка государством уровня и интенсивности инвестиционных процессов в экономике, рассматриваемых как решающее условие её структурной перестройки, приносит конкретные результаты в виде достижения и поддержания стабильных темпов экономического роста. «Наиболее наглядно это видно на примере стран Юго-Восточной Азии, особенно тех из них, которые сегодня занимают лидирующие позиции в мировой экономике. В целом для отдельных стран региона характерны различные подходы к выборе политики в области прямого кредитования национальной экономики. Прямая кредитная поддержка отраслей и сфер экономики, структурная перестройка которых была признана в качестве национальных приоритетов, на первых стадиях реформирования была характерна для многих стран.» [17,с.15-18]
При этом среди этих стран были те, экономика которых развивалась быстрыми темпами (Республика Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд), а также те, которые достигли меньшего прогресса в этой области (Филиппины, Индия, Пакистан). Так, в Малайзии в 1980 г. прямые кредиты составляли около 30% банковских инвестиций. В Республике Корея была разработана 221 программа прямой кредитной поддержки отдельных субъектов экономических отношений. На Филиппинах 49 таких программ были разработаны для сельского хозяйства и 12 - для промышленности. В Пакистане 70% кредитов, выдаваемых национальными банками, носили целевой характер, при этом, как показывает опыт стран данного региона, политика, направленная на сокращение прямой кредитной поддержки со стороны центральных банков, далеко не всегда является фактором ускорения экономического развития страны.
Япония и Корея на первых стадиях своего развития, а также Китай в последние годы активно использовали программы прямой кредитной поддержки отдельных отраслей и сфер экономики. В настоящее время они достигли наиболее высоких темпов экономического роста. Для сравнения следует отметить, что на Филиппинах, где финансовая система существенно либерализованна и сфера прямой государственной поддержки финансовыми ресурсами крайне ограничена, процесс развития экономики менее успешен.
Характерной
тенденцией в странах запада в
последние два десятилетия
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что успех реализации инвестиционных программ и проектов связан с нахождением гибких соотношений участия в них частных, смешанных и общественных организаций. Во многом успеху содействует система так называемого координационного управления, предусматривающая согласованность действий всех участников проекта.
Так в функции государства входит содействие координации управления региональной программой и созданию эффективного механизма её реализации. Это включает
1)обеспечение правового регулирования, оформление договорных отношений с муниципальными и региональными организациями по делегированию им ответственности, в том числе в области зонального планирования;
2)создание условий для объединения финансовых и материальных ресурсов, установление приоритетов налогового регулирования (льготное кредитование и др.);
3)определение форм ответственности местных органов за реализацию проекта и возможные негативные последствия (нарушение экологической среды, зонального земельного планирования и др.);
4)обеспечение связи с общественностью через средства массовой информации для широкой демонстрации предлагаемого проекта с целью привлечения общественных организаций и населения к участию в принятии решения о целесообразности его реализации.
Правительства
многих стран проводят активную региональную
инвестиционную политику, включая поддержку
развития малоосвоенных и депрессивных
регионов, однако центр тяжести этой
политики перемещается на уровень местных
органов власти, так впервые в США тенденция
опережающего развития инфраструктуры
проявилась при освоении Аляски, сейчас
это стало и во многих других странах обычной
практикой при реализации крупных региональных
проектов и реконструкции городских и
сельских районов.
В Великобритании в 80-е годы были созданы
три подобные государственные корпорации,
подчинённые министерству торговли и
промышленности. Они имеют сеть районных
организаций, которые распределяют между
частными фирмами - участниками регионального
проекта земельные участки, занимаются
подготовкой территорий под строительство
и создание инженерных коммуникаций.
Одним
из важных источников финансирования
строительства на региональном уровне
является выпуск муниципальных облигаций.
В США, например, такие облигации, выпускают
правительства штатов, местные (городские
и сельские) власти, а также их агентства
и департаменты.
Привлекательность муниципальных облигаций
для инвесторов состоит в том, что доход
по ним, как правило, не облагается федеральным
налогом. Более того, для резидентов (жителей
штата) облигации, выпущенные властями
штата или муниципалитетами внутри них,
освобождаются от штатных и местных налогов.
В целом законодательные и финансово-экономические
стимулы в региональной инвестиционной
политике стран Запада способствовали
подъёму депрессивных регионов, многофункциональному
развитию городских и сельских территорий,
реконструкции и модернизации крупных
городов, решению социально-экономических
и экологических проблем. Зарубежный опыт
стимулирования и регулирования капиталовложений
на региональном уровне может быть полезен
для России сейчас.
Одними из важнейших макроэкономических процессов, тесно переплетённых с инвестициями являются структурные преобразования промышленности. Но структурной перестройке промышленности в развитых капиталистических странах предшествовал подготовительный период, в течение которого определялись подотрасли, предприятия и производства, подлежащие свёртыванию в первую очередь. Они классифицировались как структурно-депрессивные.
В частности, особое внимание уделялось свёртыванию экологически вредных, трудоёмких, ресурсоёмких производств. Длительность подготовительного периода зависит от масштабов промышленного потенциала страны, его текущего состояния и глубины структурного кризиса. Также важны традиции структурных преобразований промышленности в той или иной стране. Например, в США и Японии эти процессы проходили значительно быстрее, чем в Западной Европе.
«Крупномасштабное техническое перевооружение в США, Японии, Великобритании и Германии сопровождались массовой ликвидацией устаревших неперспективных предприятий и производств. Например, в США в 1981 году в автомобильной промышленности, чёрной металлургии и текстильной промышленности были закрыта на переоборудование или ликвидированы десятки предприятий. Так, только с 1980 по 1985 года было закрыто 250 текстильных предприятий. В сталелитейной промышленности США с 1978 по 1987 года было ликвидировано 700 заводов, цехов, участков, на 25% сократился станочный парк в металлообрабатывающих отраслях.» [16,с.144]
Аналогичные процессы происходили в Японии. Для отраслей, не соответствующих общемировым тенденциям научно-технического прогресса, государством были определены конкретные ориентиры для свертывания при производства. Сокращение мощностей проводилось согласно специальным государственным пятилетним программам, принятым в рамках чрезвычайных законов 1978 и 1988 годов, действие которых распространялось на 14 отраслей («Специальный чрезвычайный закон о структурно-депрессивных отраслях» и «Временный закон для структурной перестройки ряда отраслей»). Ликвидация устаревшей техники в структурно-депрессивных отраслях достигла огромных масштабов. Только в алюминиевой промышленности она составила около 2/3 стоимости всего оборудования.
В Великобритании правительство М. Тэтчер сделало ставку на содействие упорядоченному свёртыванию и реорганизации старых подотраслей и развитию новых. Государственная помощь предоставлялась исключительно под проведение модернизации, сокращение старых мощностей, расширение конкурентной среды. В Германии структурные преобразования промышленности осуществлялись через деконцентрацию, дедиверсификацию предприятий. Ликвидации подвергались устаревшие производства в целых территориальных округах.