Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:29, реферат
Основная цель реферата – проанализировать способы осуществления инвестиций в человеческий капитал, их положительный эффект, перспективы. Мы остановимся на таких сферах, как инвестиции в потенциальных работников, тренинги и дополнительное образование, условия труда, а также поддержка семей работников и работников, вышедших на пенсию.
Согласно исследованиям, норма дохода на капитал, вложенный компанией в образование и профессиональную подготовку персонала, составляет приблизительно 8,6% [4]. Таким образом, образование сотрудников представляет собой перспективную сферу инвестирования капитала компаний.
Любой сотрудник будет работать гораздо эффективнее, если ему нравится его работа и ничто не мешает сосредоточиться на ней. Это прекрасно понимают современные компании и не жалеют средств на создание условий труда для своих работников, приближенных к идеальным. Рассмотрение всех инициатив фирм в этом вопросе представляется достаточно сложной задачей, поэтому мы остановимся лишь на ключевых и наиболее интересных из них.
Еще в начале ХХ в. Ф. Тейлор, осознав прямую зависимость производительности труда от удобства рабочего места, ввел ряд мер по оптимизации трудового пространства на предприятиях Форда. Сейчас эту проблему стараются решать практически все компании, как крупные, так и мелкие. Например, небольшое техасское рекламное агентство Blanchard Schaefer сделало для своих сотрудников «тихую комнату» ‑ простое помещение, не оборудованное электроникой, в котором можно спокойно сесть и подумать[6].
Для успешной реализации проектов своих сотрудников компании предоставляют большое количество первоклассной техники. Например, из 65 тысяч работников компании Cisco более 23 тысяч имеют бесплатное домашнее подключение к Интернету, многие снабжены корпоративными ноутбуками, мобильными телефонами. Всем работникам предоставлена услуга голосовой почты, IP-телефонии и др.
Чтобы добиться высоких результатов, нужно работать с огромным желанием и целеустремленностью. Так считают и ведущие мировые ТНК, предоставляя своим работникам возможность трудится по гибкому графику (неполная рабочая неделя, разделение обязанностей одного сотрудника двумя людьми, работа из дома и т.д.), то есть так, как они хотят, и тогда, когда они хотят. Интересной инициативой с этой точки зрения является «20% project» компании Google: сотрудники имеют возможность проводить до одной пятой своего рабочего времени, занимаясь исключительно интересующими их проектами. Отметим, что именно благодаря этой инициативе были созданы такие продукты, как GMail и Google News, завоевавшие лидирующие позиции в своих нишах.
Проводя
политику Diversity and Inclusion, компании стараются
создать для своих сотрудников
атмосферу понимания и
Корпорация Google считается лидером в области создания благоприятных условий труда, что подтверждается первым местом компании в рейтинге Fortune’s 100 Best Employers To Work For[4]. Среди многочисленных преимуществ, которые получают ее работники, можно перечислить полное медицинское страхование, оплачиваемый восемнадцатимесячный отпуск по беременности и родам, собственные спортивные центры, бесплатное высококачественное питание. В компании существует правило, согласно которому сотрудники в любой момент времени должны находиться на расстоянии не более 100 футов от еды.
Подобные привилегии для работников способствуют не только повышению производительности их труда, но и повышают авторитет компании, помогая привлекать все больше и больше талантливых и трудолюбивых людей.
При выборе места работы для человека имеет значение не только заработная плата, но также и социальные гарантии и привилегии для членов его семьи. Кроме того, важным представляется и качество жизни сотрудника после выхода на пенсию. Современные корпорации стараются и в этом отношении предоставить своему персоналу наилучшие условия, и потому вкладывают большие суммы денег в разработку, развитие и применение на практике программ поддержки семей работников и неработающих пенсионеров.
Некоторые компании, например, McKinsey and Company, предоставляют страхование жизни и здоровья всех членов семьи работника[4]. Более частой практикой является организация летнего отдыха семей сотрудников, аренда спортивных центров, бассейнов, баз отдыха, иногда даже целых кинотеатров для работников и их родственников. Служащие компаний вместе с семьями имеют возможность принять участие в разнообразных спортивных соревнованиях, культурных мероприятиях.
Многие компании стремятся повысить уровень социальной защищенности своих бывших работников. Так, в ОАО «Акрон» пенсионеры имеют возможность поправить свое здоровье в оздоровительных учреждениях, получают дополнительную материальную помощь. Администрация фирмы выделяет средства на проведение различных мероприятий для своих ветеранов[7].
Инвестиции
в человеческий капитал, подобные описанным
выше, не приносят прямого дохода компаниям,
но способствуют повышению популярности
фирмы среди работников и авторитета
среди партнеров и
Итак, основываясь на вышеизложенной информации, можно сделать вывод о том, что инвестиции в человеческий капитал
В настоящее время в мире далеко не все компании осуществляют инвестиции в человеческий капитал, и лишь немногие (в основном крупные и крупнейшие) идут дальше проведения профессиональных тренингов. Однако отличительные черты вложений в потенциал работников дают основания предполагать, что в долгосрочном периоде следует ожидать увеличения их роли в мировой экономике. Через несколько лет вполне вероятно их удвоение, а через 10-15 лет возможно появление отчетности компаний по инвестициям в человеческий капитал наравне с существующими финансовыми отчетностями.
Так или иначе, инвестиции в человеческий потенциал являются одним из главных положительных последствий глобализации и способствуют развитию человечества в планетарном масштабе.