Инвестиции как фактор экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Одним из фундаментальных изменений, характеризующих перестройку российской экономики в течение последних шести лет, является интенсивное формирование финансового сектора, активное развитие финансовых рынков и создание соответствующих институтов. Инвестиции остаются наиболее острой проблемой среди ключевых условий, определяющих ход реформ. Глобальный характер проблемы инвестиций - необходимость создания инструмента анализа и прогнозирования ситуации в этой области.
Целью данной работы является оценка перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства, в которой необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Инвестиции и их место в экономической системе:
1.1. Сущность инвестиций…………………………………………………………...5
1.2. Структура инвестиций…………………………………………………………..6
2. Источники финансирования инвестиций:………………………………………………6
2.1. Внутренние источники финансирования инвестиций……………………..7
2.2. Внешние источники финансирования инвестиций………………………..10
3. Роль инвестиций в переходной экономике России:
3.1.Влияние развития капитальных вложений на экономику России……..….17
3.2. Оценка и анализ инвестиционного кризиса в России…………….……….21
3.3. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата
в России……………………………………………………………………….23
4. Препятствия на пути притока инвестиций. .Пути и меры по
активизации инвестиционного климата…………………………………..……………25
5.Роль инвестиционной политики в оздоровлении экономики России………………..26
6. Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики…………….28
Заключение…………………………………………………………………………………30
Приложение 1………………………………………………………………………………33
Приложение 2………………………………………………………………………………33
Приложение 3………………………………………………………………………………34
Список используемой литературы………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

инвестиции.docx

— 61.38 Кб (Скачать)

      Среди первоочередных мер необходимо назвать  также и прямое государственное  участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и  их финансовое стимулирование посредством  предоставления налоговых льгот  или налогового кредита, вмешательство  государства в инвестирование первичных  отраслей и магистральной инфраструктуры. 

6. Роль международной  помощи в оздоровлении  российской экономики. 

      Благодаря рыночным реформам, инвестиции из-за границы  должны оказаться более перспективными, чем в 80-е годы. В долгосрочной перспективе, в ближайшие 10 лет, частный  сектор Европы, Соединенных Штатов и Японии наверняка станет для  России основным источником инвестиционного  капитала.  Однако,  до того, как  это произойдет, кредиторами России наверняка будут не частные инвесторы, а зарубежные правительства и  официальные  организации.

      Сущность  международных организаций, участвующих  в  предоставлении финансовой помощи России, различна.

      Во-первых, следует упомянуть  Международный  валютный  фонд (МВФ). Это  организация,  в  которую Россия вступила летом 1992 года, занимается финансированием  государственных программ борьбы с  высокой инфляцией и общей  валютнофинансовой нестабильностью.

      В своей деятельности МВФ руководствуется  принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить кредиты от него  лишь при условии,  что они обязуются проводить  определенную экономическую политику. Условия, выдвигаемые МВФ, могут  быть настолько жесткими, что лишь усугубят трудности реформ.

      Вторым  крупным международным кредитором является  Всемирный банк. В отличие  от МВФ, деятельность которого сконцентрирована на кратковременных макроэкономических кризисах, Всемирный банк занимается проблемами долгосрочного  экономического развития. Приоритетными для него являются структурные преобразования, такие, как либерализация торговли,  приватизация, реформы системы образования  и  здравоохранения,  инвестиции  в  инфраструктуру, т.е. реформы, которые  являются залогом долгосрочного  экономического роста. Всемирный банк выдает долговременные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются льготные, сильно заниженные процентные ставки по кредитам. Банк  специализируется на двух видах кредитов. Целевые кредиты предназначаются для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например строительства дороги, моста или электростанции. Программные кредиты призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых отраслях экономики, например провести либерализацию торговли.  В этом  случае кредит - не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а средство общего  финансирования  государственного бюджета в соответствии с кардинальным изменением экономической политики.

      Третья  влиятельная и кредитная организация - это  Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), созданный в 1991 г. специально для оказания помощи странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза на этапе рыночных  преобразований.  ЕБРР являет собой пример "банка регионального развития", главная задача которого - содействовать долгосрочному экономическому росту определенного региона за счет финансирования всевозможных инвестиционных проектов. Особое же предназначение ЕБРР заключается в предоставлении  кредитов прежде всего молодому частному сектору стран бывшего социалистического лагеря.

      Четвертым источником официальной финансовой поддержки является помощь, поступающая  уже не от международных организаций, а от отдельных  западных  правительств. Эта  помощь принимает по меньшей  мере две формы. Во-первых, правительства  Запада предоставляют правительствам  других стран (например,  России) прямые кредиты и безвозмездные ссуды, пытаясь помочь им справиться с неотложными  проблемами гуманитарного и экономического характера. Во-вторых, они выделяют кредиты компаниям этих стран, чтобы  те могли приобрести у страныдонора промышленное оборудование и другие товары. Таким образом,  подобные кредиты выгодны  обеим сторонам.

      Последние годы Россия получала помощь из всех  вышеперечисленных источников, однако объемы и виды этой помощи не всегда соответствовали ее реальным потребностям. Однако сейчас ситуация в стране начала изменяться - вот о чём говорят  официальные данные Госкомстата  о привлечении иностранных инвестиций в первом квартале 1997 года: за этот квартал  объем инвестиций привлеченный коммерческими  организациями составил 2.24 млрд. дол. - общий объем накоплений валютных инвестиций составляет 15.8 млрд. дол. из них прямых инвестиций - 7.5 млрд. дол. Оправдались прогнозы специалистов, предсказывающих рост инвестиций про  благоприятном исходе президентских  выборов. Подъем инвестиций в первом квартале 1997 года говорит лишь о  том, что инвесторам было необходимо время для принятия решения и  его реализации. Огромный рост инвестиций говорит в первую очередь о  стабилизации курса рубля и спаде  инфляции, которая так долго сдерживала поток инвестиций. Стабилизация курса  рубля является также и результатом  политики занижения курса рубля. Иными словами случилось то, о  чем так долго говорили политики, предсказывая стабилизацию экономики  и улучшение инвестиционного  климата, и это наконец-то находит  подтверждение в цифрах. Инвестиции составили: 0.63 млрд. дол. - прямые инвестиции, 0.05 млрд. - портфельные инвестиции и 1.56 млрд. - на прочие, в числе которых  кредиты международных организаций, евробонды, муниципальные еврозаймы  и пр. Отсюда можно сделать вывод  о том, что центр тяжести в  привлечении инвестиций переносится  на международные финансовые рынки, где правительство действует  довольно успешно.

Заключение

       Финансовые  потоки представляют собой изменение  финансовых активов и обязательств секторов экономики за период осуществления  финансовых операций.

       К настоящему времени сложились предпосылки  для проведения экономического анализа  и прогнозирования финансовых потоков  в экономике России в соответствии с международными стандартами. Расчеты  показывают, что в экономике России чистыми заемщиками (дебиторами) являются нефинансовые предприятия и сектор государственного управления. Основные нетто-кредиторы - домашние хозяйства, роль средств финансовых учреждений как источника ресурсов для других секторов экономики не столь велика.

       Велика  связь между нефинансовыми и  финансовыми потоками. Но на данном этапе работы над финансовыми  и нефинансовыми потоками пока еще  недостаточно исследованы вопросы  согласования статистических данных различных  ведомств, поэтому при анализе  результатов нефинансовых операций и их сопоставления с финансовыми  потоками рассматривались данные, полученные па каждому сектору в отдельности.

       Между тем  роль  России в мировом  рынке капитала крайне незначительна, а встречный поток инвестиций в экономику зарубежных стран,  источником которых служат,  помимо нелегальных контрактов, и осевшие  в зарубежных банках платежи по нелегальным  сделкам, в  несколько  раз превышает  ввоз капитала в Россию. Ценность иностранных  инвестиций состоит не только в импортозамещении и  притоке денежных средств,  а в технологиях. Государственная  политика должна поощрять вложение иностранных  инвестиций именно в новые технологии.  Приоритет должен отдаваться в производство средств производства,  а  не  предметов   потребления.

       В настоящее время неуклонно возрастает роль процесса проектирования в инвестиционном цикле, поэтому сфера проектирования в экономически развитых странах  превращается в особый сектор экономики  со своей инфраструктурой (консультационные фирмы различного профиля, “инжиниринговые” и информационные центры, фирмы с  обширными базами данных и т.д.), аккумулирующей многие виды деятельности - инженерно-конструкторской, экономической, социологической, экологической, организационно-управленческой и других. Основной объем проектных работ  в этих странах выполняют специализированные проектные фирмы.

       Эффективная реализация и успех конкретного  инвестиционного проекта в значительной степени зависят от выбора оптимальной  схемы его финансирования, поэтому  важна активная роль банков и других финансирующих проект организаций. Оценка эффективности инвестиций представляет собой наиболее ответственный этап в процессе принятия инвестиционных решений.

       Цели  которые должны достигать инвесторы - это, как минимум, сохранение капитала и выплаты соответствующего процента на капитал, а также цели должны состоять в получении такого рода дохода в  результате собственной хозяйственной  деятельности, который бы позволил выплачивать дивиденды и дать возможность собственникам капитала участвовать в управлении.

       Инвестиционные  проекты кредитуются. Проектное  кредитование может рассматриваться  как использование всех возможностей для привлечения финансовых ресурсов для определенных целей.

       Происшедшая в августе 1998 г. девальвация рубля  сократила  возможность развития инвестиционного проектирования, но в данный момент инвесторы начинают возвращаться на российский рынок.

       Капиталы, необходимые для реконструкции  экономики, Россия может получить только в том случае, если условия размещения инвестиций в ней будут относительно лучше, чем в странах, конкурирующих  за привлечение капитала. Это касается не только иностранных инвесторов, но и отечественных, предпочитающих сегодня вывозить инвестиции преимущественно  в развитые страны Запада.

      Добившись цели, поставленной нами в работе, исследовав и оценив текущее состояние инвестиционного  климата в России в заключении скажем немного и о том, зачем  России необходим благоприятный  инвестиционный климат.

      Привлечение в широких масштабах национальных и  иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким  качеством жизни населения, в  основе которого лежит смешанная  экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных  форм собственности, но и интернационализацию  рынка товаров, рабочей силы и  капитала.

      Иностранный капитал может привнести в  Россию достижения научно-технического прогресса и передовой  управленческий опыт. Поэтому включение России в  мировое хозяйство и привлечение  иностранного  капитала - необходимое  условие  построения  в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо  выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно  и  только  умножают  государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных  инвесторов - с другой, непосредственно  не совпадают. Россия заинтересована в  восстановлении, обновлении своего производственного  потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и  недорогими товарами, в развитии и  структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении  в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы  естественно заинтересованы в новом  плацдарме для получения прибыли  за счет обширного внутреннего рынка  России, ее природных богатств, квалифицированной  и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники  и ... даже ее экологической беспечности.

      Поэтому перед нашим государством стоит  сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный  капитал, и, не лишая его собственных  стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

      Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать  дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять  предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют  российские,  занятые в той  же сфере деятельности. Как показал  опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного  капитала, но  приводит к  возникновению  на месте бывших  отечественных производств предприятий  с формальным иностранным участием,  претендующих на льготное  налогообложение.

      Отдельно  нужно сказать, что национальные инвестиции ещё более важны, чем  иностранные потому, что они служат показателем доверия населения  правительству. Российские инвесторы  будут заинтересованы не только в  получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики  нашей страны (по крайней мере можно  на это надеяться), а также в  неразбазаривании природных богатств России.

      Рассмотрев  инвестиционную политику государства  мы увидели, что правительство (как  обычно) всё пустило на самотёк, предоставив  инициативу регионам, которые сейчас налаживают непосредственные контакты с представителями как западного, так и российского капитала. Примером этому может служить мэр Москвы Ю.М. Лужков. Обладая огромной энергией, он, с завидным упорством, привлекает финансовые активы для капитальных  вложений в предприятия Москвы, реконструкции  древнейших памятников архитектуры. Что  и говорить - Москва сейчас выглядит как настоящая столица России, и чтобы достичь этого Юрию Михайловичу потребовался не один год  упорной работы, но взглянув на наиболее привлекательные регионы для  инвестиций (см. приложение 1) мы легко  заметим, что и по количеству накопленных  средств, и по количеству средств  привлечённых за первый квартал 1997 года Москва занимает первое место.

      В целом же мы уже можем говорить с некоторой долей уверенности  о положительных сдвигах в  инвестиционном климате России, о  котором говорят некоторые приведённые  ниже цифры. За год показатель рублёвых инвестиций вырос в 8 раз и достиг к апрелю 1997 года отметки в 2 трлн. руб. в том числе 1.2 трлн. прямых инвестиций, что говорит об активизации национальных инвесторов, а также говорит о  некотором доверии к правительству  России в целом, и к относительной  устойчивости российской экономики. Акции  российских предприятий за последние  полгода подорожали в среднем  почти в 2.5 раза. Такой рост привлекает на фондовый рынок даже самых осторожных инвесторов, имеющих стойкое предубеждение  против бумаг предприятий. В первом квартале 1997 года в экономику России было инвестировано 2.2 млрд. долларов иностранного капитала, что в 2.5 раза больше, чем  за аналогичный период прошлого года. Это даёт надежду на то, что инвестиционный климат России всё же делает какие-то движения вперёд, хотя и не очень  уверенными шагами. В целом общая  ситуация в российском производстве может резко измениться в ближайшие 5-10 лет в лучшую сторону, если существующие тенденции капиталовложений будут  сохраняться в будущем. В перспективе  мы уже можем надеяться на улучшение  ситуации в российской экономике  в целом по России, ведь вместе с  увеличением инвестиций в нашу экономику, увеличится её стабильность, уменьшится риск долгосрочных кредитов, а значит будут претворяться в жизнь многие проекты, рассчитанные на улучшение  социальной сферы (бюджет в данный момент не справляется даже с необходимым  минимумом программ), что в свою очередь уменьшит социальную напряжённость  в стране. Только так, последовательными  и тщательно продуманными реформами, мы можем добиться остановки спада  производства и стабильного его  роста. Радикальные реформы показали себя далеко не с самой лучшей стороны, их несостоятельность лишь разрушала  российскую экономику и, как следствие, ухудшало инвестиционный климат в стране, пугая потенциальных инвесторов непредсказуемостью экономики России. Имея на данный момент тенденцию улучшения  инвестиционного климата в России будем надеяться, что какой-нибудь неосторожный шаг со стороны правительства  не повернёт нас назад. 
 
 

Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста