Инвестиции как фактор экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Одним из фундаментальных изменений, характеризующих перестройку российской экономики в течение последних шести лет, является интенсивное формирование финансового сектора, активное развитие финансовых рынков и создание соответствующих институтов. Инвестиции остаются наиболее острой проблемой среди ключевых условий, определяющих ход реформ. Глобальный характер проблемы инвестиций - необходимость создания инструмента анализа и прогнозирования ситуации в этой области.
Целью данной работы является оценка перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства, в которой необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Инвестиции и их место в экономической системе:
1.1. Сущность инвестиций…………………………………………………………...5
1.2. Структура инвестиций…………………………………………………………..6
2. Источники финансирования инвестиций:………………………………………………6
2.1. Внутренние источники финансирования инвестиций……………………..7
2.2. Внешние источники финансирования инвестиций………………………..10
3. Роль инвестиций в переходной экономике России:
3.1.Влияние развития капитальных вложений на экономику России……..….17
3.2. Оценка и анализ инвестиционного кризиса в России…………….……….21
3.3. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата
в России……………………………………………………………………….23
4. Препятствия на пути притока инвестиций. .Пути и меры по
активизации инвестиционного климата…………………………………..……………25
5.Роль инвестиционной политики в оздоровлении экономики России………………..26
6. Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики…………….28
Заключение…………………………………………………………………………………30
Приложение 1………………………………………………………………………………33
Приложение 2………………………………………………………………………………33
Приложение 3………………………………………………………………………………34
Список используемой литературы………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

инвестиции.docx

— 61.38 Кб (Скачать)

3.3. Оценка и анализ  текущего состояния  инвестиционного  климата в России.

      В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято  называть ее инвестиционным климатом. Оценить теперешнее состояние инвестиционного  климата в России не составляет особого  труда, стоит только обратиться к  статистике. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные  ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие  дешёвой и достаточно квалифицированной  рабочей силы, высокий научно-технический  потенциал не привлекают инвесторов, причины чего мы уже пояснили в  проделанной работе. Сейчас же важно  сказать о том, что теперешнее состояние инвестиционного климата  не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению  инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не предвидится, дабы индекс инвестиционного климата  в России повышался как внутри страны, так и за её пределами.

      Анализируя  сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия  населения государству, а за рубежом  размер капиталовложений зависит в  основном от индекса инвестиционного  климата.

      Ранжирование  стран мирового сообщества по индексу  инвестиционного климата или  обратному ему показателю индекса  риска служит обобщающим показателем  инвестиционной  привлекательности  страны и "барометром" для  иностранных  инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация  заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить инвестиционный “вес” страны и формирующих свой инвестиционный портфель. По расчетам специалистов, только сам факт присвоения этого индекса может привести уже в 1997 году к росту инвестиций на 7 млрд. долларов. Как показывает анализ законодательства стран-республик бывшего СССР, при сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от декларирующих общих положений принят режим большего благоприятствования иностранным инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый  период  эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан,  Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов от избыточного риска. В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на  оценки  многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов,  представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике8. 
 
 
 
 

4. Препятствия на  пути притока инвестиций. Пути и меры  по активизации  инвестиционного  климата. 

      Притоку в инвестиционную  сферу  частного  национального  и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем  усиливает их негативное влияние  на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в  российскую  экономику  объясняется  разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром  и объектами Федерации,  наличием межнациональных  конфликтов в  самой  России  и войн непосредственно  на ее границах, социальной напряженностью  (забастовки, недовольство широких  слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его неконвертируемостью  и др.

      Российское  правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем  радушие. Официальная политика предписывает оказывать  поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности,  пытаясь вложить капитал в  российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество  бюрократических преград, а кроме  того, складывается впечатление, что  многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые  в России убеждены, что иностранные  инвестиции -  это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют  российскую экономику.

      Рассмотрев  с различных сторон факторы, сдерживающие поток инвестиций в нашей стране, мы можем предложить несколько решений  этих наболевших проблем.

      Привлечение инвестиций (как иностранных, так  и национальных) в российскую экономику  является жизненно важным  средством  устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации  инвестиционной деятельности должно сыграть  страхование инвестиций от  некоммерческих рисков.  Важным шагом в этой области  стало присоединение России к  Многостороннему  агентству по гарантиям  инвестиций (МИГА),  осуществляющему  их страхование от политических и  других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для  частных  капиталовложений (как отечественных, так и иностранных),  - постоянный и общеизвестный набор догм и  правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы  могли понимать и предвидеть, что  эти правила будут применяться  к их деятельности.  В России же,  находящейся в стадии непрерывного реформирования,  правовой режим  непостоянен.  Потребность страны  в  иностранных  инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей  перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием  новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о  свободных экономических зонах.  Большую роль сыграет также законодательное  определение  прав  собственности  на землю. Для облегчения доступа  иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке  инвестиций был образован Государственный  информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования9.

      Для стабилизации экономики и активизации  инвестиционного климата требуется  принятие ряда кардинальных мер,  направленных на формирование в стране как общих  условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к  решению задачи привлечения инвестиций.

      Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

  • достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
  • радикализация борьбы с преступностью;
  • торможение инфляции всеми известными в  мировой  практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
  • пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
  • мобилизация свободных средств предприятий и населения  на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
  • внедрение  в  строительство  системы  оплаты  объектов  за  конечную строительную продукцию;
  • запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
  • предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам,  идущим на  долгосрочные  инвестиции  с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями  их  деятельности;
  • формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

      В числе мер по активизации инвестиционного  климата необходимо отметить:

  • принятие  законов  о концессиях и свободных экономических зонах;
  • создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов,  поиском заинтересованных в  их реализации инвесторов  и  оперативном  оформлении  сделок  "под ключ";
  • создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
  • разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

      Будем надеяться что вышеперечисленные  меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут  притоку национальных и иностранных  инвестиций10. 

5. Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики. 

      Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное  воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции - относительно новый для нашей  экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые капитальные вложения", под которыми понимались все затраты  на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные  вложения", и "финансовые" (портфельные)  инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с  титулом  собственника, дающим право  на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать  как  дополнительным источником капитальных  вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть  портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных  отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. В журнале "Экономист" определены основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие  главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных  и иностранных инвестиций для  реконструкции предприятий, а также  государственная поддержка важнейших  жизнеобеспечивающих производств  и социальной сферы при  повышении  эффективности капитальных вложений.

      Инвестиционная  политика, которой придерживается государство  имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она  формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство  России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.

      Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О внесении изменений и  дополнений в Закон РСФСР” и “Об  инвестиционной деятельности в РСФСР”, которые должны улучшить законодательную  базу для инвестиций, гарантировать  права инвесторов на собственность  и которые  предполагают:

  • предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
  • отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на развитие федеральной собственности;
  • равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов).

      Инвестиционной  политики в нашем государстве  до недавнего времени уделялось  достаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю  важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать  шаги в нужном направлении, и последние  два-три года наблюдаются некоторые  сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются  структурные перекосы в экономике  России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство  понимает, что снижение инфляции и  процентных ставок не дадут автоматического  эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это прежде всего  связано с двумя факторами:

  1. С неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления.
  2. С  неготовностью инвесторов  вкладывать  капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий,  их  инвестиционная деятельность).

      Поэтому правительство России предполагает ввести следующие изменения в  инвестиционной политике нашей страны (из программы правительства РФ “Структурная перестройка и экономический  рост в 1997-2000 годах”):

    • создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов;
    • внести изменения в амортизационную политику, направленные на ее либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов  амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы оборотных средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым использованием амортизационных отчислений;
    • последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
    • государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
    • размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;
    • усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
    • совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
    • значительное расширение практики совместного  государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста