Инвестиции: источники и структура. Мультипликатор и акселератор инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Между тем современная ситуация в инвестиционной сфере республики не соответствует указанным требованиям. За годы экономических реформ произошло резкое сокращение объема инвестиций, особенно в реальный сектор экономики, в результате влияния ряда факторов: неблагоприятный инвестиционный климат; мировой финансовый кризис, вызвавший резкое снижение объема государственных централизованных инвестиций; инфляция; высокий уровень налоговых изъятий; низкая рентабельность субъектов хозяйствования; неэффективное использование амортизационных отчислений; неразвитый фондовый рынок; слабое привлечение банками сбережений населения; вывоз капитала из страны и др

Содержание

Введение
1. Источники финансирования инвестиционной деятельности
1.1 Сущность и роль инвестиций. Инвестиционная деятельность
1.2 Состав источников финансирования инвестиционной деятельности
1.3 Собственные средства инвесторов. Проблемы их формирования
1.4 Бюджетное финансирование инвестиций
1.5 Инновационные фонды как внебюджетные источники финансирования инвестиционной деятельности
1.6 Банковский кредит как источник финансирования инвестиций
2. Мультипликатор и акселератор инвестиций
2.1 Понятие мультипликатора инвестиций
2.2 Акселератор инвестиций
3. Анализ структуры инвестиций в Республике Беларусь
3.1 Иностранные инвестиции
3.2 Инвестиции в основной капитал
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Инвестиции источники и структура Мультипликатор и акселератор инвестиций.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

     Бюджетному  финансированию присущи следующие принципы: направление средств для реализации высокоэффективных и социально значимых проектов; целевой характер использования бюджетных средств; предоставление бюджетных ресурсов стройкам и подрядным организациям по мере выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований. [4, с. 120]

     Финансирование  победивших на конкурсе проектов за счет бюджетных инвестиционных ресурсов происходит после проведения тендера  среди поставщиков товаров (работ, услуг), необходимых для реализации инвестиционного проекта.

     Министерство  финансов перечисляет финансирующему банку бюджетные средства для  инвестиционного кредитования объектов, прошедших конкурсный отбор и  включенных в перечень, утвержденный Советом Министров. На основании заключенного Министерством финансов и банком кредитного договора банк гарантирует возврат средств. Другой договор банк заключает с заемщиком.

     Срок  пользования устанавливается с  учетом норм продолжительности строительства  и освоения производственных мощностей. Предельный срок составляет пять лет.

     Погашение кредитов производится в соответствии с графиком исходя из нормативных  сроков окупаемости проекта. Погашенные средства подлежат перечислению Министерству финансов. Банки контролируют целевое  использование средств и ежеквартально представляют Министерству финансов отчетность о расходовании бюджетных средств. 

     1.5 Инновационные фонды  как внебюджетные  источники финансирования инвестиционной деятельности 

     В условиях переходной экономики и  ограниченности собственных, бюджетных  и других видов источников финансирования инвестиций большое значение имеют внебюджетные средства, в числе которых особое место занимают централизованные инновационные фонды.

     Использование средств отраслевых инновационных  фондов позволяет покрыть дефицит  денежных ресурсов на освоение предприятиями конкурентоспособной продукции и поддержку отраслевой и заводской науки.

     Инновационные фонды образуются министерствами, государственными организациями, подведомственными  республиканским органам государственного управления, учреждениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, за счет отчислений подведомственных им предприятий в размерах, ежегодно устанавливаемых Законом о государственном бюджете.

     В настоящее время отчисления в  инновационные фонды производятся в размере до 0,25 % от себестоимости  продукции (работ, услуг) с отнесением этих отчислений на себестоимость. [4, с. 124]

     Министерства  и другие органы государственного управления разрабатывают и утверждают сметы доходов и расходов средств инновационных фондов, а их копии представляют в Министерство экономики и Министерство финансов.

     В смете доходов и расходов определяются основные направления расходования средств инновационных фондов.

     Средства  инновационных фондов используются для финансирования государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, отдельных научно-технических и инновационных проектов.

     На  основании утвержденных смет доходов  и расходов разрабатываются и  утверждаются перечни строек, объектов и мероприятий, планы проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ и освоения новых видов наукоемкой продукции.

     На  безвозвратной основе, средства инновационных  фондов могут предоставляться организациям, участвующим в образовании инновационных фондов. Фондодержателями этих фондов - республиканскими органами государственного управления - на цели, предусмотренные утвержденной сметой на возвратной основе. При этом сроки и условия возврата предусматриваются в отраслевых положениях о порядке поступления и использования средств инновационных фондов.

     Конкуренция на внешних рынках диктует необходимость  перехода к новому инновационно-инвестиционному  этапу развития народно-хозяйственного комплекса Беларуси, основанному на использовании новейших достижений науки и техники, самых передовых технологий. И это на сегодняшний день самый важный приоритет.

     Возможности действий в данном направлении подготовлены многоплановой работой государства  еще в прошлом пятилетии, когда была поставлена и решалась задача по созданию условий для перехода на инновационный путь развития, содействующих концентрации инвестиций в приоритетных для страны отраслях и производствах.

      Теперь происходит трансформация целевых ориентиров в активные практические действия. Результатом первого этапа этой работы стала разработка Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. В рамках ее реализации в республике уже введены в эксплуатацию 19 новых предприятий, 27 новых производств, модернизированы с внедрением передовых технологий 37 предприятий. 

     Рисунок 1 — Организации с иностранными инвестициями в Республике Беларусь 2003—2008 г.г. 

 

      В качестве примера, можно привести создание производства интегральных микросхем с субмикронными проектными нормами 0,5-0,35 мкм (НПО «Интеграл»); ввод в действие предприятия по производству телекоммуникационного оборудования для фиксированной и мобильной связи (НТООО «Связьинформсервис»); разработку и производство панельных ЭВМ ПК-21 (РУП КБ «Дисплей»); создание производства терминального оборудования для системы безналичного расчета (ОАО «МПОВТ»); производства автомобильной оптики (РУП «Завод Оптик» в Лиде); производства регуляторов и стабилизаторов напряжения на базе специального фотолиграфического оборудования (УП «Завод Транзистор» в Минске); производства люминесцентных светильников с лампами серии Т8 (ОАО «Лидский завод электроизделий») и др. [12, с. 8]

     Поэтому можно с уверенностью сказать, что  программа успешно реализуется, и по мере ее дальнейшего осуществления будет решаться задача превращения научно-инновационного потенциала в важнейший ресурс устойчивого экономического роста.

     В настоящее время ведется активная работа по повышению суверенного  кредитного рейтинга. 

     1.6 Банковский кредит  как источник финансирования  инвестиций 

     В переходной экономике, в условиях недостаточности  ресурсов инвестиционного характера (бюджетных и внебюджетных средств, собственных средств предприятий, привлеченных средств, иностранных  инвестиций) важнейшим источником финансирования инвестиционной деятельности становится банковский кредит.

     В большинстве случаев кредит имеет  преимущества перед другими источниками  финансирования инвестиций благодаря  присущей ему срочности, платности  и возвратности, а также в силу того, что использование кредита предполагает взаимосвязь между фактической окупаемостью капитальных затрат и возвратом кредита, требует прибыльности инвестиционного проекта.

       При кредитовании усиливается  материальная ответственность кредитополучателей за рациональное расходование заемных средств, что способствует быстрейшей реализации инвестиционных проектов, сокращению сроков строительства, ускорению ввода и освоения производственных мощностей. Выдача инвестиционного кредита предусматривает отбор высокоэффективных, валютоокупаемых, социально значимых инвестиционных проектов.

     Инвестиционный  кредит предоставляется для расширенного воспроизводства внеоборотных активов (долгосрочных) на цели, связанные с  созданием, реконструкцией и приобретением субъектами хозяйствования основных средств, а также строительством, ремонтом, приобретением недвижимости физическими лицами. Таким образом, кредитополучателями при кредитовании инвестиционных целей могут выступать юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели.

     Основными объектами инвестиционного кредитования являются:

  • капитальные затраты на новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и расширение объектов производственного и непроизводственного назначения;
  • приобретение техники, оборудования, транспортных средств, зданий и сооружений;
  • затраты на создание научно-технической продукции, интеллектуальных ценностей и других объектов собственности;
  • затраты на проведение конверсионных мероприятий;
  • выкуп государственного имущества. [4, с. 132-134]

     Для финансирования инвестиционных проектов обычно используются долгосрочные кредиты. Ресурсами для инвестирования кредитования служат собственные средства коммерческих банков, привлеченные ими средства юридических и физических лиц (за вычетом перечисленных в фонд обязательных резервов), централизованные ресурсы Национального банка и государственные централизованные инвестиционные ресурсы, полученные иностранные кредиты.

     В настоящее время банковская система  республики испытывает недостаток долгосрочных ресурсов, что сдерживает развитие инвестиционного кредитования. [5, с. 93]

 

      2. Мультипликатор и акселератор инвестиций 

     
    1. Понятие мультипликатора  инвестиций
 

     На  величину и динамику инвестиций оказывают  влияние различные факторы, прежде всего размер сбережений. Однако между инвестициями и сбережениями существует разрыв, который объясняется тем, что они осуществляются разными лицами и по разным причинам. Кроме того, процессы инвестирования и накопления могут не совпадать по времени. На величину инвестиций влияет также размер получаемого дохода: чем больше доход, тем больше возможности инвестирования.

     Решения об инвестициях принимаются на основе ожидаемой нормы чистой прибыли. Если предприниматели полагают, что  замена технологии на более эффективную принесет прибыль и быстро окупится, то инвестиции будут реализованы. При осуществлении инвестиций они часто пользуются кредитными ресурсами. Если ожидаемая норма чистой прибыли от инвестиционного проекта с учетом инфляции больше, чем про цент за пользование кредитом, то проект будет осуществляться.

     Таким образом, спрос на инвестиции в основном будет определяться ожидаемой нормой прибыли и реальной ставкой процента (рисунок 1). 

     

     Рисунок 5 – Кривая спроса на инвестиции 

     Кривая  спроса на инвестиции отражает обратную зависимость между величиной требуемых инвестиций и реальной ставкой процента. Сдвиги в спросе на инвестиции происходят вследствие ожидаемой их доходности. Если последняя увеличится, то возрастет и спрос на инвестиции, кривая спроса на инвестиции сместится вправо и наоборот.

     В краткосрочном периоде рост инвестиций означает увеличение спроса на инвестиционные товары и совокупного спроса. В  долгосрочном периоде рост инвестиций позволяет вводить новые мощности, увеличивать потенциал производства и чистого национального продукта, т.е. совокупного предложения.

     Таким образом, состояние сбережений, инвестиций и реального объема производства относительно равновесного уровня чистого  национального продукта. В реальной экономической жизни наиболее типичным, для динамичной экономики в том числе, является нестабильный порог равновесия, для которого характерны периоды длительного роста и циклических колебаний. Поскольку на состояние ЧНП воздействуют, с одной стороны, сбережения, а с другой - инвестиции, колебания в этих процессах, их соотношение неизбежно сопровождаются сдвигами в состоянии равновесного уровня производства ЧНП. Сдвиги в равновесном состоянии производства происходят также под воздействием изменения соотношения между потребляемой и сберегаемой частями дохода домохозяйств. Если домохозяйства будут потреблять больше, то совокупные расходы возрастут, а, следовательно, возрастает и равновесный уровень ЧНП и наоборот, т.е. в зависимости от динамики расходов изменяется состояние общей фактической величины ЧНП и его равновесное состояние. Результат подобной зависимости называется эффектом мультипликатора.

Информация о работе Инвестиции: источники и структура. Мультипликатор и акселератор инвестиций