Инвестиции: источники и структура. Мультипликатор и акселератор инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Между тем современная ситуация в инвестиционной сфере республики не соответствует указанным требованиям. За годы экономических реформ произошло резкое сокращение объема инвестиций, особенно в реальный сектор экономики, в результате влияния ряда факторов: неблагоприятный инвестиционный климат; мировой финансовый кризис, вызвавший резкое снижение объема государственных централизованных инвестиций; инфляция; высокий уровень налоговых изъятий; низкая рентабельность субъектов хозяйствования; неэффективное использование амортизационных отчислений; неразвитый фондовый рынок; слабое привлечение банками сбережений населения; вывоз капитала из страны и др

Содержание

Введение
1. Источники финансирования инвестиционной деятельности
1.1 Сущность и роль инвестиций. Инвестиционная деятельность
1.2 Состав источников финансирования инвестиционной деятельности
1.3 Собственные средства инвесторов. Проблемы их формирования
1.4 Бюджетное финансирование инвестиций
1.5 Инновационные фонды как внебюджетные источники финансирования инвестиционной деятельности
1.6 Банковский кредит как источник финансирования инвестиций
2. Мультипликатор и акселератор инвестиций
2.1 Понятие мультипликатора инвестиций
2.2 Акселератор инвестиций
3. Анализ структуры инвестиций в Республике Беларусь
3.1 Иностранные инвестиции
3.2 Инвестиции в основной капитал
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Инвестиции источники и структура Мультипликатор и акселератор инвестиций.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

     По  видам собственности источники  финансирования делятся на:

     1) государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства и средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, средства государственных предприятий; кредиты государственных банков); 

     2) инвестиционные ресурсы субъектов хозяйствования коммерческого и некоммерческого характера, общественных объединений, физических лиц, в том числе иностранных инвесторов; кредиты коммерческих банков, средства инвестиционных фондов, страховых компаний и др.;

     3) инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов (иностранных государств, международных финансово-кредитных организаций, институциональных инвесторов, зарубежных банков и кредитных учреждений).

     Система финансового обеспечения инвестиционного  процесса складывается из органического  единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования.

     Методами  инвестирования являются:

  • бюджетный;
  • кредитный;
  • самофинансирование;
  • акционерное финансирование;
  • комбинированный.

     Бюджетный метод инвестирования предполагает направление государственных бюджетных инвестиционных ресурсов (средств республиканского и местных бюджетов) на создание и воспроизводство основных фондов. Государственные бюджетные инвестиционные вложения предоставляются на безвозвратной и возвратной основе и предназначаются для приоритетных направлений экономической политики государства, обеспечивающих структурную перестройку экономики, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциалов страны, решение социальных и других проблем, которые невозможно осуществить за счет иных источников финансирования.

     При бюджетном методе инвестирования государственные централизованные инвестиционные ресурсы могут непосредственно направляться для финансирования целевых программ, государственных нужд, а также использоваться для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов путем выдачи гарантий и предоставления налоговых и других льгот инвесторам.

     Кредитный метод инвестирования предполагает предоставление банковских кредитов на условиях срочности, платности и возвратности. С помощью кредитного метода осуществляется трансформация сбережений и накоплений в производственные инвестиции.

     Преимущество  кредитного метода инвестирования связано  с возвратностью средств, где  немаловажное значение имеет также  необходимость уплаты заемщиком  процентов за пользование кредитом, уровень которых зависит от спроса и предложения на ссудный капитал, уровня инфляции в стране, величины ставки рефинансирования и процентов по депозитам. Взимаемые банками проценты дифференцируются в зависимости от сроков и размеров предоставленных кредитов, их обеспеченности, степени кредитного риска и т.п.

     Самофинансирование  инвестиций предусматривает осуществление процесса расширенного воспроизводства преимущественно за счет собственных источников предприятий: амортизации основного капитала, прибыли и фондов, созданных за счет прибыли. Самофинансирование развития предприятий возможно при их стабильном и устойчивом финансовом состоянии. Падение рентабельности промышленных предприятий и рост количества убыточных предприятий в реальном секторе экономики повлекли за собой снижение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Возможность самофинансирования предприятий связана также с проводимой государством бюджетной, налоговой и амортизационной политикой.

     Стимулированию  инвестиций предприятий благоприятствуют снижение налоговой нагрузки, сближение доходности средств, вкладываемых в производство, с их доходностью от использования в других сферах, повышение надежности инвестирования, совершенствование амортизационной политики государства.

     Акционерное финансирование представляет собой форму получения дополнительных инвестиционных ресурсов путем эмиссии ценных бумаг. Оборот ценных бумаг на финансовом рынке существенно расширяет возможности привлечения временно свободных денежных средств предприятий и домашних хозяйств для инвестирования производственных и социальных мероприятий.

     Акционерное финансирование включает в себя следующие  формы:

  • дополнительные эмиссии ценных бумаг под конкретный инвестиционный проект;
  • эмиссию долговых обязательств в виде инвестиционных сертификатов, облигаций;
  • формирование специализированных инвестиционных компаний и фондов, в том числе паевых, в форме акционерных обществ с эмиссией ценных бумаг и инвестированием полученных средств в инвестиционные проекты.

     Развитие  акционерного метода инвестирования зависит от политики разгосударствления и приватизации объектов государственной формы собственности, создания правовых условий для функционирования рынка ценных бумаг, функционирования рыночной инфраструктуры.

     На  основе комбинированного инвестирования может осуществляться финансирование и кредитование строительства за счет средств государственного бюджета, собственных средств организаций, предприятий и других юридических лиц, кредитов банков с соблюдением пропорций расходования бюджетных ассигнований и собственных средств в течение всего периода реализации инвестиционного проекта. [4, с. 113-117] 

     1.3 Собственные средства  инвесторов. Проблемы  их формирования 

     В составе собственных средств  инвесторов основную долю занимают прибыль  и амортизационные отчисления.

     Прибыль является основным финансовым результатом деятельности предприятия и представляет собой главную форму чистого дохода предприятия, выражающую стоимость прибавочного продукта. Величина прибыли определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью. После уплаты налогов и других обязательных платежей из прибыли в бюджет у предприятий остается чистая прибыль, часть которой может использоваться на инвестиции в составе фонда накопления или другого фонда аналогичного назначения. Предприятия самостоятельно распределяют прибыль, оставшуюся в их распоряжении. Чтобы нормально развиваться, они должны использовать прибыль для финансирования реальных инвестиций в техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства.

     Развитие  и обновление производства, его перепрофилирование на выпуск новой, более качественной и прогрессивной продукции, в  конечном счете, приводят к увеличению прибыли и возможности ее дальнейшего  реинвестирования, в том числе  для решения социальных и других задач предприятия.

     Прибыль, идущая на финансирование капитальных  вложений производственного назначения и жилищного строительства, а  также на погашение банковских кредитов и используемая на эти цели, подлежит льготированию при налогообложении. Льготирование осуществляется путем уменьшения налогооблагаемой прибыли на суммы направленной на инвестиции и прибыли при условии полного использования на эти цели сумм начисленного износа (амортизации).

     В последние годы доля прибыли как  источника накоплений предприятий значительно сократилась. Это, связано с общеэкономическими проблемами: инфляцией, спадом производства, неплатежами в экономике, ростом числа убыточных предприятий и др.

     Решение общеэкономических проблем, стимулирование предприятий к накоплению и самофинансированию должно повысить роль прибыли в финансировании инвестиций.

     Другим  крупным источником финансирования инвестиций на предприятиях являются амортизационные отчисления. За счет амортизации во всех развитых странах покрывается до 70-80 % потребности предприятий в инвестициях. С развитием рыночных отношений в нашей стране государственная политика нацелилась на повышение роли амортизации в обеспечении предприятий инвестиционными ресурсами.

     Преимущество  амортизационных отчислений состоит  в том, что независимо от финансового  состояния предприятия этот источник всегда имеется и остается в его  распоряжении.

     В целях создания финансовых условий  для внедрения в производство научно-технических достижений и стимулирования быстрейшего обновления активной части основных средств используется метод ускоренной амортизации. Это целевой метод более быстрого (по сравнению с нормативными сроками службы) и полного перенесения балансовой стоимости основных средств на издержки производства и обращения. При начислении амортизации ускоренным методом искусственно сокращаются нормативные сроки службы основных фондов и соответственно увеличиваются нормы амортизации.

     Новая амортизационная политика предусматривает использование и других методов начисления амортизации.

     Исходя  из экономической сущности амортизационные  отчисления на предприятии должны использоваться на финансирование реальных инвестиций: приобретение нового оборудования, механизацию  и автоматизацию процессов производства, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, модернизацию и обновление выпускаемой продукции, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение производства, новое строительство. [4, с. 118]

     Амортизационная политика на предприятии должна быть направлена на эффективное использование экономически обоснованных методов начисления амортизации и выбор приоритетных направлений ее использования. 

     1.4 Бюджетное финансирование  инвестиций 

     Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает направление государственных капитальных вложений на структурную перестройку экономики, решение социальных задач, развитие отдельных отраслей и регионов.

     Бюджетное финансирование инвестиций осуществляется исходя из бюджетной политики государства в пределах ежегодно утверждаемого в Законе о бюджете объема государственных капитальных вложений.

     При бюджетном методе финансирования инвестиции традиционно предоставлялись на безвозвратной, бесплатной основе, и субъекты хозяйствования не были заинтересованы в рациональном использовании выделенных ресурсов. Однако безвозвратное финансирование остается необходимым в отдельных сферах и отраслях экономики: социальной сфере, просвещении, здравоохранении, науке, культуре.

     В настоящее время лишь часть бюджетных  средств используется на безвозвратной  основе, другая же часть предоставляется  на условиях платности, срочности и  возвратности. Государство перешло  от распределения бюджетных средств  на капитальные вложения между отраслями к оказанию государственной поддержки инвестиционных проектов на конкурсной основе и практике совместного государственно-коммерческого финансирования проектов.

     Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется путем предоставления централизованных инвестиционных ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности для финансирования инвестиционного проекта через банки, уполномоченные обслуживать государственные программы, а также путем выдачи гарантий Правительства Республики Беларусь. В январе-сентябре 2008 года на инвестиционные цели из средств консолидированного бюджета использовано 6,8 трлн. руб. (рост на 30,1%), собственных средств организаций – 9,87 трлн. руб. (на 18,7%), кредитов банков – 4,87 трлн. руб., или на 25,4% больше, чем в аналогичном периоде 2007г. [9, с. 39]

     Оказание  государственной поддержки производственным отраслям предусматривает комплексную  оценку экономической эффективности  проекта при принятии решения  о его финансировании, изучение бизнес-плана, назначение экологической экспертизы, а при необходимости - научно-технической экспертизы.

     Процедура конкурсного отбора инвестиционных проектов гарантирует более эффективное  размещение и использование государственных  инвестиционных ресурсов, получение  коммерческого или социального эффекта.

     Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется при наличии положительного заключения государственной комплексной экспертизы, проводимой Министерством экономики Республики Беларусь.

Информация о работе Инвестиции: источники и структура. Мультипликатор и акселератор инвестиций