Интеллектуальная собственность в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:34, реферат

Описание работы

Права из области интеллектуальной собственности подразделяются на две категории - эксклюзивные и не эксклюзивные. Эксклюзивное право устанавливает объективный критерий его нарушения - нарушением будет считаться не только незаконное копирование (по сути, воровство), но и достижение того же результата своим путем, даже не подозревая о существовании защищенного эксклюзивным правом субъекта. Примером эксклюзивного права могут служить права обладателя патента - они считаются нарушенными использованием защищенного патентом изобретения без необходимости доказывать незаконное копирование, самого факта тождественности, даже случайной, изобретения, защищенного патентом, с одной стороны, и используемого изобретения, с другой стороны, достаточно для доказательства нарушения прав из патента.

Работа содержит 1 файл

сем1.docx

— 46.76 Кб (Скачать)

В этих условиях особую актуальность приобретает  последовательное развитие национальной патентной системы, выступающей  важным стратегическим ресурсом и фактором экономической и социальной безопасности нашего государства, повышения инновационной  активности и приумножения интеллектуального  потенциала страны. Поэтому дополнительным условием развития системы защиты интеллектуальной собственности в Казахстане является «Программа развития патентной системы  Республики Казахстан на 2007-2011 гг.», которая определяет основные направления  развития патентно-лицензионной системы  Казахстана.

  Необходимо  отметить, что по уровню активности  патентования изобретений Казахстан  занимает лидирующее место среди  стран Центральной Азии. Однако, уровень зарубежного патентования составляет менее 1% от общего количества подаваемых заявок в национальное патентное ведомство. 

Такая ситуация представляет значительную опасность  для формируемого экспорта отечественной  наукоемкой продукции и высоких  технологий. В этой связи необходимо принятие комплекса мер по стимулированию и обеспечению защиты интеллектуальной собственности отечественных правообладателей на зарубежных и мировых рынках, в том числе, созданной за счет использования средств государственного бюджета.3

Для этого  разрабатывается проект Патентной  Стратегии, который будет включать в себя основные направления развития патентно-лицензионной системы Казахстана. В среднесрочной перспективе  планируется внести существенные изменения  в процесс патентования, чтобы  он отвечал темпу  развития экономики, к которому стремится Казахстан. Необходимость в разработке такой  стратегии уже назрела, поскольку  Казахстану нужна программа и  новые методы действий в сфере  охраны,  управления и внедрения  объектов интеллектуальной собственности.

В настоящее  время  Казахстане также разработаны  и согласовываются со всеми заинтересованными  государственными органами изменения  законодательства в сфере авторского права, касательно использования Интернета, передачи в рыночную среду объектов интеллектуальной собственности, созданных  за счет государственного бюджета (в  настоящее время большинство  объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет государственного бюджета остается невостребованным в рынке, при этом изменения в  бюджетный кодекс будут обеспечивать возвратность заложенных средств и получение прибыли уже самим государством).

Предусматривается внесение изменений в такие Законы Республики Казахстан, как "Патентный  закон", "Об авторском праве  и смежных правах", а также  в Бюджетный кодекс.

Модернизация  системы интеллектуальной собственности  и реализация Программы развития патентной системы Республики Казахстан  требует дальнейшего совершенствования  действующего законодательства.

Положительным моментом в деятельности на международной  арене можно считать имеющуюся  договоренность с руководством Европейского патентного ведомства, Евразийской  патентной организации по приобретению баз данных и создание в Республике Казахстан Регионального (международного) центра патентного поиска и исследований, а также с Патентным ведомством Соединенных Штатов Америки о  взаимном сотрудничестве.

Необходимо  также обратить внимание на взаимовлияние  факторов  в системе  законодательного обеспечения интеллектуальной собственности  и в целом   инновационной  деятельности, происходящих в странах  Центральной Азии.

  1. Законодательство в области охраны интеллектуальной собственности в странах Центральной Азии  достаточно развито, но оно пока мало ориентирует на повышение инновационной активности.

На наш  взгляд, причины инновационной отсталости стран Центральной Азии следующие:

Во-первых, имеет место невысокий уровень  наукоёмкой инноваций, определяемый долей затрат на исследования и разработки в общих затратах на инновации. Основная причина состоит в неразвитости науки в предпринимательском секторе.

Во-вторых, инновационная деятельность сосредоточена  на приобретении далеко не самых прогрессивных  технологий. Предприятия решают в  первую очередь текущие проблемы замены изношенной техники, а не перехода на новый, более высокий технологический  уровень производства.

В-третьих, не получает развития более прогрессивная  форма приобретения технологий, когда  она выступает в виде не овеществленной технологии. Имеется в виду покупка прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей.

Можно сказать, что промышленные предприятия  стран Центральной Азии при крайне небольших масштабах инновационной  деятельности выступают преимущественно  ее пассивными участниками. Они включаются в нее в основном на последних  стадиях инновационного процесса, что  не позволяет рассчитывать на значительные успехи в области повышения конкурентоспособности  продукции за счет инновационная-технологического развития.

Думается, что странам Центральной Азии  следует задуматься над вопросом о приведении национальных законодательств требованиям единого системного подхода к системе защиты  интеллектуальной собственности и в целом  инновационной политике.

  1. Необходимо отметить, что в странах Центральной Азии отсутствует эффективная стратегия в области развития национального рынка технологий, а также стратегия патентной защиты на международном рынке технологий и эффективные механизмы вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. 

Отсутствие  стратегии привлечения внешних  источников инноваций и технологий приводит преимущественно к импорту  более зрелых, устаревающих технологий и не ориентирует на активный трансферт  передовых зарубежных технологий, что  подтверждает низкая доля роялти и  лицензионных платежей в структуре  технологических услуг и в  ВВП.

Для достижения максимального положительного эффекта  в данной области необходимо наряду с коммерциализацией собственных  научно-технических разработок широко применять трансферт передовых  зарубежных технологий. Для того, чтобы иметь благоприятные долгосрочные последствия, импорт технологий должен сопровождаться их обязательным улучшением, позволяющим вернуться на внешний рынок в качестве экспортера соответствующей продукции.

При этом,  на современном этапе развития стран  Центральной Азии более предпочтительным является приобретение большей части  необходимых технологий, как в  стране, так и за пределами страны в виде лицензированных технологий или патентов.

  1. Проблема совершенствования механизма коммерческой реализации интеллектуальной собственности относится к числу наиболее проблемных теоретических и практических аспектов экономического развития центрально-азиатских государств.

Необходимо  четко урегулировать деятельность в сфере оценки нематериальных активов  и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, поставив их в один ряд с объектами имущественного права, позволив тем самым широко использовать нематериальные активы в гражданско-правовых и экономических правоотношениях.

На нынешнем этапе необходим совершенный  механизм по использованию интеллектуальной собственности в коммерческих целях, что в конечном итоге будет  выгодно не только субъекту бизнеса, но и государству. Ведь в условиях финансирования государством научной  деятельности, накопилось достаточное  количество ценных научных разработок, которые просто необходимо вывести  в рынок.

  1. Одним из существенных моментов в улучшении защиты интеллектуальной собственности в странах Центральной Азии  является ужесточение уголовного законодательства.

Правонарушения  в сфере интеллектуальной деятельности  в центрально-азиатском  регионе становятся настолько распространенными и объемными, что давно представляют собой повышенную общественную опасность, поэтому должны регулироваться достаточно жестко, в том числе и мерами уголовного преследования.

 Резюмируя  все вышеизложенное, необходимо  заключить, что  защита интеллектуальной  собственности входит в разряд  вопросов национальной безопасности  центрально-азиатских государств, потому что речь идет о выживании государств в мировом сообществе, о построении в странах Центральной Азии цивилизованного гражданского общества, основанного на уважении к чужой собственности, интеллекту, личности.

Это –  самая верная основа перспективного развития центрально-азиатских стран и экономического взаимодействия  со странами Европейского союза, залог ее процветания вне зависимости от наличия или отсутствия природных богатств. На этом основывается  конкурентоспособность всех  государств региона. 
 

Выводы:

Республика  Казахстан остается вне «черного списка» стран, где нарушаются права  интеллектуальной собственности, сообщает пресс-служба министерства юстиции  Казахстана со ссылкой на специальный  доклад Торговой палаты США «Special 301 Report».

Второго мая 2011 года опубликован специальный  доклад Торговой палаты США о нарушениях прав интеллектуальной собственности  в мире «Special 301 Report», согласно которому Казахстану дана положительная оценка по защите и обеспечению прав интеллектуальной собственности», сообщает пресс-служба министерства юстиции Казахстана.

Торговая  палата США выразила одобрение значительной работе, проведенной государственными органами Казахстана по исполнению своих  обязательств по охране прав интеллектуальной собственности по американо-казахстанскому двустороннему Торговому соглашению.

«Американской стороной положительно оценены усилия Казахстана по приведению законодательства в соответствие с соглашением  по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ВТО и обеспечением прав интеллектуальной собственности», - отмечает ведомство.

Как поясняет Минюст республики, законом США предусматривается  выявление стран, нарушающих права  американских граждан на интеллектуальную собственность. Ежегодно Комиссия по торговле США готовит перечень стран, не обеспечивающих адекватную охрану интеллектуальной собственности. Этот перечень состоит из трех списков: зарубежные страны, в которых допускаются  самые грубые нарушения, страны, подлежащие приоритетному наблюдению и страны, подлежащие просто наблюдению. В отношении  стран, занесенных в первый список, США могут принимать весьма жесткие  экономические санкции.

По данным ведомства, Казахстан был включен  в различные группы данного списка в результате обзора за состоянием охраны авторского права в 1998-1999 годах, но в апреле 2006 года республика была исключена из списка 301.

«На сегодняшний  день Республика Казахстан не включена ни в один из вышеуказанных списков  «Special 301 Report», - подчеркивается в сообщении.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Фемида №1, январь 2008 г., Юридическая газета
  2. www.stat.kz

Информация о работе Интеллектуальная собственность в Казахстане