Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:34, реферат
Права из области интеллектуальной собственности подразделяются на две категории - эксклюзивные и не эксклюзивные. Эксклюзивное право устанавливает объективный критерий его нарушения - нарушением будет считаться не только незаконное копирование (по сути, воровство), но и достижение того же результата своим путем, даже не подозревая о существовании защищенного эксклюзивным правом субъекта. Примером эксклюзивного права могут служить права обладателя патента - они считаются нарушенными использованием защищенного патентом изобретения без необходимости доказывать незаконное копирование, самого факта тождественности, даже случайной, изобретения, защищенного патентом, с одной стороны, и используемого изобретения, с другой стороны, достаточно для доказательства нарушения прав из патента.
Введение
Любой играющий на бирже знаком с извечным противостоянием "быков" и "медведей". Две противоположные тенденции, два разных образа мышления, полярные и тем не менее немыслимые один без другого. С юридической и экономической точек зрения область интеллектуальной собственности также представляется единством противоположностей.
С одной
стороны авторские права, патенты
и другие субъекты интеллектуальной
собственности являются безусловным
злом - они в определенной мере делают
их собственника монополистом, ограничивают
конкуренцию и в итоге бьют
по карману конечного потребителя.
Поэтому стремление в какой-то степени
ограничить права обладателей
Однако не следует забывать, что за предоставление прав на интеллектуальную собственность изобретатель платит высокую цену - он не только демонстрирует само изобретение или произведение, но и публикует путь, приведший к нему, и тем самым дает возможность его массового воспроизведения. Основное отличие интеллектуальной собственности от собственности материальной заключается в том, что первая не связана с определенным предметом, являющимся ее носителем. Следует обратить внимание на четкую грань, проводимую правом - область интеллектуального права не защищает идеи (они должны быть всеобщим достоянием, и на них нельзя наклеить ярлык собственности), а только способ их претворения в жизнь. Например, идея нагревать воду при помощи солнечных лучей не может быть субъектом права интеллектуальной собственности, однако определенное строение солнечных бойлеров может быть признано подлежащим защите, например в качестве полезной модели.
Права
из области интеллектуальной собственности
подразделяются на две категории - эксклюзивные
и не эксклюзивные. Эксклюзивное право
устанавливает объективный
"В Казахстане только в ХХI веке начинает развиваться интеллектуальная собственность…"
Как известно, интеллектуальная и, в частности, промышленная собственность является одной из важнейших стратегических активов Республики Казахстан. Однако, надо признать, что многие наши соотечественники не вполне еще ясно представляют, в чем она заключается и каково ее значение для развития нашей страны?
Вопросы,
касающиеся интеллектуальной собственности
в нашей стране, требуют серьезного осмысления
и внедрения в повседневную реальность.
От этого, главным образом, будет зависеть
будущее развитие всего нашего независимого
государства и его экономики в целом. Надо
отметить, что система охраны и реализации
прав на объекты промышленной собственности
включает в себя применение законов в
этой области и приведение национальных
положений в соответствие с международными
стандартами. Требуется открытое сотрудничество
между институтами и организациями, формирование
специальных творческих ресурсов в области
интеллектуальной собственности. Играя
решающую роль в социально-экономических
и научно-технических реформах, эти преобразования
являются важнейшими условиями индустриально-инновационного
развития Республики Казахстан. Будучи
решающим фактором экономической и социальной
безопасности государства, они создают
предпосылки для укрепления рыночных
отношений и приумножения будущего интеллектуального
потенциала страны.
В двадцатом веке интеллектуальная собственность
преимущественно рассматривалась как
средство охраны технологий или новой
продукции от копирования. Прошло совсем
немного времени и уже становится очевидным,
что интеллектуальную собственность нельзя
рассматривать просто как правовую функцию.
Активно формирующаяся экономика порождает
совершенно новую конкурентную среду,
в которой борьба идет за обладание исключительными
правами на ноу-хау и изобретения, где
не природные ресурсы, а интеллектуальная
собственность несет в себе ростки будущего
процветания.
Раньше основу конкурентных преимуществ
составляли доступные природные ресурсы,
дешевая рабочая сила, применение фактора
масштаба производства, а в более позднее
время - усиленная маркетинговая деятельность,
обеспечивающая хорошую репутацию и тесные
связи с клиентами на основе дифференциации
уникальных товаров и услуг. В новых условиях
компании, положим, наиболее известных
стран мира, стали добиваться конкурентных
преимуществ на основе заблаговременного
получения и виртуозного использования
исключительных прав на ноу-хау, изобретения,
товарные знаки и отраслевые стандарты.
В настоящее время в нашей стране осуществляется
государственная поддержка инновационной
деятельности с помощью институтов развития:
функционируют Инвестиционный фонд Казахстана,
Банк развития, Национальный инновационный
фонд, Центр маркетинговых и аналитических
исследований и Центр инжиниринга и трансферта
технологий, создан ряд технологических
парков и бизнес-инкубаторов. Однако неравномерное
развитие в Казахстане рыночных инструментов
системы создания, охраны и экономической
реализации результатов научно-технической
деятельности в определенной степени
препятствует развитию инноваций.
Поэтому национальная патентная система
является важным стратегическим ресурсом,
потенциальные возможности которого трудно
переоценить. Традиционно рассматриваемая
как фактор экономической и социальной
безопасности государства патентная система
должна играть важную роль в научно-технических
и социально-экономических реформах и
стать фактором приумножения интеллектуального
потенциала страны.
Миссия патентной системы в новых условиях
вытекает из Стратегии вхождения Казахстана
в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных
стран мира. Она направлена на обеспечение
необходимых и достаточных патентно-правовых,
патентно-информационных и институциональных
условий формирования благоприятного
инновационного климата, для производства
в Казахстане товаров и услуг с защищенными
правами интеллектуальной собственности.
Она также утверждает страну в качестве
равноправного и конкурентоспособного
партнера международных экономических
отношений.
Эффективная система охраны, защиты и
использования объектов промышленной
собственности сегодня становятся необходимым
инструментами привлечения инвестиций
в важнейшие отрасли национальной экономики.
В этой связи хотел бы также подчеркнуть,
что стабильная экономическая деятельность
может быть обеспечена лишь при реализации
общепринятой Стратегии индустриально-инновационного
развития на 2003-2015 годы, основанной на
внедрении передовых технологий и широком
использовании отечественных изобретений,
товарных знаков, полезных моделей и промышленных
образцов.
Исходя из этих соображений, на нынешнем
этапе становления экономики Казахстана
нам следует сосредоточить внимание на
развитии современного промышленного
производства, в котором особое внимание
уделить разработке и внедрению информационных
и наукоемких технологий. Необходимо формирование
конкурентоспособной отечественной продукции
и обеспечение приоритетов экономики
путем сохранения и развития промышленного
и научно-технического потенциала.
Расширение роли и
деятельности патентных
служб на производственных
предприятиях. Значения
внедрения продуктов
интеллектуальной собственности
в производство товаров
и услуг.
В промышленно развитых государствах
80-95 % прироста ВВП приходится на долю новых
знаний, воплощенных в технике и технологиях.
При этом правовая охрана новых технологий
в соответствии с законодательством по
интеллектуальной собственности позволяет
коммерческим организациям завоевать
на определенный промежуток времени монопольное
положение на рынке сбыта конкретной продукции.
Добиться этого возможно, в первую очередь,
создав на предприятии или в организации
специальную патентную службу.
Только патентные службы или отделы могут
осуществлять такие задачи предприятий
и организаций, как проведение патентных
поисков и патентных исследований - исследований,
проводимых в процессе создания, освоения
и реализации промышленной продукции
с целью определения технического уровня
и тенденций развития объектов хозяйственной
деятельности, их патентоспособности
и конкурентоспособности, а также сокращения
затрат и исключения дублирования.
В девяностые годы прошлого века многие
предприятия, попав в непростую экономическую
ситуацию, в первую очередь сокращали
непроизводственные структуры, а именно
патентные отделы и службы, что являлось
прямым нежеланием присутствовать на
рынке, за что поплатились экономическим
ослаблением и кризисом производства.
С переходом экономики на инновационную
модель стало активнее вовлечение интеллектуальной
собственности в хозяйственный оборот.
В настоящее время цели управления интеллектуальной
собственности, не должны ограничиваться
лишь увеличением подачи заявок на изобретения
на столько-то процентов или даже в получении
конкретного экономического эффекта от
их внедрения на предприятии, как в советское
время.
Сегодня интеллектуальная собственность
- это весьма эффективный инструмент развития
интеллектуального потенциала предприятия,
реализации инновационной стратегии развития,
повышения конкурентоспособности за счет
использования монопольных прав на результаты
интеллектуальной деятельности. Как следствие,
результатом использования объектов интеллектуальной
собственности на предприятии является
увеличение доходов от повышения качества
или снижения себестоимости продукции,
а также расширения рынка сбыта.
Важным элементом системы управления
ИС является четкая проработка и формализация
процесса ее правовой охраны и коммерциализации,
включающего раскрытие изобретения, оценку
его коммерциализуемости, выбор
способа и территории правовой охраны,
патентование и маркетинг.
При этом системность, т.е. рассмотрение
проблем управления ИС как подсистемы
управления предприятия в целом, является
важнейшим фактором успеха инновационной
деятельности организации - развития интеллектуального
потенциала, повышения конкурентоспособности,
увеличения доходности и рыночной стоимости
бизнеса.
В целях развития инновационной системы
и оказания помощи предприятиям и организациям
в создании патентных служб необходимо
разработать специальные положения о
патентных службах, способных выполнить
прежде всего такие функции, как информационно-аналитическое
обеспечение работ по созданию объектов
интеллектуальной собственности, выявление
патентоспособных результатов, выявление
коммерчески значимых объектов, заключение
лицензионных договоров, договоров с авторами
изобретений о выплате им вознаграждений
и т.д.
Для этого необходимо установить специальным
актом единые требования рекомендательного
характера организации патентной службы
независимо от форм собственности, а также
закрепить статус работников патентной
службы. Кроме того, создание таких служб
потребует подготовки квалифицированных
кадров-патентоведов, специалистов в области
экономики и прав интеллектуальной собственности.
Изменения в законодательстве
страны в области промышленной
собственности?
В рамках совершенствования законодательства
страны в сфере интеллектуальной собственности
2 марта 2007 года был подписан Закон "О
внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам интеллектуальной собственности",
который предусматривает совершенствование
процедуры экспертизы объектов промышленной
собственности.
Необходимость изменения патентного законодательства
была вызвана требованием времени, которое
ждет инноваций в экономике. Развитие
страны сегодня напрямую зависит от интенсификации
инновационных процессов и обусловливает
необходимость совершенствования механизма
правовой охраны и защиты изобретений.
Насущной потребностью науки и инновационного
бизнеса стали ускорение выдачи охранных
документов и повышение их роли в процессе
введения в экономический оборот объектов
промышленной собственности, особенно
изобретений. Научная общественность
выражала озабоченность недостаточной
надежностью правовой защиты изобретений
выданным предварительным патентом. Получение
охранных документов на изобретение с
обязательным получением предварительного
патента стала обременительной процедурой
для ученых и инновационного бизнеса.
Изменения и дополнения Патентного закона
Республики Казахстан направлены на удовлетворение
назревшей общественной потребности.
Внедрение нового
инновационного патента
в области интеллектуальной
собственности. Деятельность
Национального института
интеллектуальной собственности.
Патентный закон Республики Казахстан
в редакции 2004 года предусматривал наличие
двух последовательно выдаваемых охранных
документов на изобретение и промышленный
образец - предварительного патента и
патента. При этом предварительный патент
выдавался на страх и риск и под ответственность
заявителя.
Новая редакция Патентного закона Республики
Казахстан сохраняет существование двух
видов охранных документов на изобретение,
но без обязательной последовательности
их получения, а предусматривает альтернативу
получения охранного документа на изобретение
- инновационного патента или патента
на изобретение.
Введение нового охранного документа
на изобретение - инновационного патента
- это альтернативная выдача патента на
изобретение и отказ от выдачи охранного
документа на промышленный образец по
явочной системе. Важно отметить, что в
отличие от предварительного патента,
как и патента на изобретение, законодательство
предусматривает право на защиту в судебном
порядке.
Как известно, Комитет по правам интеллектуальной
собственности является главным представителем
государства, который проводит именно
государственную политику в области охраны
интеллектуальной собственности. Что
же касается нашего Национального института
интеллектуальной собственности, то он
исполняет роль главного экспертного
предприятия, учрежденного Постановлением
Правительства республики в 2002 году. За
период деятельности НИИС вносит свой
заметный вклад в реализацию государственной
Стратегии индустриально-инновационного
развития. Сотрудники института проходят
стажировку в ведущих патентных ведомствах
мира, принимают участие в международных
тренингах и семинарах. За время работы
они неоднократно награждались за вклад
в развитие патентной системы страны.
В прошедшем 2007 году согласно утвержденному
плану Комитет совместно с НИИС организовал
и провел ряд семинаров и круглых столов
по вопросам охраны и защиты интеллектуальной
собственности. Я могу привести данные,
характеризующие деятельность института
за прошедший 2007 год: количество поданных
заявок на изобретение составило - 1741,
на полезные модели - 114, выдано охранных
документов на изобретение - 1004, из них
патентов - 151, предварительных патентов
- 853, полезных моделей - 52. Если сравнить
с показателями 2006 года, то количество
заявок, положим на изобретения выросло
почти на 12%.
Будет уместно сказать, что 24 декабря 2007
года в НИИС состоялось вручение нового
охранного документа в области промышленной
собственности - инновационного патента
на изобретение. Данный документ в сфере
научных разработок и в практике инновационных
технологий республики Казахстан выдается
впервые. В русле индустриально-инновационной
стратегии это еще один последовательный
шаг в деле охраны и внедрения отечественных
изобретений в промышленное производство.
Хотелось бы дополнить, что инновационный
патент отличается от предварительного
еще и тем, что дает возможность получить
охранное право в течение года, включающее
в себя локальную новизну и промышленную
применимость. Все это существенно повышает
надежность охранного документа и снижает
риски бизнеса в инновационной деятельности.
Первыми обладателями нового инновационного
патента стали ДГП "Институт химических
наук им. А.Б. Бектурова", РГП "Центр
наук о земле, металлургии и обогащения",
ДГП "Институт органического катализа
и электрохимии им. Д.В. Сокольского",
ТОО "АиК", КазНГУ им. Аль-Фараби.
Следует также отметить, что планом по
реализации Программы предусмотрены предложения
о присоединении к некоторым международным
соглашениям в области охраны интеллектуальной
собственности - это к Международному
союзу по охране новых сортов растений,
Гаагскому соглашению о международном
депонировании промышленных образцов,
Нерабскому договору об охране олимпийского
символа, Договору о патентном праве, Протоколу
к Мадридскому соглашению о международной
регистрации знаков.
В этих целях Комитетом по правам интеллектуальной
собственности Министерства юстиции Республики
Казахстан ведется работа по подготовке
пакета документов для внесения предложений
в Экспертный Совет по сотрудничеству
страны с международными организациями
о присоединении к вышеназванным Соглашениям.
Вместе с тем в план проектных работ на
2008 год включена разработка законопроекта
"О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам интеллектуальной
собственности", которым предусматривается
решение вопросов, связанных со служебными
изобретениями, к примеру, внесение изменений
в Патентный закон и Бюджетный кодекс
РК и т.д.
Защита интеллектуальной собственности в странах Центральной Азии как необходимое условие технологического сотрудничества со странами Евросоюза
Центральная
Азия объективно становиться одним
из центров экономического роста
на евразийском пространстве. Значительный
людской капитал, запасы природных
ресурсов, а также заложенные здесь
политические, культурные и экономические
основы, включая имеющийся топливно-
В настоящее время достаточно динамично развиваются связи Центральной Азии со странами Евросоюза. Создана соответствующая нормативно-правовая база, активизируется деятельность институтов ООН, международных финансовых институтов.
Так, в
2007 году Евросоюз по инициативе Германии
принял специальную стратегию
в отношении стран Центральной
Азии, основными целями которой
являются: укрепление отношений в
сфере энергетики и транспорта, обеспечение
безопасности и стабильности в регионе,
внедрение передовых
Необходимо отметить, что за годы независимости центрально-азиатские государства значительно продвинулись в направлении рыночной экономики, однако, тот факт, что страны Центральной Азии различаются между собой по уровню конкурентоспособности, политическим, экономическим и другим условиям, стал общепризнанным среди европейских институтов.
Так, согласно классификации Всемирного банка, Казахстан относиться к числу стран с уровнем экономического развития выше среднемирового.
Согласно отчету Всемирного экономического форума (WEF) о глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Report 2008) среди стран Центральной Азии наилучшие позиции занимает Казахстан, который в мировом рейтинге сейчас на 66 месте.
Таджикистан занимает 116, а Кыргызстан 122 место в данном рейтинге. Туркменистан и Узбекистан вовсе не попали в глобальный рейтинг конкурентоспособности 2008 года, так как имеют весьма низкий уровень прозрачности экономики.2
Большинство центрально-азиатских государств находится на новом этапе своего развития - этапе формирования конкурентоспособной экономики, ее модернизации и диверсификации. Важнейшим приоритетом становится переход на путь инновационного развития, экономики знаний. Реализацию данной задачи необходимо связывать с возможностью успешно применять передовые технологии, существующие в мире, и одновременно продвигать свою наукоемкую и высокотехнологичную продукцию на внешнем рынке. Для этого интеллектуальная собственность должна быть защищена на соответствующем мировым требованиям уровне.
С распадом СССР и приобретением независимости центрально-азиатскими государствами в начале 90-х годов стали складываться самостоятельные национальные системы интеллектуальной собственности этих стран.
Существующая
в настоящий момент в странах
Центральной Азии система интеллектуальной
собственности значительно
Если учитывать, что в страны Центральной Азии увеличивается объем инвестиций индустриально развитых стран – членов Европейского союза, США, то становится очевидным, что совершенствование национальных законодательств в сфере защиты интеллектуальной собственности и приведение его в соответствие с нормами международного права является особенно актуальным.
Поэтому на современном этапе вопросы защиты интеллектуальной собственности находятся в зоне особого внимания всех центрально-азиатских государств, так как большинство из этих стран стоят на пороге вступления во Всемирную Торговую Организацию.
Как известно, вступление в ВТО требует от стран в сфере интеллектуальной собственности - полного приведения национального законодательства в соответствие с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - (Соглашение ТРИПС).
Поэтому
сегодня важнейшей задачей
Необходимость
эффективной защиты прав и законных
интересов авторов и владельцев
прав на объекты интеллектуальной собственности
в центрально-азиатском регионе
обусловлена большим
Среди
актуальных проблем, с которыми сталкиваются
сегодня практически все
В связи
с этим, США, являющиеся ведущим в
мире государством-экспортером
Именно поэтому в центрально-азиатских странах продолжается процесс совершенствования всего комплекса международных соглашений, гармонизации национальных законодательств и правоприменительной практики в области интеллектуальной собственности.
Законодательная база охраны интеллектуальной собственности в настоящее время в основном сформирована и включает 12 законов: Патентный закон, закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», закон «Об авторском праве и смежных правах», «Патентных поверенных» и др.
Республика
Казахстан с 1993 года является членом
Всемирной организации
На данный момент в рамках вступления в ВТО решаются вопросы по вступлению в Международный союз по охране новых сортов растений (UPOV), что даст возможность выхода отечественных селекционеров на международный рынок. Одновременно республика намерена присоединиться к Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 1989), который должен упростить процедуру регистрации национальных товарных знаков за пределами страны, членство в которых позволит укрепить наши позиции при вступлении в ВТО.
Основу национальной патентной системы Республики Казахстан составляют Патентный закон, принятый одним из первых среди стран СНГ еще в июне 1992 года, закон Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах», «Об охране селекционных достижений», «О правовой охране топологий интегральных микросхем».
В целях
повышения инновационной
Информация о работе Интеллектуальная собственность в Казахстане