Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:36, научная работа
В работе анализируются изменения, накладываемые соглашениями при вступлении России в ВТО на государственное регулирование реального сек-тора экономики и современному уровню развития институциональных усло-вий экономического роста российской экономики. На основе международных сравнений определён уровень развития институтов, определяющих конку-рентоспособность национальной экономики России, даны заключения о не-обходимости развития эффективных рыночных структур товарных рынков для приспособления к условиям конкурентной деятельности хозяйствующих субъектов, а также формированию инфраструктуры рынков за счет развития финансового сектора и инновационной деятельности.
Проанализируем отдельные условия экономической зависимости. Так, зависимость между эффективностью финансовых и товарных рынков имеет прямую зависимость (рис. 3).
Рис. 3 Поле корреляции
показателей эффективности товарных
и финансовых рынков
Как видно из графика, фактически для всех точек высокое значение уровня одного показателя фактически означает высокое значение другого, при этом случаев, отличающихся от тенденции нет. На средних и низких значениях эффективности рынков может быть превышение значения индексов для товарных рынков над финансовыми (характерно и для российской экономики), что говорит о том, что для развивающихся стран характерно развитие товарных рынков опережающими темпами по сравнению с финансовыми.
Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении такой пары показателей как уровень развития технологии и эффективность товарных рынков (рис. 4). В данном случае, показатели развития технологии при показателях эффективности рынков выше средних в среднем ниже, чем показатели уровня развития технологии и ниже при показателях ниже среднего. На основе данных показателей можно сделать заключение, что для значительного повышения эффективности ранка необходимо осуществление прорыва в области развития такого институционального фактора как развитие технологий. В частности, данное наблюдение характерно и для экономики России, однако в несколько меньшей степени, чем национальные экономики других стран с аналогичным уровнем развития структур отраслевых рынков.
Рис. 4 Поле корреляции
показателей эффективности товарных
рынков и развития технологии
Для исследования совокупности институциональных условий, решим задачу многомерной классификации методом кластеризации по алгоритму К-средних для показателей институциональных условий экономического роста, за исключением значения инновационной деятельности, высокий показатель корреляции которого со значением уровня развития технологии говорит о коллинеарности значений факторов6. На рис. 5 представлен график средних значений пяти кластеров, в состав которых вошли страны со сходными показателями институциональных условий конкурентоспособности.
Так в кластер 1 и 3 объединились страны со средним уровнем всех показателей кроме размера рынка, значение которого в случае кластера 3 существенно выше, чем у других кластеров. В кластер 5 объединились страны с высокими уровнями показателей по всем показателям, кластера 2 и 4 - страны с показателями институциональными условия экономического роста ниже средних.
Рис.
5 Средние значения кластеров, объединяющих
национальные экономики по уровню
В целом в кластер 3 кроме российской экономики, входят национальные экономики таких стран, как Бразилия, Чили, Китай, Колумбия, Греция, Венгрия, Индия, Индонезия, Италия, Мексика, Нигерия, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Саудовская Аравия, Южная Аравия, Испания, Таиланд, Турция, Вьетнам.
Наиболее сходный по всем показателям кроме размера рынка кластер 1 объединились Азербайджан, Болгария, Литва, Латвия, Словакия, Словения и другие. В сходный по значению размера рынка и существенно выше по остальным показателям кластер 5 объединились такие страны как Австрия, Канада, Финляндия, Германия, Гонконг, Норвегия, Сингапур, Швеция и другие высокоразвитые страны.
Таким
образом, для оценки практики влияния
институциональных условий на экономический
рост национальной экономики можно проанализировать
практику стран кластера 1 и 3 как стран,
осуществивших вхождение в ВТО; для оценки
влияния на эффективность товарных рынков
анализируем страны кластера 3. Наибольшую
выгоду от членства в ВТО для роста национальной
экономики приобретают наиболее развитые
страны, институциональные условия которых
отличаются более высоким уровнем развития
эффективности рыночных структур и развитием
технологий и инновационной деятельности,
поэтому задачей государственного регулирования
национальной экономики должно стать
совершенствование конкурентных отношений
и создание условий для технологического
прорыва.
Список использованных источников:
1. Гитис Л.Х. Статистическая классификация и кластерный анализ. Москва: МГТУ, 2003.156 с.
2. Муталимов В. А. Моделирование экономической безопасности в глобализированной экономике как фактор обеспечения национальной безопасности России // Казанская наука. Сборник статей. – Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2010. – №1. – С.214-218.
3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180.
4. Полтерович В.М. Стратегии институциональных реформ. Перспективные траектории // Экономика и математические методы, 2006, Т. 42, № 1. С.3-18.
5. Официальный
сайт Федеральной антимонопольной службы
России http://fas.gov.ru/analytical-
6. The Global
Competitiveness Report 2009-2010, Klaus Schwab, World Economic
Forum, Geneva, Switzerland 2009.