Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:36, научная работа
В работе анализируются изменения, накладываемые соглашениями при вступлении России в ВТО на государственное регулирование реального сек-тора экономики и современному уровню развития институциональных усло-вий экономического роста российской экономики. На основе международных сравнений определён уровень развития институтов, определяющих конку-рентоспособность национальной экономики России, даны заключения о не-обходимости развития эффективных рыночных структур товарных рынков для приспособления к условиям конкурентной деятельности хозяйствующих субъектов, а также формированию инфраструктуры рынков за счет развития финансового сектора и инновационной деятельности.
Институциональные условия устойчивого экономического роста
российской
экономики при вхождении
в ВТО
В
работе анализируются изменения, накладываемые
соглашениями при вступлении России в
ВТО на государственное регулирование
реального сектора экономики и современному
уровню развития институциональных условий
экономического роста российской экономики.
На основе международных сравнений определён
уровень развития институтов, определяющих
конкурентоспособность национальной
экономики России, даны заключения о необходимости
развития эффективных рыночных структур
товарных рынков для приспособления к
условиям конкурентной деятельности хозяйствующих
субъектов, а также формированию инфраструктуры
рынков за счет развития финансового сектора
и инновационной деятельности.
Ключевые
слова: Институциональные условия, экономический
рост, вступление в ВТО, соглашения ВТО,
экономические ресурсы, международная
конкуренция, экономическая безопасность,
кластерный анализ.
Проблема
обеспечения устойчивого
Между
государствами обострились
Политика ВТО, экономическая либерализация в которой происходит одновременно с формированием новой институциональной среды, не только не решает проблемы вхождения, но еще больше их усложнила. Ненаучный подход к роли институтов и институциональных изменений в обеспечении условий формирования национальной модели экономической безопасности России, и значению государственного участия в этом процессе, приведёт к неадекватным темпам роста российской экономики при вступлении России в ВТО. Осознание того, что институты являются ключом к пониманию взаимоотношений между всеми членами ВТО, должно появиться сегодня – до вступления в ВТО. Поэтому экономическая наука обязана в значительном увеличении числа научных исследований и разработок по проблемам подготовки, осуществления и оценке результатов институциональных преобразований в экономике России при членстве в ВТО.
Актуальность исследования влияния институциональных условий на экономический рост обусловлена тем, что в ходе научных дискуссий по проблемам обеспечения экономической безопасности России в системе ВТО, процесс реализации институциональных условий в современной России характеризуется, в основном, как фрагментарный, непоследовательный и ограниченный.
Роль институтов в экономике рассматривается как совокупность норм и правил, структурирующих взаимодействие экономических агентов2
Поэтому объектом исследования в данной статье является процесс институциональных изменений, обусловленных обеспечением безопасности России как будущего члена ВТО.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе подготовки и осуществления институциональных условий, оказывающих влияние на темпы и качество экономического роста.
Институциональные условия – это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения резидентов и нерезидентов, определяющие модели экономической безопасности России, которые сформируются в рамках ВТО3.
Достижение экономического роста за счет повышения эффективности использования ресурсов является важнейшим условием обеспечения экономической безопасности страны. По итогам международных сравнений показателей системы национальных счетов за 2008-2009 г.г., российская экономика входит в десятку крупнейших в мире. При этом, по данным сравнения конкурентоспособности национальных экономики и развития институциональных факторов (World competitiveness report4) за этот же период – только в первые 50 стран. То есть, фактически существует разрыв между имеющимися ресурсами и возможностями по их эффективному использованию.
Рассмотрим проблему влияния существующих институциональных условий на национальную экономику в условиях изменения ряда правил и норм государственного регулирования при вхождении России в ВТО. А именно, как вступление в ВТО может оказать влияние на качество и цену продукцию отдельных рынков.
Согласно заключенному Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами, заключенном 24 июня 1994 года, при вступлении России в ВТО в области взаимодействия между хозяйствующими субъектами реального сектора накладываются следующие ограничения:
1. Стороны воздерживаются от предоставления экспортной помощи в пользу отдельных предприятий или производства товаров иных, чем сырьевые. Кроме того, на другие виды помощи также устанавливаются строгие правила по недопущению ограничения конкуренции.
2. Регламентируются ограничения к доступу к объектам естественных монополий и ограничения на торговлю между странами.
Введение данных условий может оказать существенное влияние на состояние товарных рынков Российской Федерации, так как применение экспортных и импортных пошлин является весьма значимым институциональным условием государственного регулирования экономики на мезоуровне. Такой инструмент как таможенно-тарифное регулирование применяется фактически к каждой из отраслей народного хозяйства. Например, в условиях высокого уровня урожая снижаются импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию.
Однако в России производится существенное количество товаров потребительского назначения, высокая себестоимость которых делает неэффективным снижение импортных пошлин на данную товарную группу. Такое снижение делает отечественное производство неконкурентоспособным.
Так,
например, исследование рынка вина
иностранного производства, реализуемого
на территории Российской Федерации, проведенного
Федеральной антимонопольной Службой
показало, что средняя таможенная стоимость
литра вина, поставляемого в Россию такими
странами как Италия и Германия соответствует
цене российского производителя данного
вида продукции5. Это достигнуто
посредством применения «загородительной»
пошлины в размере 20% от таможенной стоимости.
Рис. 1.
Средняя таможенная стоимость 1 литра
вина, импортируемого в Российскую Федерацию
По данным организации национального статистического учета Франции в 2009 году средняя цена 1 литра вина в ценах производителя составила 0,68 долларов, при этом по данным Росстата, средняя цена 1 литра вина российского производства в 2009 году составляла 1,78 доллара. Снижение пошлины и одновременное устранение ограничений на торговлю позволит поставлять в Россию вино из европейских стран и Латинской Америки по ценам существенно ниже, чем отечественное вино, при этом структура стоимостных показателей рынка говорит о высоком уровне предельной склонности к импорту, только менее 30% выручки приходится на вина отечественного производства.
Конкурентоспособность и рост экономических систем формируется внешнеэкономическими и социальными отношениями, социальной и экономической ролью правительства и институциональной средой. И три из этих факторов, влияют на природу национальной ресурсной базы, технологические возможности, организационную структуру и характеристики товарных рынков. Внешние связи системы так же оказывают влияние на политику правительства, и с ее помощью, на институциональную среду. С другой стороны, национальная политика и институциональная среда, так же влияют на внешнеэкономическую активность бизнеса.
Экономические институты, как и рынки развиваются вместе с политическими и другими институтами общества. Во всех странах с развитой экономикой, правительства вводят нормативные рамки, в которых происходят рыночные операции. Эти политически введенные правила являются более жесткими в некоторых обществах, чем в других.
Исследования факторов институциональных условий конкурентоспособности, и соответственно условий определяющих экономический рост ежегодно оценивается World competitiveness report с помощью набора индексов развития различных систем по шкале от 0 до 6,5.
По мнению автора, наиболее значимыми для развития институциональных условий экономического роста при вступлении в ВТО являются показатели, связанные с инфраструктурой хозяйственной деятельности субъектов реального сектора экономики. К ним относятся: показатели эффективности товарных рынков, означающих предоставление возможностей развития конкурентных рыночных структур; показатели эффективности рынка труда; показатели эффективности финансовых рынков; уровень развития технологии; размер рынка, в частности его потребительского сектора и инвестиционного спроса фирм; показатели развития инноваций.
Средние значения и размах вариации данных показателей на основе показателей международной конкурентоспособности по 133 странам представлена на рис 2.
Как видно на графике, наибольшее значение в целом имеют показатели эффективности товарных рынков, рынка труда и финансового рынка. У России показатели по данным факторам совпадают со средними значениями и составляют соответственно 3,75, 4,67 и 3,27. Также совпадают со средними и фактор развития технологии и инновационной деятельности (3,45 и 3,47 соответственно), при этом показатель размера рынка существенно выше, чем в среднем по всем странами мира и составляет 5,78. На основе данных можно сделать вывод, что институциональные условия в России существенно отличаются от условий других стран только показателем размера предъявляемого спроса на товары и условии. Поэтому, Россия является привлекательным членом для вступления в соглашения с Всемирной торговой организации, позволяющие получить недискриминационный доступ к рынку иностранным производителям товаров и услуг.
Рис. 2 Размах
вариации институциональных факторов
конкурентоспособности (расчет автора)
На основе расчета коэффициентов по критерию Пирсона были оценены связи показателей институциональных условий экономического роста.
Выборка
из 133 случаев разных стран позволяет
оценить зависимости на статистически
значимом уровне. Как видно из таблицы
1, наиболее значимыми являются связи
между эффективностью рынков реального
сектора и финансовых рынков и уровня
развития технологий и инноваций. Наиболее
сильной статистической связью обладают
показатели развития технологий и инноваций.
Оценку зависимости значимости эффективности
рынка труда и реального сектора экономики
следует провести с помощью исследования
поля корреляции.
Таблица 1.
Показатели
корреляции по критерию Пирсона показателей
институциональных условий экономического
роста
Эффективность товарных рынков | Эффективность рынка труда | Эффективность финансовых рынков | Уровень развития технологии | Размер рынка | Фактор развития инноваций | |
Эффективность товарных рынков | 1.00 | 0.70 | 0.84 | 0.87 | 0.47 | 0.88 |
Эффективность рынка труда | 0.70 | 1.00 | 0.60 | 0.62 | 0.19 | 0.64 |
Эффективность финансовых рынков | 0.84 | 0.60 | 1.00 | 0.76 | 0.39 | 0.74 |
Уровень развития технологии | 0.87 | 0.62 | 0.76 | 1.00 | 0.51 | 0.90 |
Размер рынка | 0.47 | 0.19 | 0.39 | 0.51 | 1.00 | 0.62 |
Фактор развития инноваций | 0.88 | 0.64 | 0.74 | 0.90 | 0.62 | 1.00 |