Институциональные преобразования в современном Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

В Казахстане действующим законодательством созданы равные условия и возможности, как для отечественных, так и иностранных инвесторов. В стране действует достаточно благоприятный налоговый инвестиционный режим, созданы необходимые институты для защиты и поощрения инвестиций.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа на тему-Институциональные преобразования в современном Казахстане.docx

— 76.63 Кб (Скачать)

Совершенствование управления внешним долгом страны должно быть тесно связано с развитием  фондового рынка в стране. В  целях снижения рисков валютных и  ценовых колебаний необходимо создание условий для развития инструментов хеджирования на рынке ссудного капитала для компаний-резидентов страны.

В целом, помимо установления желаемых «сигнальных» пороговых значений валового внешнего долга в среднесрочной  перспективе вместе с анализом валового внешнего долга будет рассматриваться  возможность установления «сигнальных» пороговых значений внешних обязательств отдельно по секторам.

Кроме того, в дополнение к принимаемым стимулирующим  мерам в среднесрочной перспективе  необходимо дальше создавать условия  для использования внутренних финансовых ресурсов при реализации крупных  проектов и финансировании экономики.

Политика управления государственными активами

Цель - повышение эффективности  управления государственной собственностью посредством внедрения принципов  корпоративного управления.

Задача:

  • оптимизация государственной собственности;
  • внедрение принципов корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием.

С целью определения сфер деятельности, в которых должны функционировать  государственные предприятия и  государственные учреждения для  оказания общественно значимых услуг  и сфер деятельности, требующих государственной  поддержки, будет разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые  законодательные акты Республики Казахстан  по вопросам сфер деятельности государственных  предприятий».

Кроме того, продолжится  работа по совершенствованию корпоративного управления акционерных обществ  с государственным участием на основе международных стандартов.

Будет разработан законопроект об управлении государственными активами, предусматривающий введение понятия  управления государственной собственностью, его цели и задачи, основные принципы, формы и методы управления, объекты  и субъекты управления, порядок учета  и контроля за эффективным использованием государственной собственности.

Ожидаемые результаты:

Повышение эффективности  управления государственной собственностью и увеличение стоимости активов, принадлежащих государству.

Инвестиционная  политика

В 2008-2010 годах будет продолжена политика стимулирования притока отечественных  и прямых иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики, рационализации и повышения эффективности использования государственных инвестиций и мобилизации внутренних сбережений.

Для повышения инвестиционной привлекательности страны и улучшения  инвестиционного климата будет  продолжена работа по совершенствованию  действующей нормативной правовой базы.

В рамках повышения инвестиционной привлекательности приоритетных производств  государством будут предприняты  дальнейшие меры, направленные на: усиление защиты прав миноритарных акционеров; введение упрощенной системы регистрации предприятий; создание транспарентной системы лицензирования видов деятельности; ускорение перехода предприятий на международные стандарты финансовой отчетности; продолжение работы по развитию новой системы управления экономическим развитием - Национальной инновационной системы; активизацию действий по усилению координации работы государственных институтов развития, повышению прозрачности их деятельности; создание специализированной структуры по содействию инвестициям и продвижению экспорта с сетью торгово-инвестиционных представительств за рубежом; активизацию работы с международными финансовыми институтами в части обеспечения казахстанского участия в синдицированном финансировании крупных международных проектов с учетом интересов отечественного бизнеса, особенно экспортеров; продолжение работы по презентации инвестиционных возможностей Казахстана и поиску зарубежных партнеров, в частности, транснациональных компаний.

Приоритетами бюджетных  инвестиций в предстоящем периоде  остаются: беспечение эффективной реализации функций государственного управления; развитие социального сектора; развитие базовой инфраструктуры; содействие развитию аграрного сектора; развитие города Астаны.

Также будут дополнительно  капитализированы институты развития для финансирования проектов с высокой  добавленной стоимостью в приоритетных секторах экономики и развития инновационной  системы.

С 2008 года в среднесрочной  перспективе планируется реализация Государственной Программы «30 корпоративных  лидеров Казахстана», целью которой  является ускоренная модернизация отраслей экономики, путем создания и развития корпоративных лидеров, реализующих «прорывные» проекты в стране.

В свою очередь, «прорывные»  проекты должны оказать мультипликативный  эффект на отрасли экономики, и как  следствие, существенную диверсификацию экономики страны.

В целом, распределение объемов  бюджетных инвестиций будет осуществляться в рамках Перечня приоритетных бюджетных инвестиционных проектов (программ) на 2008-2010 годы в разрезе действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ.

 

2.3 Формирование  равных конкурентных условий,  улучшение бизнеса среды и  усиление интеграции в мировую  экономику

Целью государственного регулирования  в сфере конкуренции и антимонопольной  политики в 2008-2010 годах является развитие свободной конкуренции путем  создания благоприятных условий, направленных на эффективное функционирование рынка.

Задачи на 2008-2010 годы:

  • создание конкурентной среды во всех отраслях экономики, предотвращение монополистического поведения субъектов и антиконкурентных действий государственных органов;
  • проведение институциональных преобразований антимонопольного органа;
  • приведение действующего антимонопольного законодательства в соответствие с международными стандартами конкурентного права;
  • укрепление общественной системы защиты свободы предпринимательства и прав потребителей, повышение конкурентной культуры;
  • развитие и повышение эффективности кадрового потенциала антимонопольного органа;
  • обеспечение прозрачности и открытого принципа работы антимонопольного органа.

Планируемые мероприятия  на 2008-2010 годы: проведение анализа товарных рынков с целью выявления барьеров входа и выхода на рынок и степени концентрации; разработка порядка взаимодействия с государственными органами по вопросам конкурентной политики с учетом системы мониторинга товарных, в том числе финансовых рынков с целью поддержки честной конкуренции; проработка вопроса о создании единой электронной базы субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке; разработка предложений об институциональных преобразованиях антимонопольного органа; проведение сравнительного анализа законодательства по защите конкуренции развитых стран и Казахстана; разработка Плана мероприятий по поэтапному приведению антимонопольного законодательства в соответствие с требованиями ВТО; продолжение работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции, ограничению монополистической деятельности и антиконкурентных действий государственных органов; определение первоочередных отраслей экономики, в которых не развита конкуренция, в целях выработки мер по повышению конкуренции; осуществление мониторинга ценообразования субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке.

Основными целями в области  развития предпринимательства на 2008-2010 годы станут создание благоприятных условий законодательного и институционального характера, дальнейшее сокращение административных барьеров и поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе государственными холдингами.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих  задач: устранение административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса; улучшение  бизнес-климата; создание стимулов для вовлечения малого и среднего бизнеса в сотрудничество с государственными холдингами.

Для решения поставленных задач предусматривается: упрощение  отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства; внесение изменений  и дополнений в Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» в части введения понятия «социальная ответственность бизнеса»; устранение дублирования и сокращение разрешительных процедур и проверок; упрощение процедур лицензирования, согласования, сертификации, стандартизации, аккредитации и аттестации, а также таможенных процедур;

дальнейшее развитие системы  микрокредитования; предоставление консалтинговых и обучающих услуг субъектам малого и среднего предпринимательства путем улучшения и расширения деятельности объектов инфраструктуры во всех регионах Казахстана; разработка новых продуктов кредитования акционерным обществом «Фонд развития малого предпринимательства», внедрение долгосрочного кредитования для субъектов малого предпринимательства; обеспечение размещения заказов национальных компаний, входящих в состав государственных холдингов, среди предприятий малого и среднего бизнеса Казахстана; совершенствование законодательства об аудиторской деятельности.

Совершенствование тарифной политики 

Цель - формирование эффективной  сбалансированной системы регулирования  деятельности субъектов естественных монополий, стимулирующей направление  инвестиций на модернизацию и обновление их активов, повышение качества предоставляемых  ими услуг и обеспечивающей повышение  конкурентоспособности инфраструктурных отраслей.

Основными задачами тарифной политики в среднесрочном периоде  будут являться реализация комплекса  мер, направленных на комплексное сбалансированное регулирование деятельности субъектов  естественных монополий при совершенствовании  механизмов регулирования и контроля.

Необходимо постепенно и  последовательно переходить к более  прогрессивным моделям регулирования, стимулирующим субъектов естественных монополий на снижение затрат. Для  этого, в целях повышения мотивации  к снижению неэффективных затрат, создания стимулов для осуществления  инвестиций, направляемых на модернизацию активов субъектов естественных монополий, и повышения качества оказываемых услуг планируется  проработка вопроса введения стимулирующего регулирования, обеспечивающего возможность  утверждения уровня тарифа на основе применения фактора эффективности.

В этой связи, планируется  проведение мероприятий, направленных на: стимулирование вложения инвестиции в модернизацию и обновление активов субъектов естественных монополий, особенно по устаревшим активам; снижение уровней потерь субъектов естественных монополий, путем поэтапного установления стимулирующих ограничений по уровням потерь, учитываемых при формировании тарифов; повышение качества услуг, предоставляемых субъектом естественной монополии; улучшение менеджмента и показателей деятельности субъектов естественных монополий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности инфраструктурных отраслей; повышение стабильности и предсказуемости тарифов на регулируемые услуги субъектов естественных монополий; формирование методологии расчета тарифов, обеспечивающей расчет тарифа на основе применения фактора эффективности в целях повышения мотивации к снижению неэффективных затрат и стимулирования инвестиций; вопросы участия государства в финансировании модернизации и обновления производственных активов коммунальных предприятий.

При этом, мероприятия по совершенствованию методологии расчета и установления оптимальных тарифов на регулируемые услуги субъектов естественных монополий будут учитывать состояния секторов экономики, направления развития, заданные отраслевыми программами развития, и темпы реализации проводимых реформ.

В результате реализации планируемого комплекса мер будет сформирована комплексная сбалансированная система  регулирования деятельности монополистов, позволяющая обеспечить повышение  прозрачности, обоснованности и стабильности уровней тарифов, эффективности  функционирования и объемов инвестиций в обновление и модернизацию основных производственных фондов регулируемых субъектов. 

 Усиление интеграции  в мировую экономику 

Цель - реализация системных  мер по адаптации национальной экономики  к условиям вступления Казахстана в  ВТО и интеграция Казахстана в  мировую торговую систему.

Задачи:

  • вступление в ВТО на выгодных для Казахстана условиях;
  • адаптация отраслей к открытию недискриминационного доступа импортных товаров и услуг на рынок Казахстана;
  • продвижение национальных интересов путем участия Казахстана как члена ВТО в многосторонних торговых переговорах;
  • эффективное применение инструментов ВТО для обеспечения национальных интересов;
  • контроль за выполнением принятых Казахстаном обязательств при вступлении в ВТО;
  • углубление экономической интеграции в рамках региональных объединений.

Информация о работе Институциональные преобразования в современном Казахстане