Институциональные преобразования в современном Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

В Казахстане действующим законодательством созданы равные условия и возможности, как для отечественных, так и иностранных инвесторов. В стране действует достаточно благоприятный налоговый инвестиционный режим, созданы необходимые институты для защиты и поощрения инвестиций.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа на тему-Институциональные преобразования в современном Казахстане.docx

— 76.63 Кб (Скачать)

Макроэкономическая стабильность, высокие темпы экономического роста  благоприятно влияют на ситуацию на рынке  труда, характеризующейся ростом занятости  и снижением уровня безработицы. Во втором квартале 2007 года численность  занятых увеличилась на 2,9 %, а  число безработных сократилось  на 3,4 % относительно второго квартала 2006 года.

Наблюдается устойчивая тенденция  снижения уровня безработицы. Уровень  безработицы во втором квартале текущего года составил 7,3 %, снизившись по сравнению  с 7,7 % во втором квартале прошлого года и с 7,8 % в целом по итогам прошлого года.

Вместе с тем, на внутреннем рынке труда все еще ощущается  нехватка квалифицированной рабочей  силы. Кроме того, имеется повышенный спрос на специалистов технического профиля.

Повышение спроса на высококвалифицированную  рабочую силу и профессиональных требований к работникам привели  к росту незаполненных вакансий. Ежемесячный банк вакансий органов  занятости составляет 21 тысяч единиц. Однако из-за несоответствия спроса и  предложения рабочей силы по профессиональному  признаку на одно свободное рабочее  место претендует в среднем 4 безработных  в месяц, в сельской местности - 31.

В сфере здравоохранения  проблемными остаются вопросы дефицита квалифицированных кадров, неудовлетворительного  состояния объектов организаций  здравоохранения, неэффективная работа больничных организаций, особенно организаций  специализированного типа (диспансеры, родильные дома инфекционные больницы).

 

1.2.2 Условия и  макроэкономические сценарии развития

Проведение благоприятной  экономической политики является базовым  фактором обеспечения стабильного  динамичного экономического роста  в 2008-2010 годах и построения основы конкурентоспособной экономики.

Создание благоприятных  макроэкономических условий будет  достигнуто за счет проведения Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан эффективной  и согласованной денежно-кредитной, налогово-бюджетной политики.

Политика, направленная на повышение  доходов населения позволит обеспечить увеличение денежных доходов населения, что в свою очередь повлияет на повышение внутреннего спроса в  стране.

Расширение внутреннего  спроса на товары и инвестиционные ресурсы будет способствовать дальнейшему  увеличению импорта инвестиционных товаров.

Увеличение реальных доходов  населения в совокупности с улучшением финансового состояния предприятий  создаст необходимые условия  для роста инвестиций в реальный сектор экономики.

На основе анализа социально-экономического развития Республики Казахстан за предшествующие периоды, оценки внутренних и внешних  факторов развития, основных направлений  социально-экономической политики Правительства Республики Казахстан  на среднесрочную перспективу, а  также других стратегических программных  документов предполагается несколько  возможных вариантов развития экономики.

Сценарии развития учитывают  возможные колебания мировых  цен на нефть и связанные с  этим изменения в экономике страны.

Сценарные условия определяют основные макроэкономические параметры  развития экономики, факторы экономического и социального развития страны на ближайшие три года.

Базовый сценарий предполагает осторожные тенденции развития экономики  страны, основанные на умеренных ценах  на основные виды экспортируемой продукции  страны.

В соответствии с базовым  сценарием предполагаемый уровень  мировых цен на нефть составит 60 долл. за баррель.

Сохранятся тенденции  устойчивого роста экономики  Казахстана, среднегодовой темп роста  ВВП в 2008-2010 годах сложится на уровне 105,6%.

Положительная динамика будет  наблюдаться во всех отраслях экономики.

Благоприятная ситуация на мировых товарных рынках приведет к  увеличению объемов экспортной продукции  и внешнеторгового оборота в  целом.

Согласно сценарию высоких  цен уровень мировых цен на нефть прогнозируется несколько  выше, чем по базовому сценарию.

Мировая цена на нефть будет  находиться на уровне более 100 долларов США за баррель.

Сохранятся высокие темпы  роста внешнеторгового оборота  страны благодаря увеличению объемов  экспорта нефти и газового конденсата и высоким ценам на нефть.

Сценарий низких цен основывается на предположении, что ситуация на товарных рынках будет не столь благоприятной  для страны, что вызовет снижение мировых и экспортных цен на нефть.

Согласно данному сценарию ожидается снижение мировых цен  на нефть до уровня 50 долларов США  за баррель.

Вследствие снижения уровня экспортных цен на нефть ожидается  уменьшение объемов экспорта и сальдо торгового баланса.

За основу при разработке Плана на 2008-2010 годы взят базовый сценарий развития, который предполагает умеренные темпы роста отраслей экономики при сохранении благоприятной ситуации на мировых товарных рынках.

 

1.2.3 Цель и задачи  социально-экономического развития

В 2008-2010 годах основные направления  социально-экономической политики будут соответствовать целям  и задачам, определенным в Послании Президента страны народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире», Программе Правительства, Стратегии индустриально-инновационного развития.

Главной целью социально-экономической  политики в 2008-2010 годах будет создание благоприятных институциональных  и экономических условий для  повышения международной конкурентоспособности  Казахстана и качества жизни его  граждан.

Первоочередными задачами для  достижения поставленной цели будут  следующие: увеличение ВВП в 2010 году в 2,3 раза по сравнению с 2000 годом; удержание инфляции в 2008-2010 годах на уровне 7,9-9,9%; создание свободной конкурентной среды и равных условий всем субъектам рынка; развитие многоуровневой системы социальной защиты населения; развитие конкурентоспособной системы современного образования, подготовки и переподготовки кадров, адекватных реальным экономическим условиям; создание доступной и конкурентоспособной системы здравоохранения; развитие новых технологических и системообразующих производств с большим мультипликативным эффектом, в том числе реализация «прорывных» инвестиционных проектов; повышение эффективности деятельности и экономической отдачи добывающего сектора; развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, способной удовлетворять потребности экономики и населения в транспортных услугах; стимулирование перехода на энергосберегающие технологии; территориальное развитие, обеспечивающее рост конкурентоспособности регионов; обеспечение успешной интеграции казахстанской экономики в мировую; формирование государственного аппарата, способного действовать в новых условиях.

Приоритетами социально-экономического развития на 2008-2010 годы определены: повышение эффективности проведения экономической политики государства; развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения; развитие инфраструктуры; модернизация и диверсификация экономики; сбалансированное развитие регионов; профессиональное правительство. 

Количественные  индикаторы социально-экономического

развития Республики Казахстан на 2008-2010 годы

В 2008-2010 годах среднегодовой  темп роста ВВП прогнозируется на уровне 105,6%, что позволит достичь  увеличения ВВП в 2010 году в 2,3 раза по сравнению с 2000 годом.

В целях повышения качества и стандартов жизни народа Казахстана ВВП на душу населения будет доведен  к 2010 году до 10387 долларов США.

Среднегодовой прирост объема промышленной продукции в 2008-2010 годах составит 5%, прирост валовой продукции сельского хозяйства - 3%.

Рост объема строительных работ ожидается на уровне 8%.

В 2008-2010 годах ожидается  дальнейший рост отраслей сферы услуг. Услуги транспорта возрастут в среднем  на 5,8%, объем предоставляемых услуг  связи на 21%.

Расширение инвестиционного  спроса будет связано, в первую очередь, с внутренними источниками финансирования инвестиций, получаемых за счет собственных  средств предприятий.

Продолжится рост внешнеторгового  оборота республики, положительное  сальдо торгового баланса составит более 13 млрд. долларов США.

Темп роста реальной заработной платы в 2008-2010 годах составит 4,9%. Уровень безработицы к 2010 году снизится до 7%.

Уровень инфляции стабилизируется  в пределах 7-9% к концу 2010 года.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

2.1 Повышение эффективности  проведения экономической политики  государства и обеспечение благоприятной  макроэкономической ситуации

 

Удержание уровня инфляции в заданных параметрах будет осуществляться совместными действиями Правительства  Республики Казахстан и Национального  Банка Республики Казахстан.

Национальный Банк Республики Казахстан будет проводить государственную  денежно-кредитную политику, направленную на дальнейшее совершенствование инструментов и операционной основы денежно-кредитной  политики, ужесточение денежно-кредитной  политики в случае сохранения остроты проблемы избыточной ликвидности банковской системы.

Правительство Республики Казахстан  в свою очередь будет оказывать  содействие выполнению основной цели деятельности Национального Банка  Республики Казахстан, в том числе  по следующим направлениям: стимулирование роста экономики преимущественно за счет повышения эффективности производства и роста производительности труда; проведение умеренно жесткой фискальной политики, параметры которой будут согласованы с денежно-кредитной политикой; проведение политики накопления средств в Национальном фонде в период высоких цен на сырьевые ресурсы; регулирование цен на товары и услуги субъектов естественных монополий в рамках среднесрочных тарифных планов; контроль за ценообразованием на товары и услуги субъектов, занимающих доминирующее (монопольное) положение; выявление и пресечение фактов ценового сговора, недобросовестной конкуренции; создание условий для развития конкурентной среды, конкурентных внутренних рынков; становление и развитие биржевой торговли; развитие торговой инфраструктуры; обеспечение сбалансированности внутренних товарных рынков.

Конкретные макроэкономические ориентиры, в том числе и ориентиры  денежно-кредитной политики, а также  совместные действия сторон по их достижению будут определяться в ежегодных  совместных заявлениях Правительства  Республики Казахстан и Национального  Банка Республики Казахстан.

Предпринимаемые меры позволят удержать инфляцию на уровне 7-9% к концу 2010 года.

Развитие финансового  сектора

Основными целями и задачами развития банковского сектора в  среднесрочной перспективе являются: расширение доступа населения к банковским продуктам и повышение уровня защиты потребителей финансовых услуг; повышение уровня прозрачности деятельности отечественных банков второго уровня в целях повышения доверия населения к банковскому сектору; развитие конкуренции и либерализация доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок; совершенствование банковского надзора на основе наилучшей международной практики и повышение эффективности управления внешним заимствованием банковского сектора страны.

Основными мерами по реализации поставленных целей и задач являются:

проведение работы по либерализации  и повышению конкуренции в  банковской системе, в связи с  процессами глобализации и вхождения Республики Казахстан во ВТО; рассмотрение возможности разрешения деятельности филиалов банков с иностранным участием на территории Казахстана при соблюдении переходного периода и условий, призванных обеспечить финансовую устойчивость страны.

В рамках совершенствования  пруденциального регулирования деятельности банков, в зависимости от складывающейся ситуации и экономической целесообразности при необходимости будет производиться пересмотр отдельных нормативов и лимитов внешнего заимствования банковского сектора.

В целях совершенствования  консолидированного надзора и обеспечения  прозрачности в банковском секторе  будут усовершенствованы процедуры  банковского надзора, направленные на обеспечение выполнения банками  требований законодательства в части  консолидированного надзора, структуры  собственников, отношений с аффилированными  лицами.

В целях оценки кредитных  рисков банков второго уровня по мере необходимости и с учетом экономической  целесообразности будет совершенствоваться действующее банковское законодательство, особенно в части пруденциального регулирования и методики классификации активов банков второго уровня.

Будет изучена возможность  использования альтернативных путей фондирования системы гарантирования депозитов, в случае дефицита денежных средств для выплаты возмещения вкладчикам ликвидируемого банка в виде перестрахования рисков за рубежом, либо использования кредитных деривативов.

Информация о работе Институциональные преобразования в современном Казахстане