Институциональные аспекты рыночного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…2
1. Институциональные аспекты рыночного хозяйства
1.1 Правовые предпосылки рыночного хозяйства……….................................4
1.2 Внешние эффекты. Теорема Коуза…………………………………………8
1.3 Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике…..14
2. Производительность труда в сельском хозяйстве в условиях институциональных преобразований. На примере Дагестана в сравнении с тенденциями в России и Южном федеральном округе……………………………18
Заключение……………………………………………………………..…………….28
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Глава 13.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

│1000 шт.)   │       │       │       │       │       │       │       │       │

└────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘ 
 

    За  этот же период, как свидетельствуют  данные табл. 4, трудоемкость производства зерновых в Дагестане возросла в 2,2 раза и превышает аналогичный показатель по стране в 7,8 раза, хотя разница по урожайности зерновых не превышает 15 - 20%.

    На  взгляд автора, это объясняется тем, что в зерновом хозяйстве страны активно внедряются ресурсосберегающие технологии с использованием энергонасыщенных комбинированных высокопроизводительных агрегатов производства ведущих зарубежных фирм. К примеру, только в 2008 г. за счет разных источников сельхозтоваропроизводителями Краснодарского края приобретено сельхозтехники на сумму более 7 млрд руб. Все это стало возможным за счет активного прихода в экономику села частных инвестиций, в том числе широкого распространения агрохолдинговых формирований.

    К сожалению, у сельхозтоваропроизводителей  республики практически нет техники  импортного производства, тогда как  в 2007 г. приобретенная сельхозпредприятиями России техника на 80% была импортной, и поэтому они вынуждены вести зернопроизводство с использованием техники за пределами амортизационных сроков, на эксплуатацию которых расходуются необоснованно завышенные трудоресурсы, что и служит фактором снижения конкурентоспособности агропроизводства региона.

    Кроме того, трудоемкость производства молока в сельхозорганизациях Дагестана  в 3,7 раза выше, и на фоне устойчивой тенденции ежегодного снижения этого  показателя в сельхозорганизациях России в регионе отмечается обратная динамика. И это неудивительно, поскольку только в 12 сельскохозяйственных организациях региона применяется механизированная дойка коров, из которых в трех - система доения "молокопровод", а в остальных "переносное ведро", отличающаяся высокой трудозатратностью.

    За  последние годы в стране ускоренными  темпами происходит технико-технологическая  модернизация животноводства, мощный импульс которой был придан приоритетным нацпроектом "Развитие АПК", в  рамках которого сотни сельхозпроизводителей привлекли внушительные суммы субсидируемых кредитов в модернизацию животноводческих ферм. На подобные цели в регионе выдано более 650 млн руб. долгосрочных кредитов, и ожидается, что в ближайшие годы вложенные средства трансформируются в современные технологии содержания скота, что и доказал ОАО "Кизлярагрокомплекс", который в рамках нацпроекта построил животноводческую ферму с доильным залом, оснащенным современнейшим оборудованием.

    Следует заметить, что при сравнительно высокой трудоемкости производства продукции в Дагестане затраты на содержание сельскохозяйственных животных существенно ниже, чем в сельхозорганизациях России (табл. 5). 

Таблица 5

Затраты на содержание сельскохозяйственных животных

в сельхозорганизациях  Дагестана и России, руб/гол. 

 
 
 
 
Продукция
 
 
Дагестан        
 
 
Россия         
Удельный  вес  
СХО в поголовье 
скота      
от хозяйств   
всех категорий 
в 2007 г., %
2005 г. 2007 г. 2007 г. в % 
к 2005 г.
2005 г. 2007 г. 2007 г. в % 
к 2005 г.
Дагестан Россия
КРС        4 218 5 294 125,5   12 880 17 939 139,3   8,5  48,1
в т.ч.      
коровы    
6 753 8 586 127,1   20 904 29 966 143,4   6,6  57,9
Овцы  и козы 292 340 116,4   612 754 123,2   18,8  19,6
Птица      282 397 140,8   311 271 87,1   15,6  71,9
 
 

    Так, среднегодовые затраты на содержание одной коровы в регионе в 2007 г. составили всего 8586 руб. при 29 966 руб. в России, или в 3,5 раза меньше, а  на содержание овец 340 и 754 руб. соответственно.

    Это вызвано тем, что, во-первых, из-за теплой погоды в регионе значительно меньше тратится ресурсов на содержание животных в закрытых помещениях, в то время как в основных регионах молочного животноводства фермы оснащены системами обогрева, что ведет к заметному повышению затрат. Во-вторых, в структуре рациона животных республики крайне низкий удельный вес составляют концентрированные корма, практически не применяются сенаж, силос, и обеспеченность кормами в несколько раз ниже. Как результат, надой на одну корову не превышает 1270 кг в год при 3860 кг по сельхозорганизациям страны.

    Полагаем, что немаловажное значение в повышении  производительности труда имеет  дальнейшее проведение институциональных  преобразований, направленных на формирование чувства хозяйства у работников, на что и были направлены проводимые аграрные преобразования. Ведь вполне понятно, что у работника-собственника есть мотивация работать добросовестно в отличие от наемного работника, у которого, по Аристотелю, нет мотивации и поэтому наемный работник в поле должен находиться от хозяина на расстоянии голоса глашатая. Но в жизни мы знаем, что при желании лишить мотивации не составляет большого труда. Для этого достаточно проявить простую несправедливость, нечестность в оценке труда и распределении доходов. Ведь главный смысл аграрной реформы и передачи имущества колхозов и совхозов в собственность коллективов - формирование чувства хозяина у рядового труженика, побуждение в нем инициативности, ответственности за судьбу хозяйства и свое благополучие.

    В этих условиях важнейшим аспектом обеспечения эффективности преобразований выступает необходимость учета институциональной среды сельской местности регионов, представленной как формальными, так и неформальными институтами, поскольку унифицированный подход в этих вопросах, что и имело место в стране при осуществлении аграрных реформ, не позволил в достаточной степени заинтересовать сельских работников в осуществлении земельных преобразований.

    Поэтому наряду с реализацией системы  мер по технологической модернизации производства и выполнению мероприятий, заложенных в государственной программе развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг., необходимо целенаправленно продолжить институциональные преобразования и активизировать работу по формированию реального чувства хозяина у тех, кто посвятил свою жизнь сельскому хозяйству. В решении этих задач центральное место принадлежит органам местного самоуправления, которые как никто другой должны быть заинтересованы в создании конкурентоспособного агропроизводства как ключевого фактора трудозанятости и формирования доходов сельского населения. 
 

Заключение 

      Рынок - сложная экономическая система  общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны  с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство.

        Таким образом, существование рыночной системы не возможно без правового государства, честной конкуренции а так же без справедливого налогообложения.

     Центральная проблема любой современной экономики – это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Арендатор если чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс. В открытом письме к избирателям Путин В.В. заявил, что любая программа начинается с обозначения главных целей. Государственная – с того, что способно объединить всех нас, граждан своей страны. Путин убежден: нет и не будет цельной, работающей программы, когда в одних кабинетах пишут экономическую, в других – политическую, в третьих – международную часть. Когда все это механически ''склеивают'' и выдают за единую государственную платформу. Это – не подход, так дела у нас не пойдут. В последние годы мы приняли сотни программ ''первоочередных'' и ''приоритетных'' мер. Раз их так много, значит до реальных приоритетов руки ни у кого не дошли. Мы все время шли на поводу у событий, расхлебывая последствия собственных опрометчивых решений. Постоянно сваливали в кучу большие и малые дела. Зато с энтузиазмом отвлекались на легкие задачи, оправдывая собственное нежелание и собственный страх отвечать на действительно серьезные вызовы. Раз не хотим повторение пройденного, не хотим, чтобы страна плелась в хвосте – должны определиться с действительно неотложными задачами. Их не так много, если подойти с умом. Но они действительно сложные.

     Наш приоритет – побороть собственную  бедность. Мы привыкли гордиться своим  богатством – огромной территорией, природными ресурсами, многонациональной  культурой и образованностью  нации. Это действительно есть. Но этого недостойно мало для великой  державы – России.

     Надо  самим себе однажды сказать: мы богатая  страна бедных людей. От успешного решения  собственных внутренних задач напрямую зависит и наша зажиточность, и  наши новые права. Наш приоритет  – защита рынка от незаконного  вторжения, как чиновного, так и криминального.

     Мы  сегодня просто обязаны обеспечить надежность права собственности  и оградить предпринимателя от произвольного, неправового вмешательства в  его деятельность. Если этих гарантий не дает государство, вакуум быстро наполняют  преступные группировки. Берут под свою ''крышу'' тех, кто никак не может добиться защиты от государства.

     Россия  уже давно - не урезанная карта  Советского Союза, а уверенная в  себе держава с большим будущим  и великим народом. Наш приоритет  – это возрождение личного  достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

   1. Агропромышленный комплекс России. Минсельхоз РФ, 2008.

   2. Курс экономической теории: / Под ред. А.В. Сидоровича. М., 2000

      3. Николаева И.П. Основы микроэкономики. – М.: Юнити, 2000.

     4.Меньшиков С.М. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М., 2003

     5.«Общая экономическая теория»; В. И. Ведяпин. Москва, 2005 год.

     6. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000.

     7. «Рыночная экономика»; Б. А. Райзберг. Москва, 1993 год.

     8. «Рыночная экономика. Учебник»; В. Максимова, А. Шишов. Москва, 1992 год«Экономика»; под редакцией А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. Москва, 2001 год.

   9. Савченко Е.С. Резервы повышения производительности труда в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление. 2008. N 1.

   10.   Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика, 2000.

Информация о работе Институциональные аспекты рыночного хозяйства