Институциональные аспекты рыночного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…2
1. Институциональные аспекты рыночного хозяйства
1.1 Правовые предпосылки рыночного хозяйства……….................................4
1.2 Внешние эффекты. Теорема Коуза…………………………………………8
1.3 Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике…..14
2. Производительность труда в сельском хозяйстве в условиях институциональных преобразований. На примере Дагестана в сравнении с тенденциями в России и Южном федеральном округе……………………………18
Заключение……………………………………………………………..…………….28
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Глава 13.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

       Чтобы глубже понять особенности чисто  общественного блага, сравним его  с чисто частным благом. Чисто  частное благо— это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями) и быть продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо. Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.

        Проблема безбилетника. Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца".

        Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем  в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство.

        «Провалы» рынка. Функции государства в рыночной экономике. «Провалы» (фиаско) рынка — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

       Обычно  выделяют четыре типа неэффективных  ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка;

       1) монополия;

       2)  несовершенная (асимметричная) информация;

       3) внешние эффекты;

       4) общественные блага.

       Во  всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические: функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в XX в. имеет тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все ' более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение XX В. неуклонно возрастала.

       Государственный аппарат стремился решить две  взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

       Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения.

        Прежде всего недопустимы  такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

        Способы разгосударствления могут быть различны. Это прежде всего поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступлении в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

        Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Прежде всего к ним относятся:                                                                                         

        —  наличие надежной правовой базы проведения денационализации;

        — создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового  рынка прежде всего);

        — хорошо продуманная  процедура Продажи государственных  предприятий;

        — предварительная  оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики.

        Лишь при наличии  этих условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить, однако, что этот процесс во многом зависит от самого государства. Между тем разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому "провалы" рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены "провалами" государства.  
 

2. Производительность труда в сельском хозяйстве в условиях институциональных преобразований

    В этой части рассматриваются проблемы производительности труда в сельском хозяйстве, анализируется влияние институциональных преобразований на формирование мотивации к труду, исследуются факторы, определяющие повышение эффективности и конкурентоспособности агропроизводства в Дагестане в сравнении с тенденциями в России и Южном федеральном округе.

    Трансформационные процессы в сельском хозяйстве страны в 1990-е гг. проходили стихийно, роль государства больше сводилась к  формированию адекватной изменившимся условиям нормативно-правовой базы, доведению  незначительных средств государственной  поддержки до получателей, а также информационно-методическому содействию хозяйствующим субъектам в адаптации к работе в рыночной атмосфере. Предоставленная полная экономическая самостоятельность сельхозтоваропроизводителям в определении путей своего развития скорее выражалась в полной свободе менеджмента сельскохозяйственных организаций, в принятии любых управленческих мер. Поэтому решение о сохранении прежней формы хозяйствования или реорганизации сельхозорганизаций в значительной степени зависело от воли их руководителей.

    Анализ  результатов трансформационных  преобразований в секторе сельхозорганизаций показывает, что те хозяйства, которые  на первых же порах пошли на реформирование в поисках реального мотивационного механизма к производительному  труду, оказались в выигрыше. С другой стороны, от многих сельхозорганизаций, руководители которых под разными предлогами не позволили рядовым членам трудовых коллективов почувствовать сопричастность к общей коллективной собственности, ничего не осталось, кроме пустующих земель и останков технического парка. Это говорит о том, что в силу специфики сельского хозяйства, обусловливающей потребность соединения в одном лице собственника и работника, рассчитывать на эффективное его функционирование только на применении наемного труда очень сложно.

    Справедливости  ради нужно сказать, что за годы экономических  реформ произошло значительное ухудшение  экономических условий хозяйствования, не позволяющее различным формам организации труда и производства проявить присущие той или иной форме  хозяйствования преимущества и недостатки. В дореформенный период все сельхозорганизации имели государственный статус, и эффективность их хозяйственной деятельности во многом определялась прямым государственным участием в регулировании их работы посредством полной закупки по твердым ценам произведенной продукции и плановым их ресурсным обеспечением. Во многом в силу этого производство всех видов сельхозпродукции было устойчиво рентабельным практически равномерно в стране, на Северном Кавказе и в Республике Дагестан (РД), тогда как в 2007 г. наблюдается большой разброс среди них (табл. 1) `1`. 
 
 
 
 

    --------------------------------

    `1` Ушачев И.Г. Производительность и мотивация труда - важнейшие факторы экономического развития сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2008. N 1; Савченко Е.С. Резервы повышения производительности труда в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление. 2008. N 1. 

Таблица 1

Уровень рентабельности производства основных видов

сельхозпродукции  в сельхозорганизациях, %

Продукция     2006 г.        2008 г.         
РФ  Северный  
Кавказ 
РД  РФ   ЮФО  РД   
Зерно              158 229   43 46,6 60,7 -4   
Подсолнечник       145 209   104 100,2 94,4 27,2 
Молоко             56 43   28 18,6 24,9 0,5 
Мясо:                         
КРС                22 7   23 -19,2 -18,2 -10,8 
овец  и коз         40 28   70 8,3 12,7 21,1 
птицы              29 26   25 12,5 4,8 -50,2 
Яйца               51 26   24 19,7 24,7 3,9 
Шерсть             25 32   59 -68,7 94,3 -95,9 
Рентабельность  по   
всей деятельности 
37 44   28 17,2 25   9   
Удельный  вес        
убыточных хозяйств
3 2   3 25   22   30   
 

    Как видно из данных табл. 1, в Дагестане  производство зерна в 2008 г. было убыточным на фоне относительно высокой эффективности как по России, так и по ЮФО. Кроме того, в последние годы молочное животноводство в стране демонстрирует относительно устойчивую динамику рентабельности, тогда как в Дагестане только в 2008 г. преодолен порог безубыточности его производства. Во многом это связано с крайне низкой продуктивностью скота и урожайности зерновых. Так, на фоне ежегодного прироста надоев молока на корову в 3 - 5%, в результате чего этот показатель по стране составляет 3858 кг на корову, в регионе этот показатель остается неизменным на протяжении более 10 лет на уровне 1270 кг.

    Проведенный анализ показал, что в последние  годы сохраняется тенденция увеличения числа субъектов России, где реализация основных видов сельскохозяйственной продукции прибыльна. При этом мясо крупного рогатого скота прибыльно лишь в Республиках Калмыкия и Тыва (табл. 2) `2`.

Таблица 2 

Количество  субъектов Российской Федерации  с прибыльной

(убыточной)  сельскохозяйственной продукцией, ед. 

┌───────────────────┬──────────────────────────┬──────────────────────────┐

│                   │        Прибыльные        │         Убыточные        │

│     Продукция     ├────────┬────────┬────────┼────────┬────────┬────────┤

│                   │ 2006 г.│ 2007 г.│ 2008 г.│ 2006 г.│ 2007 г.│ 2008 г.│

├───────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤

│Зерно              │   45   │   47   │   69   │   31   │   28   │    8   │

│Семена             │   29   │   23   │   30   │    3   │   11  │    3   │

│подсолнечника      │        │        │        │        │        │        │

│Картофель          │   62   │   68   │   65   │   19   │   11   │   14   │

│Молоко             │   53   │   54   │   57   │   31   │   29   │   28   │

│Мясо:              │        │        │        │        │        │        │

Информация о работе Институциональные аспекты рыночного хозяйства