Инновационно-инвестиционный процесс в современной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Основным путем выхода из этой ситуации мне видится значительное увеличение капиталовложений в экономику, причем не столько в добывающую промышленность и сферу услуг, сколько в начальные стадии научно-технического развития, т.е. в фундаментальные научные исследования, прикладные исследования и, самое главное, внедрение в производство новых технологических процессов. Тогда станет возможным увеличение производства конкурентоспособной конечной продукции многих отраслей промышленности и, следовательно, значительное уменьшение импортной зависимости.

Содержание

Введение 3
3
Глава 1. Роль инноваций в научно-техническом развитии 4
1.1. Научно-технический прогресс – важный фактор экономического роста. 4
1.2. Классификация инноваций 5
1.3. Инновационный процесс и его этапы 7
Глава 2. Деятельность предприятий инновационной сферы 13
2.1. Сущность инновационной деятельности 13
2.2. Инновационный риск и предпринимательство 14
2.3. Инновационный сектор экономики 16
2.4. Венчурный бизнес и его формы 18
Глава 3. Государственное регулирование инновационно-инвестиционного процесса 22
3.1. Ограниченность рыночных механизмов в инновационной сфере 22
3.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере 24
3.3. Задачи и перспективы инновационной политики государства 26
Заключение 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Ключевым элементом  научно-технической политики должны стать закрепление позитивных тенденций  в научно-техническом комплексе и внедрение эффективных механизмов использования научных достижений в производстве. В области финансирования и стимулирования научно-технической деятельности будет усилена инновационная составляющая Бюджета развития.

Интеграции научных  исследований и образовательного процесса будет служить поддержка структур постоянного формирования высококвалифицированных кадров. Для вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности будет проведен комплекс мероприятий по созданию механизма эффективности защиты прав на интеллектуальную собственность, инвентаризации этой собственности, разработке оперативного управления интеллектуальной собственностью, созданной с участием государства, развитию необходимой инфраструктуры.

При условии  постоянного повышения инвестиционного спроса и расширения посредством финансово-кредитной системы сбережений и инвестирования после 2015 г. возможен переход к структурно-инновационной модернизации народного хозяйства. Следовательно, предстоит обеспечить сбалансированность расширенного воспроизводства посредством дополнения коротких циклов более длительными. Это позволит восстановить устойчивые накопления и перейти к стадии стабильного социально-экономического развития на основе приоритетного наращивания наукоемкого технологического базиса расширенного воспроизводства.

Необходимо создание государственной институциональной  системы, интегрирующей на единой научно-методологической основе стратегию и методологию реализации инвестиционного процесса, механизмы и законодательно-правовую базу, а также обслуживающие организационные структуры. Научные методы принятия управленческих решений будут способствовать формированию национальной геополитики, прогнозированию и выбору путей экономического развития, обоснованию законодательно-правовых актов и повышению эффективности организационных мер в звеньях вертикальной и горизонтальной систем государственной власти. Нужны стабильность и надежность механизма управления. А для этого необходимы методические рекомендации по инвестированию на макро-, мезо-, микроуровнях и законодательно-правовые документы по регулированию данного процесса.

Согласно закономерностям  экономической динамики выход из депрессии возможен только при инвестировании высокоэффективных базовых технологических нововведений, внедрение которых в производство обеспечит формирование нового технологического уклада для осуществления социально ориентированного экономического роста.

По мере научно-методологических обоснований инновационной стратегии  и формирования законодательно-правовой базы необходимо последовательно перестраивать институциональные структуры, которые должны обладать относительной стабильностью в соответствии с целями и принципами избранной стратегии и преобразовываться лишь при изменении методологической и законодательно-правовой базы. Создание эффективного механизма инновационной деятельности поможет осуществить научно-технологический прорыв в XXI в.

В период 2015-2025 гг. станет актуальной задача формирования социально-научного сообщества. Она предполагает создание главной предпосылки для устойчивого развития социально ориентированной экономики - подготовку высокопрофессиональных специалистов во всех отраслях на основе непрерывного цикла образования и переподготовки кадров, способных осуществлять научно-технологическую модернизацию народного хозяйства. В перспективе возможны всеобщее высшее образование для всех слоев населения, а также создание предпосылок при повышении квалификации для присвоения научных степеней и званий высококвалифицированным специалистам, что дает основание характеризовать будущий социум как социально-научное сообщество. Его формирование с помощью инновационного развития выступает одновременно и конечной целью, и главным фактором технологического прорыва. Иначе говоря, социально-научный прогресс будет достигаться на основе инновационной деятельности, а технологический прогресс - за счет создания благоприятных условий развития человека - всеобщего научно-образовательного и культурного воспитания, доступности всех форм медицинского, жилищного и социального обеспечения.

Поэтому социальные инвестиции предстоит ориентировать  в первую очередь на систему комплексной подготовки и повышения квалификации кадров, материальную обеспеченность работников инновационной сферы, науки и образования. Рост благосостояния людей достижим на основе инновационного пути развития, при увеличении производства на базе технологической модернизации.

 

Заключение

 

   Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Кризис 1998 года показал, что перераспределение ресурсов нефти, происходящее в стране не способствует росту экономики страны. Пока цена на нефть была очень высокой, в стране была более-менее благополучная ситуация. Реальный сектор экономики не развивался. Все сводилось к тому, что на проданную нефть за рубежом покупались всевозможные товары. Производство не развивалось, а развивалась малорисковая область предпринимательства, связанная с торговлей. Реальный сектор экономики не развивался. Банки не вкладывали деньги в инновации, а занимались высокодоходными операциями с ценными бумагами. После крушения финансовой пирамиды ГКО, большая часть банков стала банкротами, так как доля их активов, вложенных в ГКО, составляла от 10 до 70% . В результате падения цен на нефть и последующего за этим 4-х кратного падения курса рубля по отношению к доллару, экономика России претерпела сильнейший шок. Мнимое ощущение благополучия, в котором мы все находились, в одно мгновение исчезло. Если бы  российская экономика не была бы в такой зависимости от продажи сырьевых ресурсов, в которой она находилась, и находится в настоящий момент, а средства вкладывались бы в реальный сектор экономики, в новые технологии, а не в отрасли переработки сырья, то не произошло бы такого сильнейшего потрясения которое произошло в августе 1998 года. Только инновации могут способствовать экономическому росту. А инновации всегда связаны с большими рисками.

Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной  государственной политики в области  поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Это — тактическая задача. Стратегической же целью государственной политики является осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить устойчивое экономическое развитие России в XXI в.

Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

 

Список  литературы

 
    1. Авраменко С. Новые формы инвестиций в условиях переходной экономики//Экономист. 1999. №3.
    2. Алипов С. Зарубежный венчурный капитал//Рынок ценных бумаг. 1999. №21.
    3. Анчишкин А.И. Наука – техника – экономика. М.: Экономика, 1986.
    4. Вольский А.П. Индустриальная, инновационная и инвестиционная независимость//Экономист. 1999. №4.
    5. Гулькин П. Венчурное инвестирование – немного истории и статистики//Рынок ценных бумаг. 1999. №6.
    6.   Заверюха Г.Н. Концептуальные подходы к регулированию  взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер//Финансы. 2000. №1.
    7. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник//под ред. Бора. М., 1998.
    8. Инновационный менеджмент/под ред. С.Д.Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
    9. Кулагин А. Ориентиры реформирования научной сферы//Экономист. 2000. №2.
    10. Новицкий А. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности//Экономист. 1999. №3.
    11. Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики//Экономист. 2000. №6.
    12. Основы инновационного менеджмента: Учеб. Пособие/под ред. П.Н.Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. М.: Экономика, 2000.
    13. Прогноз функционирования экономики Российской Федерации//Экономист. 2000. №6.
    14. Теория и практика накопления и инвестиций в переходной экономике России/под ред. Ю.В.Матвеева, В.Н.Строгова. Самара: Изд-во СГЭА., 1999.
    15. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
    16. Экономика и бизнес/под ред. В.Д.Камаева. М., 1995.
    17. Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984.
    18. Яковец Ю.В. Научно-технический прогресс (экономика и управление). М.: Экономика, 1998.

Информация о работе Инновационно-инвестиционный процесс в современной экономике России