Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:59, курсовая работа
Основным путем выхода из этой ситуации мне видится значительное увеличение капиталовложений в экономику, причем не столько в добывающую промышленность и сферу услуг, сколько в начальные стадии научно-технического развития, т.е. в фундаментальные научные исследования, прикладные исследования и, самое главное, внедрение в производство новых технологических процессов. Тогда станет возможным увеличение производства конкурентоспособной конечной продукции многих отраслей промышленности и, следовательно, значительное уменьшение импортной зависимости.
Введение 3
3
Глава 1. Роль инноваций в научно-техническом развитии 4
1.1. Научно-технический прогресс – важный фактор экономического роста. 4
1.2. Классификация инноваций 5
1.3. Инновационный процесс и его этапы 7
Глава 2. Деятельность предприятий инновационной сферы 13
2.1. Сущность инновационной деятельности 13
2.2. Инновационный риск и предпринимательство 14
2.3. Инновационный сектор экономики 16
2.4. Венчурный бизнес и его формы 18
Глава 3. Государственное регулирование инновационно-инвестиционного процесса 22
3.1. Ограниченность рыночных механизмов в инновационной сфере 22
3.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере 24
3.3. Задачи и перспективы инновационной политики государства 26
Заключение 30
Список литературы 31
*Основы
инновационного менеджмента. М.:Экономика.2000
Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:
Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.
Другая классификация, предложенная чехословацким экономистом Ф.Валентой, позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:
Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.
Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий) (ПСНТ). ПСНТ начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию.
На
современном историческом этапе
ускорение социально-
Фундаментальные
научные идеи должны широким потоком
входить в технику и
Происходит качественное изменение роли фундаментальной науки в системе организации науки и техники. Если раньше фундаментальная наука развивалась в основном независимо от производства, то теперь она становится неотъемлемым звеном всей цепочки современного научно-технического прогресса, истоком этого единого процесса. В современных условиях наука выступает как непосредственная производительная сила общества. Она все активнее вторгается в сферу материального производства, оказывая на него постоянное и неослабевающее воздействие. В условиях перехода на интенсивный путь развития необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных идей в производстве. Именно поэтому фундаментальные исследования должны опережать потребности техники и производства.
Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе и частично могут использовать внебюджетные средства.
Расходы бюджета на фундаментальную науку с момента распада СССР неуклонно снижались, что наглядно показывает нам Таблица 3.
Таблица 3.
Финансирование
науки из средств
федерального бюджета*
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
|
95,3 | 700 | 2366,3 | 4413,6 | 5699,6 | 8808,7 | 6239,4 | 11621,5 |
|
5,99 | 4,45 | 3,69 | 2,44 | 2,85 | 3,01 | 1,94 | 2,21 |
в процентах: | ||||||||
|
0,5 | 0,41 | 0,39 | 0,29 | 0,27 | 0,36 | 0,23 | 0,26 |
|
2,43 | 2,56 | 1,66 | 1,6 | 1,6 | 2,02 | 1,32 | 1,74 |
*По
данным Российского статистического ежегодника.2000
г., с.486.
Анализируя данные показатели, можно придти к выводу, что сокращение объемов финансирования науки продолжалось вплоть до 1997 года, когда наша законодательная власть решила уделять больше внимания научным исследованиям и значительно повысила долю расходов на них в федеральном бюджете. Но в 1998 году происходит крупномасштабный обвал финансовой системы, и статьи бюджета приходится сокращать до минимума. С 1999 года – небольшая стабилизация и постепенный рост. Нельзя также не отметить высокие темпы инфляции, которые обнаруживаются при сопоставлении показателей в фактических и постоянных ценах.
Фундаментальные исследования являются основой инновационного процесса. Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами.
Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы).
Вероятность
получения желаемых результатов
повышается от НИР к ОКР. Примерно
85-90% НИР дают результаты, пригодные
для дальнейшего практического использования;
на стадии ОКР 95-97% работ заканчиваются
положительно. В условиях снижения ассигнований
на науку соотношения (в %) между ФИ, ПИ
и ОКР увеличиваются в сторону ОКР (см.
Таблицу 4).
Таблица 4.
Внутренние
текущие затраты
на исследования и
разработки по видам
работ (миллиардов рублей;
с 1998 г. – млн. руб.)*
|
*По
данным Российского статистического ежегодника.2000
г., с.488.
Проанализировав данные таблицы, получим следующие соотношения (в %) между ФИ, ПИ и ОКР:
1994 г. – 17:21:62;
1995 г. – 16:18:66;
Информация о работе Инновационно-инвестиционный процесс в современной экономике России