Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:59, реферат
Эффективность современных экономических систем определяется способностью создавать, хранить, внедрять новшества. Наиболее значимой функцией экономической системы становится инновационная, опирающаяся на использование нововведений и предопределяющая динамизм общественного воспроизводства. Прирост производительности труда и ВВП в развитых странах обеспечивается в основном за счет выпуска и реализации наукоемкой продукции услуг. Инновационный процесс из «точечного» экономического явления постепенно превратился в доминанту экономического развития.
Переход к инновационному развитию может произойти лишь постепенно по мере освоения все более передовых технологий, разработанных странами лидерами. Главная предпосылка перехода – изменение относительной эффективности заимствований и инноваций. Только тогда, когда создание «принципиально нового» окажется выгоднее для страны, чем имитация, может возникнуть массовый спрос на инновации.
Для этого необходимо, чтобы страна развила достаточно мощную фундаментальную и прикладную науку и создала инфраструктуру, позволяющую быстро внедрять результаты исследований. Инновационное развитие должно опираться на сильные институты и высококачественный человеческий капитал.
Необходимо понять, однако, почему в отсталой экономике невозможен инновационный прорыв. Можно выделить следующий перечень причин:
В технологически отсталом производстве нет спроса на инновации, поэтому они не разрабатываются. Также не предъявляется достаточный спрос на высококвалифицированный человеческий капитал, что приводит к «утечке мозгов» за рубеж, так как потенциальные новаторы не реализуются. Наоборот, из-за отсутствия новаторов фирмы не проявляют инновационной активности, поэтому технология производства остаётся отсталой. Вероятно, действие именно этого механизма привело к тому, что за последние шестьдесят лет лишь совсем немногим развивающимся странам удалось стать развитыми.
Особенность России состоит в наличии большого объёма человеческого и интеллектуального капитала, что могло бы позволить в некоторых отраслях применять всё же инновации, а не имитировать зарубежные разработки. Альтернативная возможность – заниматься имитацией, как это делает большинство развивающихся стран. Однако существует проблема упадка сектора НИОКР страны на ранней стадии ещё до того, как НИОКР станет востребованным, когда по каким-то причинам преимущество экспорта сырья (энергоносителей) перестанет быть основой экономического роста страны.
Одним из основных факторов, влияющих на интенсивность и масштабы инновационной деятельности компаний, так и страны в целом является защита прав на интеллектуальную собственность (ИС), в том числе на результаты НИОКР. Защита прав на ИС связана с эффективностью инновационной деятельности компании как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Слабая защита прав на ИС принуждает компании делать выбор в пользу имитаций, поэтому уровень защиты интеллектуальной собственности определяет направление развития технологий российских компаний. Эти предположения подтверждаются как данными официальной статистики, так и выбором компаниями направления инновационного развития. Таким образом, уровень защиты прав на интеллектуальную собственность крайне важен с точки зрения выбора инновационной политики.
Таким
образом, одной из главных задач
российской политики в области национальной
инновационной системы должно стать
создание эффективных механизмов реализации
имеющегося национального инновационного
потенциала, привлечение современных
иностранных технологий и инвесторов,
которые в сочетании с
Совершенно
очевидно, что вне связи с национальной
экономикой Россия не сможет сохранить
свой научный потенциал, а экономика,
в свою очередь не станет конкурентоспособной
без опоры на науку. В настоящее
время не столько сектор науки
и технологий тянет вверх всю
остальную экономику страны, сколько
вся остальная экономика
При сохранении подобной тенденции можно ожидать необратимую деградацию как науки, так и высокотехнологичных отраслей, а потому скорейшая модернизация национальной инновационной системы становится одной из главнейших задач формирования «новой экономики».
Дмитрий
Медведев в статье «Россия вперед»
выделил 6 стратегических векторов экономической
модернизации страны: производство, транспортировка
и использование энергии; разработка
новых видов топлива; ядерные
технологии; информационные технологии;
освоение космоса; производство медицинского
оборудования.
Россия стоит перед необходимостью модернизации – политической, экономической и социальной систем, необходимой в целях её устойчивого развития. Устойчивое развитие – это гармоничное взаимодействие природы, общества и человека. Важнейшим критерием устойчивости в развитии страны является показатель качества жизни, основанный на расчете продолжительности жизни, благосостояния населения и экологической стабильности. А высокое качество человеческого потенциала возможно только на базе современного здравоохранения, образования, науки и культуры. Экономика лишь до определенного предела может расти за счет потребления ресурсов, без оглядки на состояние окружающей среды, на потребности будущих поколений. Дальше развитие может быть только устойчивым. Иначе – застой или регресс.
В последние два года вопросы модернизации активно обсуждаются во всех слоях российского общества. Несомненно, что вокруг этой центральной проблемы, в дискуссиях затрагиваются различные аспекты функционирования государства: инновации, устойчивое развитие, социальная сфера, государственное управление, коррупция и т.д. И это закономерно. Ведь модернизация страны означает не только технологическое перевооружение производства. Модернизация должна затронуть все стороны экономической, социальной и политической жизни общества.
Глобальный
экономический кризис затронул и
экономику России. Принятые Правительством
России ряд антикризисных мер, направленных
на поддержку «ключевых» секторов экономики,
оказало стабилизирующее
Экономический кризис существенно изменил взгляды политической элиты на перспективы дальнейшего развития страны, прежде всего это проблемы низкой конкурентоспособности экономики, неудачи в ее реформировании и диверсификации, высокой зависимости от внешней конъюнктуры. Главное понимание заключается в том, что модернизация – это система мер и мероприятий по преодолению экономического и технологического отставания России от некоторых развитых стран Запада.
В
Концепции долгосрочного
Если
рассматривать модернизацию как
систему мер и мероприятий
по преодолению экономического, социального,
технологического отставания и общественного
развития России, то инновационная
деятельность - составная часть модернизации.
Повышение
Для
модернизации российской экономики
нужны не единичные меры, а взвешенная
политика со стороны федеральных
и региональных органов власти в
поддержку научно-технической
В силу исторически сложившихся условий, российские регионы значительно различаются по уровню социально-экономического развития, структуре экономики, территории и численности населения, промышленному и научно-техническому потенциалу, климатическим условиям и т.д. Поэтому создать полноценную инновационную систему в ряде регионов сегодня не представляется возможным в силу отсутствия или ограниченности в этих регионах важнейших элементов инновационной инфраструктуры (вузы, научные институты, сильная экономика и т.п.), обеспечивающих в полном объеме научно-техническую поддержку современной стратегии социально-экономического развития. В этих условиях необходим дифференцированный подход к разным типам регионов с учетом их специфики.
К сожалению, во многих региональных стратегиях социально-экономического развития отсутствуют разделы, определяющие пути и направления развития инновационной деятельности и использования инновационного потенциала. В результате, в целевых программах не определены ни средства, ни сроки формирования инновационной инфраструктуры, содействия в создании малых инновационных предприятий, подготовки кадров, информационное обеспечение. Не уделяется должное внимание использованию механизма частно-государственного партнерства.
Безусловно, что решающая роль в формировании региональной инновационной системы принадлежит органам власти, основными функциями которых являются:
Сегодня очень много споров, суждений о первичности модернизационных процессов в политической сфере и якобы модернизация экономической сферы невозможна без этого. Безусловно необходима модернизация бюджетной сферы и налоговой системы, инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникационной и т.п.), образования, науки и здравоохранения, системы социальной защиты населения, судебной системы и т.д. Понятно и то, что модернизационные изменения в экономике неизбежно приведут к переменам и в политической и социальной сфере. Главные акценты надо ставить на диверсификацию экономики, технологическую модернизацию, ресурсосбережение и энергоэффективность. И здесь не обойтись без тесного взаимодействия всех участников этого процесса: власти, науки, бизнес-сообщества с учетом интересов всего населения.
Хотелось бы высказать ряд рекомендаций для региональных элит по ходу обсуждения проблем модернизации:
Таким образом, модернизация
экономики и социальной сферы
страны может быть достигнута только
в комплексе - экономической, социальной
и управленческой модернизации с
применением новейших инновационных
подходов и с опорой на региональные
элиты.