Инновации и модернизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:59, реферат

Описание работы

Эффективность современных экономических систем определяется способностью создавать, хранить, внедрять новшества. Наиболее значимой функцией экономической системы становится инновационная, опирающаяся на использование нововведений и предопределяющая динамизм общественного воспроизводства. Прирост производительности труда и ВВП в развитых странах обеспечивается в основном за счет выпуска и реализации наукоемкой продукции услуг. Инновационный процесс из «точечного» экономического явления постепенно превратился в доминанту экономического развития.

Работа содержит 1 файл

Реферат Инновации - модернизация.docx

— 39.19 Кб (Скачать)

       Переход к инновационному развитию может произойти лишь постепенно по мере освоения все более передовых технологий, разработанных странами лидерами. Главная предпосылка перехода – изменение относительной эффективности заимствований и инноваций. Только тогда, когда создание «принципиально нового» окажется выгоднее для страны, чем имитация, может возникнуть массовый спрос на инновации.

       Для этого необходимо, чтобы страна развила достаточно мощную фундаментальную и прикладную науку и создала инфраструктуру, позволяющую быстро внедрять результаты исследований. Инновационное развитие должно опираться на сильные институты и высококачественный человеческий капитал.

       Необходимо  понять, однако, почему в отсталой экономике  невозможен инновационный прорыв. Можно  выделить следующий перечень причин:

  • Новые технологии производятся  с помощью уже ранее освоенных. Это ограничивает возможность создания и внедрения инноваций.
  • Заимствование дешевле и менее рискованно, чем создание принципиально нового, поэтому у большинства фирм отсутствует стимул для инноваций, в отличие от имитаций.
  • Серьёзным препятствием является утечка мозгов. Влияют различия как в зарплате, так и в инфраструктуре исследований.
  • Плохие институты: слабая защита прав на интеллектуальную собственность.
  • Неразвитость институтов поддержки нововведений.

       В технологически отсталом производстве нет спроса на инновации, поэтому они не разрабатываются. Также не предъявляется достаточный спрос на высококвалифицированный человеческий капитал, что приводит к «утечке мозгов» за рубеж, так как потенциальные новаторы не реализуются. Наоборот, из-за отсутствия новаторов фирмы не проявляют инновационной активности, поэтому технология производства остаётся отсталой. Вероятно, действие именно этого механизма привело к тому, что за последние шестьдесят лет лишь совсем немногим развивающимся странам удалось стать развитыми.

       Особенность России состоит в наличии большого объёма человеческого и интеллектуального капитала, что могло бы позволить в некоторых отраслях применять всё же инновации, а не имитировать зарубежные разработки. Альтернативная возможность  – заниматься имитацией, как это делает большинство развивающихся стран. Однако существует проблема упадка сектора НИОКР страны на ранней стадии ещё до того, как НИОКР станет востребованным, когда по каким-то причинам преимущество экспорта сырья (энергоносителей) перестанет быть основой экономического роста страны.

       Одним из основных факторов, влияющих на интенсивность и масштабы инновационной деятельности компаний, так и страны в целом является защита прав на интеллектуальную собственность (ИС), в том числе на результаты НИОКР. Защита прав на ИС связана с эффективностью инновационной деятельности компании как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

       Слабая  защита прав на ИС принуждает компании делать выбор в пользу имитаций, поэтому уровень защиты интеллектуальной собственности определяет направление развития технологий российских компаний. Эти предположения подтверждаются как данными официальной статистики, так и выбором компаниями направления инновационного развития. Таким образом, уровень защиты прав на интеллектуальную собственность крайне важен с точки зрения выбора инновационной политики. 

       Таким образом, одной из главных задач  российской политики в области национальной инновационной системы должно стать  создание эффективных механизмов реализации имеющегося национального инновационного потенциала, привлечение современных  иностранных технологий и инвесторов, которые в сочетании с российскими  природными ресурсами, человеческим и научно-техническим потенциалом способны повысить общую конкурентоспособность страны.

       Совершенно  очевидно, что вне связи с национальной экономикой Россия не сможет сохранить  свой научный потенциал, а экономика, в свою очередь не станет конкурентоспособной  без опоры на науку. В настоящее  время не столько сектор науки  и технологий тянет вверх всю  остальную экономику страны, сколько  вся остальная экономика постсоветской  России тянет вниз сектор науки и  технологий.

       При сохранении подобной тенденции можно  ожидать необратимую деградацию как науки, так и высокотехнологичных отраслей, а потому скорейшая модернизация национальной инновационной системы становится одной из главнейших задач формирования «новой экономики».

       Дмитрий Медведев в статье «Россия вперед»  выделил 6 стратегических векторов экономической  модернизации страны: производство, транспортировка  и использование энергии; разработка новых видов топлива; ядерные  технологии; информационные технологии; освоение космоса; производство медицинского оборудования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Россия стоит перед  необходимостью модернизации – политической, экономической и социальной систем, необходимой в целях её устойчивого  развития. Устойчивое развитие – это гармоничное взаимодействие природы, общества и человека. Важнейшим критерием устойчивости в развитии страны является показатель качества жизни, основанный на расчете продолжительности жизни, благосостояния населения и экологической стабильности. А высокое качество человеческого потенциала возможно только на базе современного здравоохранения, образования, науки и культуры. Экономика лишь до определенного предела может расти за счет потребления ресурсов, без оглядки на состояние окружающей среды, на потребности будущих поколений. Дальше развитие может быть только устойчивым. Иначе – застой или регресс.

       В последние два года вопросы модернизации активно обсуждаются во всех слоях  российского общества. Несомненно, что вокруг этой центральной проблемы, в дискуссиях затрагиваются различные  аспекты функционирования государства: инновации, устойчивое развитие, социальная сфера, государственное управление, коррупция и т.д. И это закономерно. Ведь модернизация страны означает не только  технологическое перевооружение производства. Модернизация должна затронуть  все стороны экономической,  социальной и политической жизни общества.

       Глобальный  экономический кризис затронул и  экономику России. Принятые Правительством России ряд антикризисных мер, направленных на поддержку «ключевых» секторов экономики, оказало стабилизирующее влияние. В тоже время, как отметил Председатель правительства РФ, председатель Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» В.В. Путин в  своем докладе на XI съезде партии: «Кризис также со всей жёсткостью показал, насколько дорого обходятся  стране отторжение инноваций и низкая производительность труда, расточительность ресурсов, косность и неповоротливость бюрократии».

       Экономический кризис существенно изменил взгляды  политической элиты на перспективы  дальнейшего развития страны, прежде всего это проблемы низкой конкурентоспособности  экономики, неудачи в ее реформировании и диверсификации, высокой зависимости  от внешней конъюнктуры. Главное  понимание заключается в том, что модернизация – это система  мер и мероприятий по преодолению  экономического и технологического отставания России от некоторых развитых стран Запада.

       В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрен комплекс мер, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований. Эти меры, предусматривающие переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста должны способствовать развитию инновационной деятельности. В тоже время не следует смешивать понятия «модернизация» и «инновация». Понятие «модернизация» более шире, его суть состоит в изменении существующего состояния (социальное, экономическое, политическое, культурное) страны для успешного и благополучного развития в современном мире. Одним словом, модернизация России - это требование устойчивого и успешного развития страны, направленное на благополучие человека.

       Если  рассматривать модернизацию как  систему мер и мероприятий  по преодолению экономического, социального, технологического отставания и общественного  развития России, то инновационная  деятельность - составная часть модернизации. Повышение конкурентоспособности  российской экономики и социальной сферы возможно только через развитие инновационной деятельности и инновационной  активности общества. Важнейшим условием развития и стимулирования инновационной  деятельности является создание национальной инновационной системы, что невозможно без построения региональных инновационных систем. В свою очередь, развитие инновационной деятельности невозможно без формирования инновационной инфраструктуры, которая создает благоприятные условия для практического использования и коммерциализации знаний и результатов научных исследований. То есть, «точек» инновационного роста - наукоградов, технополисов, технопарков, инновационных центров, способствующих модернизации и оживлению экономики, появлению новых перспективных отраслей, а в ряде случаев - преодолению экономической депрессии.

       Для модернизации российской экономики  нужны не единичные меры, а взвешенная политика со стороны федеральных  и региональных органов власти в  поддержку научно-технической и  инновационной деятельности. Но при  этом надо помнить, что реальная активизация  инновационной деятельности возможна только при условии участия в  этом процессе всех структур управления, хозяйствующих субъектов, институтов гражданского общества и рядовых  граждан.

         В силу исторически сложившихся условий, российские регионы значительно различаются по уровню социально-экономического развития, структуре экономики, территории и численности населения, промышленному и научно-техническому потенциалу, климатическим условиям и т.д. Поэтому создать полноценную инновационную систему в ряде регионов сегодня не представляется возможным в силу отсутствия или ограниченности в этих регионах важнейших элементов инновационной инфраструктуры (вузы, научные институты, сильная экономика и т.п.), обеспечивающих в полном объеме научно-техническую поддержку современной стратегии социально-экономического развития. В этих условиях необходим дифференцированный подход к разным типам регионов с учетом их специфики.

       К сожалению, во многих региональных стратегиях социально-экономического развития отсутствуют  разделы, определяющие пути и направления развития инновационной деятельности и использования инновационного потенциала. В результате, в целевых программах не определены ни средства, ни сроки формирования инновационной инфраструктуры, содействия в создании малых инновационных предприятий, подготовки кадров, информационное обеспечение. Не уделяется должное внимание использованию механизма частно-государственного партнерства.

       Безусловно, что решающая роль в формировании региональной инновационной системы  принадлежит органам власти, основными  функциями которых являются:

  • разработка стратегий и программ инновационного развития экономики и социальной сферы;
  • создание условий для развития и функционирования инновационного бизнеса;
  • определение приоритетных направлений инновационной политики на среднесрочный и долгосрочный периоды;
  • разработка мер финансового и налогового стимулирования инновационной деятельности;
  • создание и развитие необходимых и достаточных элементов региональной инновационной инфраструктуры.

             Сегодня очень много  споров, суждений о первичности модернизационных процессов в политической сфере и якобы модернизация экономической сферы невозможна без этого. Безусловно необходима модернизация бюджетной сферы и налоговой системы, инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникационной и т.п.), образования, науки и здравоохранения, системы социальной защиты населения, судебной системы и т.д. Понятно и то, что модернизационные изменения в экономике неизбежно приведут к переменам и в политической и социальной сфере. Главные акценты надо ставить на диверсификацию экономики, технологическую модернизацию, ресурсосбережение и энергоэффективность. И здесь не обойтись без тесного взаимодействия всех  участников этого процесса: власти, науки, бизнес-сообщества с учетом интересов всего населения.

       Хотелось  бы высказать ряд рекомендаций для  региональных элит по ходу обсуждения проблем модернизации:

  • Во всех регионах разработать и принять программы социально-экономической модернизации с широким освещением в СМИ всех этапов её подготовки и принятия;
  • Разработать все  необходимые нормативно – правовые акты по обеспечению проведения модернизации;    
  • Разработать меры по повышению личной ответственности государственных и муниципальных  служащих за результаты социально – экономической модернизации региона;
  • Проанализировать и при необходимости усилить модернизационную  и инновационную составляющую существующих и разрабатываемых целевых региональных программ и проектов.

             Таким образом, модернизация экономики и социальной сферы  страны может быть достигнута только в комплексе - экономической, социальной и управленческой модернизации с  применением новейших инновационных  подходов и с опорой на региональные элиты. 

Информация о работе Инновации и модернизация