Информационная экономика. Становление нового типа экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение информационной экономики и нового типа экономического роста. Данная цель достигается по средствам решения следующих задач:
- Изучение теоретических основ экономического роста.
- Рассмотреть информацию как фактор производства, ее особенности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты «экономического роста»……………...….5
Понятие экономического роста, его сущность и типы……….…..5
Факторы экономического роста……………………………………7
Понятие информационной экономики……………………………11
Глава 2. Информационная экономика как причина становления экономического роста нового типа……………………………………………..14
2.1. Информация как фактор экономического роста…………………14
2.2. Проблемы и особенности информационной экономики в России…………………………………………………………………………….18
2.3. Перспективы развития информационной экономики, ее показатели……………………………………………..………………..………..20
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Библиографический список………………………………………………….….26

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 52.51 Кб (Скачать)

     Однако, несмотря на всю привлекательность  теории устойчивого развития, новый  глобальный кризис 2008-2009 гг. наглядно показал, что достижение модели устойчивого  развития на практике пока что нереалистично. Причем особая роль в продолжительности и глубине циклических кризисов современности отводится именно информации в ее наиболее обобщенной форме ожиданий субъектов. Это говорит о необходимости более тщательного изучения сущности устойчивости и ее связи с информацией. Пока же теория устойчивого развития отличается слабой применимостью на практике, крайней фрагментированностью и противоречивостью интерпретаций (даже сам термин устойчивого развития понимается по-разному - как "самоподдерживаемое", - защищаемое", "длительное", "непрерывное", "прочное").

     Экономическая теория информации говорит о том, что ценность информации заключается  в росте определенности, которая  может выражаться в достижении целей обладающего информацией субъекта (или, что то же самое, в минимизации расходов ресурсов на достижение заранее известных целей). В связи с этим информация является неотъемлемой частью плана действий субъекта. Поэтому когда речь идет о макроэкономической системе в целом, ее потребности в информации заключаются в налаживании такой институциональной структуры информационного процесса (производства, обмена, потребления информации между субъектами), которая бы обеспечивала требуемую устойчивость развития.

     Однако  снижение неопределенности при помощи институтов оказывается объективно затруднено фундаментальными свойствами экономической информации, таким  как неисчерпаемость, неоднородность, быстрый моральный износ, а также  несовершенством каналов коммуникации, разными когнитивными способностями  субъектов, их специализацией в разделении труда и возможностями оппортунизма. Информация не является абсолютно определенной (детерминированной, что возможно в  отсутствие случайности), полной (всеобъемлющей, что возможно в отсутствие инноваций) и симметричной (одинаково и одновременно интерпретируемой всеми субъектами).

     В связи, с этим вклад информации в  воспроизводство экономических  систем связан с определенной стоимостью, функционирование институтов сопряжено  с так называемыми трансакционными  издержками, которые отражают присущую реальной экономике информационную неэффективность (неопределенность, неполноту  и, как следствие, асимметрию) и являются предметом обширного направления  институциональной экономики. В  свое время категория трансакционных издержек была введена Р. Коузом именно для обоснования причин существования  институтов рынка и фирмы. Согласно наиболее распространенной классификации, трансакционные издержки подразделяются на издержки поиска информации о благе  и контрагенте, издержки ведения переговоров, издержки заключения контракта, издержки надзора за исполнением и принуждения к соблюдению контрактных обязательств, издержки защиты контракта от посягательств третьих лиц. 

    2.2.    Проблемы и особенности  информационной экономики  в России.

Новая эпоха, которую называют веком информации, эрой знания, информационным обществом, когда именно информация и знание становятся наиболее важными факторами  успеха, уже наступила. Однако она  принесла с собой не только множество  новых возможностей для развития, но и ряд новых рисков. В научном  мире широко обсуждаются такие опасности, как возможность возникновения  нового вида зависимости от виртуального мира, как порождаемая электронный  техникой деперсонификация общения  и уход от реальности, что делает человека малозащищенным в реальном мире.

     Однако  существует практическая и совершенно актуальная уже сегодня социальная проблема - усиление социального неравенства  по принципу доступа к современным  ИКТ. По мере ускорения темпов информационной революции возникает особый вид  бедности, называемый информационной бедностью, информационным неравенством или цифровым разрывом. Он существует и между странами, и внутри их, и с развитием новых технологий, как показывает мировой опыт, увеличивается.

     Для России это чревато и внутренними  и внешними проблемами. Ее менее  развитые регионы и наименее обеспеченные слои населения все более оттесняются  на обочину из-за невозможности полноценного доступа к информации и знанию для достижения большего благосостояния. В связи с тем, что значительная часть общества в этих регионах не ощущает на себе положительного воздействия  информационной революции, там появляется негативное отношение ко всему, что  с нею связано, и развитие тормозится.

     По  принципу самоорганизации информационное общество в стране быстро развивается.

     Однако, как показывает мировой опыт, этого  недостаточно, прежде всего, потому что, как и везде, при чисто рыночном развитии за бортом остаются социально уязвимые слои населения (дети, старики, инвалиды), так как рынок не развивает того, что не дает немедленной отдачи. Нужно определить, за что отвечает государство, роль которого в этой сфере - защищать, просвещать и содействовать.

     Роль  государства в России велика и  потому, и в этом снова особенность  России, что ей в наследство досталась  специфическая информационная среда, в которой распространяются ИКТ.

     Вместе  с перестройкой началось оздоровление информационной среды: складирование  информации стало экономически невыгодным, налаживанию информационного обмена способствует само распространение  ИКТ и то, что информация стала  товаром.

     Но  все это происходит главным образом  в коммерческом секторе экономики. Отсутствие привычки к информационной обеспеченности привело к информационной нетребовательности и безразличию. Отсутствие официально принятой государственной  стратегии развития России в нездоровой информационной среде и в условиях формирования глобального информационного  общества становится препятствием дальнейшего  развития.

     Не  существует сценария развития России в условиях современной глобализованной  экономики и постиндустриальной эволюции развитых стран:

    • Россия - поставщик сырьевых ресурсов на мировой рынок, что складывается де-факто;
    • в России происходит догоняющее индустриальное развитие;
    • Россия принимает стратегическую ориентацию на постиндустриальное развитие, формирование экономики, основанной на знаниях.

     Было  бы неправильно сказать, что государство  не участвует в развитии информационного  общества. Принят ряд программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры, среди которых, например, межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» (1995-2001), Федеральная целевая программа «Электронные библиотеки» (проект 2000), Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2005 гг.», Федеральная целевая программа «Электронная Россия», посвященная преимущественно проблемам совершенствования взаимодействия органов власти между собой и хозяйственными субъектами. Вместе с тем эти программы разрознены и не скоординированы. Только разработка и реализация национальной стратегии развития России в условиях перехода мировой экономики к глобальному информационному обществу, в которой будет четко определено соотношение ролей государства и рынка, позволит повысить качество жизни, эффективно бороться с социально-экономическим неравенством. 

     2.3.    Перспективы развития  информационной экономики, ее показатели.

     Для того чтобы оценить насколько  экономика страны принадлежит к  информационному типу, специалистами  США был разработан та называемый индекс информационной экономики.

     При анализе индекса глобальной информационной экономики рассматривались такие  категории и входящие в них  показатели:

  1. Рабочие места, требующие высокой квалификации. Рабочие места, требующие высокой квалификации и большого объема знаний, служат двигателем новой экономики. Такие должности связаны с информационными технологиями и/или требуют инженерных знаний. При этом увеличивается спрос на высококвалифицированных руководящих работников. Кроме того, в связи с ростом требований к квалификации рабочей силы, возрастает необходимость в повышении уровня образования. В состав этой категории входят следующие показатели:
    • Квалифицированные инженерные работники. Количество инженеров на рынке труда каждой страны.
    • Наличие ИТ-специалистов. Количество квалифицированных работников в области информационных технологий на рынке труда каждой страны.
    • Наличие руководящих работников. Количество компетентных руководителей на рынке труда каждой страны.
    • Учащиеся высших учебных заведений. Количество учащихся в государственных и частных высших учебных заведениях в возрасте от 17 до 34 лет.
  1. Глобализация экономики. В отличие от индустриальной экономики, которая является национальной по своему масштабу, новая экономика носит глобальный характер. Наиболее развитые страны будут уменьшать экономические и торговые барьеры, и выходить на глобальный рынок капиталов. Они будут поддерживать технологические нововведения с целью создания новых предприятий, а также продавать товары и услуги на глобальном рынке. Данная категория охватывает такие показатели:
    • Экспорт товаров.
    • Экспорт коммерческих услуг.
    • Прямые инвестиционные потоки за границу.
    • Прямые вложения в имущество за рубежом.
    • Протекционизм. Степень национальных протекционистских мер в целях ликвидации импорта иностранных товаров и услуг.
    • Динамика экономики и конкуренция.
  1. Конкуренция в условиях новой экономики основана на способности компаний внедрять технологические нововведения, в короткие сроки создавать новые товары и услуги XXI века и выпускать их на рынок. Такие компании по своей сути являются динамичными и предприимчивыми - они могут незамедлительно и адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия рынка. Эта категория состоит из следующих показателей:
    • Общая производительность. Валовой внутренний продукт на одного работника.
    • Мотивация работников. Сотрудники согласны с целями компании и поддерживают их.
    • Управление процессами. Какое внимание уделяется управлению процессами (т.е. качеству, времени продвижения на рынок и т.д.) в каждой стране.
    • Предпринимательство. Наличие у руководящих работников компании предпринимательской жилки.
    • Финансовое благополучие компании. Насколько финансовое состояние компании мешает ее способности к конкуренции.
    • Венчурный капитал. Наличие венчурного капитала для развития бизнеса.
  1. Трансформация в информационную экономику. Индустриальная экономика была основана на том, что участники операций были непосредственно связаны друг с другом и что операции осуществлялись с реальными товарами и соответствующими бумажными документами. В условиях новой экономики операции осуществляются в электронном виде, что приводит к созданию ранее невозможных виртуальных взаимоотношений и среды, способствующей внедрению нововведений. В состав данной категории входят такие показатели:
    • Доступ к Интернету. Количество хостов на 1 тыс. человек.
    • Электронная коммерция. Степень развития электронной коммерции.
    • Вложения в телекоммуникации. Средняя величина процента от валового внутреннего продукта.
    • Используемые компьютеры. Доля от количества используемых во всем мире компьютеров.
    • Мощность компьютеров. Доля от мощности (миллионы операций в секунду) всех компьютеров во всем мире.
  1. Индекс глобальной информационной экономики представляет собой важный инструмент для определения динамики и устойчивости экономики, а также технологических возможностей и потенциала каждой страны. Большинство стран центральной Европы значительно снизили свой рейтинг, особенно это коснулось России, Польши и Венгрии. Многие из этих стран показали заметный экономический рост в конце 90-х, начале 21 века, однако в них не наблюдается существенных вложений в новую экономику.

     Использование информационных технологий является ключевым фактором эффективного перехода к новой  экономике. Анализ индекса глобальной информационной экономики позволяет  определить уровень развития высоких  технологий в каждой стране. Такой  анализ служит основой для разработки программ перехода к информационному  обществу и оценки рисков, связанных  с этим процессом.

Информация о работе Информационная экономика. Становление нового типа экономического роста