Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:45, реферат
Инфляция представляет собой весьма сложное явление, в котором тесно переплетаются и преломляются экономические, политические и социальные элементы. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.
Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Понятие инфляции……………………………………………………........4
Глава 2. Типы и виды инфляции………………………………………………........7
Глава 3. Причины инфляции……………………………........................................12
Глава 4. Социальные последствия инфляции……………………………….........18
Пункт 1. Социальные последствия инфляции для потребителей.........................18
Пункт 2. Социальные последствия инфляции для производителей.....................21
Заключение…………………………………………………………………….........23
Литература……………………………………………………………………..........24
С позиции второго критерия выделяют два вида инфляции:
С позиции третьего критерия выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Фактор ожидаемости сказывается на последствиях инфляции. Если фирмы и население знают, что в следующем году цены вырастут в 5 раз, то в условиях идеального рынка они в следующем году повысят цены на свои товары в 5 раз, и никто от ожидаемой инфляции не пострадает. А в случае неожидаемой инфляции рост цен даже на 10% сильно ухудшит экономическую ситуацию.
В экономической литературе выделяют также налоговую инфляцию.
К налоговой инфляции могут привести неверные действия государства в сфере налогообложения. Прежде всего имеются в виду ставки налога на прибыль. Когда они становятся непомерно высокими, начинается торможение роста производства и продаж. Предприниматели, у которых налоги отбирают в бюджет заметную часть прибыли, сталкиваются с нарастающими трудностями при финансировании капиталовложений. Более того, всё чаще возникают ситуации, когда прибыль, остающуюся после уплаты налогов, выгоднее положить в банк в расчёте на процент, нежели потратить на приобретение новой технологии, машин, оборудования и т. п. У предпринимателей ослабевает склонность к инвестированию, пропадает заинтересованность в развитии бизнеса, результатами которого воспользуется не столько он, сколько государство.
Государству следует учитывать инфляцию ценовой накидки, если оно намечает осуществить крупномасштабную организационную перестройку экономики. У предпринимателей есть все основания опасаться, что реорганизация выразится в посягательствах на часть прибыли, новых инструкциях, непредвиденных финансовых санкциях, изменении правил контроля и т.д. Поскольку всё это ведёт к росту издержек, размеры которых заранее предугадать нельзя предприниматели идут на заблаговременное повышение цен (ценовая накидка), надеясь таким способом компенсировать будущие убытки.
Экономисты выделяют также инфляцию спроса и инфляцию предложения.
Инфляция спроса. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объёма продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому избыточный спрос приводит к завершённым ценам на постоянный реальный объём продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».
Инфляция предложения – это инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объём продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения в свою очередь повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме взвинчивают цены, издержки, а не спрос, как это происходит при инфляции спроса.
Инфляция
предложения называется также инфляцией
издержек, так как она означает
рост цен, вызванный увеличением
издержек производства.
Глава 3. Причины инфляции
Инфляция зарождается на денежном рынке. Именно там, в деформациях денежного обращения, и следует искать её причины. Рассмотрим их.
Во-первых, из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами масса денег. Как известно, в экономике возникают проблемы, решение которых требует проведения краткосрочной денежной политики.
Краткосрочная денежная политика должна проводиться в рамках долгосрочной неинфляционной политики. Если государство, стараясь подстегнуть производство, прибегает к экономически необоснованной денежной эмиссии и подключает центральный банк к решению текущих проблем, то велика вероятность, что увеличение денежной массы выйдет за пределы долгосрочного равновесия денежного рынка. Вместо того, чтобы оберегать хозяйство от инфляции, центральный банк может наводнить экономику излишними деньгами, что способствует развитию инфляционного процесса.
Во-вторых, бюджетный дефицит неминуемо ведёт к инфляции. Однако её темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Там, где на центральный банк смотрят как на подразделение министерства финансов и отсутствует обоснованная стратегия, дефицит финансируется посредством денежной эмиссии, что ведёт к резкому ускорению инфляции.
Другой вариант – регулярные займы правительства в центральном банке. В этом случае инфляция всё равно неизбежна, хотя протекает несколько медленнее и в более цивилизованных формах. Допустим, что правительство одолжило в центральном банке определённое количество денег, обязавшись вернуть ссуду с процентами через год. Полностью выполнив своё обещание и расплатившись с центральным банком, оно вновь обращается к нему за кредитом и повторяет такую операцию из года в год. Несмотря на то, что деньги время от времени возвращаются обратно в центральный банк, заметна кредитная эмиссия, постепенно происходит разбухание денежной массы. Инфляция получает дополнительный импульс.
Возможен и третий вариант покрытия дефицита, когда правительство вынуждено размещать свои долговые обязательства где угодно, кроме центрального банка собственной страны. Подобная ситуация возникает там, где центральные банки независимы от исполнительной власти, наделены большими правами и ответственностью за неинфляционное развитие народного хозяйства. Они отказывают правительству и дают ему кредиты только в исключительных, специально оговоренных законом случаях. Правительство может выпускать займы, т. е. брать а долг деньги у своих и иностранных граждан, корпораций, коммерческих банков, фондов и т.п.
На первый взгляд, указанный путь финансирования бюджетного дефицита имеет выраженный неинфляционный характер: те, кто покупают облигации государственных займов, распоряжаются доставшейся им частью наличной денежной массы, нисколько не увеличивая её объёмов. На самом деле всё обстоит сложнее. Вручая бывшим обладателям сбережений свои долговые расписки, государство забирает денежные ресурсы, которые могли бы стать инвестициями. Это значит, что при таком способе покрытия дефицита инвестиционный спрос удовлетворяется далеко не полностью.
Таким
образом, при любом способе
Отметим, что высокие проценты по государственным займам недостаточны для привлечения сбережений, необходимы также доверие населения к правительству, его желание дать деньги в займы. В условиях тоталитарного режима дефицит доверия к властям преодолевали путём принудительного размещения государственных займов и насильственного изъятия части сбережений. В последствии способы экспроприации стали более изощрёнными. Обладая безраздельной монополией, Сбербанк аккумулировал сбережения и направлял их в Госбанк. Правительство использовало чужие деньги фактически бесплатно, поскольку Сбербанк устанавливал низкие проценты по вкладам. Экономическая реформа дала населению возможность предоставлять сбережения не только Сбербанку, но и коммерческим банкам. Теперь процент по государственным облигациям должен быть достаточным, чтобы приносить доход и компенсировать текущий инфляционный рост цен.
В-третьих,
милитаризация экономики
Предположим,
что государству удалось
Укажем также, что занятые в оборонном секторе выступают на потребительском рынке исключительно в роли покупателей, предъявляют спрос, но не способствуют увеличению предложения товаров (третий инфляционный эффект).
Всё это свидетельствует о том, что без демилитаризации экономики инфляцию не обуздать. По мере конверсии военного производства действие отмеченных эффектов ослабевает.
В-четвёртых, монополизация рынков влияет на интенсивность инфляционного процесса. Практика показала, что инфляция быстрее развивается в той экономике, где наблюдается высокая степень монополизации рынка.
Безусловно, монополии не имеют отношения к зарождению инфляции, но они её активно продолжают и усиливают. Чтобы сохранить доминирующее положение на рынке, нужно сохранить размеры производства и предложения товаров. Это отрицательно влияет на соотношение совокупного спроса и предложения, увеличивая разрыв между ними. Монополистические структуры, разрушая механизм рынка, снижают эластичность предложения по цене, затягивают реакцию производства на колебания инфляционного спроса, продлевают инфляционное неравновесие. В целом можно утверждать, что, хотя инфляция в принципе возможна и в конкурентной экономике, монополизм придаёт дополнительное ускорение.
В-пятых,
внешнеэкономические факторы
Инфляция в принципе неустранима, поскольку современная экономика инфляционная по своему устройству.
В
мировой экономической
Эти три вида монополий связаны между собой, и каждая из них может нарушать баланс спроса и предложения.
Назовём признаки неинфляционной экономики.
Во-первых, отсутствие дефицита государственного бюджета, поскольку при любом способе его покрытия возникают инфляционные импульсы. Теоретически это условие невыполнимо, хотя практически устойчивые бездефицитные бюджеты изредка встречаются.
Во-вторых, центральный банк обязан обеспечить неинфляционное развитие экономики. В действительности центральному банку трудно избежать роста инфляции при проведении краткосрочной денежной политики и обслуживании государственного долга.
В-третьих, устранение государственной монополии центрального банка на регулирование центральных денег. В условиях монополии возможна ошибка в оценках допустимых пределов денежной экспансии. Прекратить выпуск центральных денег нельзя, сделать их рынок конкурентным – тоже. Поэтому ликвидация указанной государственной монополии в подобных условиях принципиально неосуществима.
В-четвёртых,
поддержание устойчивого
В-пятых, государство должно воздерживаться от активного вмешательства в перераспределение доходов, чтобы уберечь экономику от инфляции. Когда оно поступает иначе, то при чрезмерном налогообложении возникает макроэкономический эффект дефицита сбережений. Он усиливает отмеченное выше макроэкономическое неравновесие между инвестициями и сбережениями. Однако перераспределительная деятельность государства социально оправдана, отказаться от неё невозможно. Следовательно, и это условие невыполнимо.