Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:14, доклад
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.
Содержание:
Введение 3
Причины инфляции 4
Виды инфляции 7
Социально-экономические последствия инфляции 10
Кривая Филипса 11
6. Антиинфляционная политика 13
7. Заключение 16
8. Список литературы 17
Конкретные методы сдерживания инфляции, дозировка и последовательность применения привлекаемых способов и методов зависят от постановки правильного диагноза, т.е. причин появления инфляции и определения, связанных с ними факторов, подстегивающих инфляционные процессы.
Инфляция может носить монетарный характер или преимущественно структурный, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек).
Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданное снятие ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулирует инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются и корректируются.
Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как опробованных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.
Следует признать, что в Казахстане расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой – от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил – натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось чрезвычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия.
Применительно к Казахстану, попавшей в инфляционную полосу в начале реформ, и не сумевшей разработать единую линию антиинфляционной политики, можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации:
Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.
Ценовые диспропорции не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены не стали ценами равновесия и не работали на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая, машиностроение.
Сокращение внешнего долга, резко сужающего маневры валютными ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды – материальные и финансовые.
Результативность антиинфляционной политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой.
Для Казахстана серьезной проблемой стало сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, труднорешаемые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.
Сложившаяся в нашей стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции.
Преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.
Заключение
Таким образом, в настоящее
время инфляция – один из самых
болезненных и опасных
Процесс инфляции носит не случайный, а весьма устойчивый характер. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там разработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Список литературы
Борисов Е.Ф. «Основы экономической теории». М.: Наука, 1998.
Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика. Справочник. М.: Экономика, 1997.
Мостовая. Экономическая теория. М.: Экономика, 1998.
Экономика / Под ред. А.С. Булатова. М.: 1998.
Экономическая теория
/ под ред. В.Д. Камаева, М.: 1998.
Антиинфляционная
политика - есть совокупность институтов
государственного регулирования инфляций.
С середины 60-х годов стали применяться
общие для всей экономики мероприятия
по прямому и косвенному регулированию
цен.
Прямое регулирование проводилось в рамках
политики доходов. Условно можно выделить
два направления политики доходов: 1) установление
ориентиров, для роста зарплаты, цен; 2)
прямой контроль над зарплатой и ценой.
С их помощью пытались уменьшить рост
реальных доходов и цен. В качестве ориентиров
применялись максимальные пределы роста
цен и ставок зарплаты. Сущность данного
подхода заключается в том, что доходы
работников по найму регулируются непосредственно,
а прибыль – косвенно, через цены.
Контроль обычно применяется путем принятия
законов об одновременном «замораживании»
на определенный срок цены и зарплаты.
По отношению к наемным работникам политика
доходов имеет дискриминационный характер,
поскольку государство сильнее контролирует
зарплату, нежели цены.
Законодательное ограничение цен может
привести к развитию теневого рынка таких
товаров, цены на которые повысить очень
выгодно (спиртные напитки, табачные изделия
и др.). Другим способом обхода ограничения
цен является снижение качества и веса
фасованных продуктов.
Эффективность проводимой политики доходов
в 60-е годы в странах с рыночной экономикой
оказалась низкой, поэтому с середины
70-х годов все рыночные, развитые страны
отказались от нее.
К косвенным методам воздействия на цены
относятся «дефляционные» мероприятия
монетарной и фискальной политики. Первоначально
они применялись в рамках антициклической
политики. По мере роста инфляции Центрбанк
вводит ограничения на рост денежной массы,
объем предоставляемых кредитов, повышения
учетной ставки и норм обязательных резервов
от продажи государственных ценных бумаг
на открытом рынке.
Кроме ограничения количества денег в
обращении, государство пыталось уменьшить
совокупный спрос фискальными методами:
ограничением государственных закупок
и инноваций, повышением ставок прямых
и косвенных налогов, определением норм
амортизационных отчислений. Однако, такие
избавления от стагфляции и инфляции оказались
слишком тяжелыми для экономики.
Сокращение совокупного спроса возможно
только при помощи денежной реформы конфискаций,
замораживания сбережений, что снижает
уровень ликвидности, поощрения покупок
недвижимости: драгоценностей, что должно
установить давление спроса на потребительском
рынке.
Сокращение потребительского спроса связывается
с уменьшением бюджетного дефицита за
счет снижения социальных программ и поддержания
дотациями и субсидиями неэффективного
производства.
Итак, задействовано 2 блока монетарной
борьбы с инфляцией, стимулирование предложения
и сокращение совокупного спроса, претворяемые
в три этапа (см. схему 7.4).
На первом этапе проводится конфискационная
денежная реформа; на втором происходит
сокращение бюджетного дефицита и удорожание
кредита; на третьем снижаются налоговые
ставки.
На первом и втором этапах используются
рычаги, снижающие совокупный спрос, на
третьем – рычаги стимулирующие рост
товарной массы. В целом монетарная программа
придерживается концепцией открытого
рынка.
Рецепты монетаристов по сдерживанию
спроса тяжело переносятся населением
и должна дать эффект в короткие сроки.
В этих целях они предлагают дорогой кредит,
что становится недоступным для малоэффективных
предприятий и они разоряются. На рынки
выходят сильные производители, которых
правительство поощряет более низкой
ставкой налогов, которые быстро наполняют
рынок и цены начинают падать.
Монетаристские рецепты были широко использованы
всеми развитыми странами мира (в США –
рейганомика, Англии – тетчеризм и др.)
и странах СНГ, в том числе Казахстане.
Такой метод борьбы с инфляцией должен
дать впоследствии сравнительно длительный
и эффективный подъем экономики. Это уже
наблюдается в постепенном оживлении
нашей экономики.
Особенность инфляции в нашей стране -
чрезмерный бюджетный дефицит. Убрать
его было возможно двумя путями: увеличить
доходную часть бюджета за счет роста
налогов или сократить расходы государства.
В условиях дефицитной экономики бремя
налога легко перекладывается на цену,
что усиливает инфляцию, а долгосрочные
большие налоги сдерживают инвестиции,
что тормозит рост предложения. Борьба
с инфляцией становится бесперспективной,
так как государство лишается налоговых
поступлений в бюджет из-за низких инвестиций.
В борьбе с инфляцией правительство Казахстана
идет по пути уменьшения бюджетного дефицита
- сокращению государственных расходов
путем снижения военных расходов, сокращения
дотаций и к сожалению, сокращения социальных
программ.
В условиях высокомонополизированного
хозяйства переход к антиинфляционной
денежной политике осуществляется постепенно,
параллельно с разгосударствлением экономики,
с ее демонополизацией, приватизацией
и созданием рыночной инфраструктуры.
Введение национальной валюты – тенге
15 ноября 1993 года вместо старого российского
рубля образца 1962-1993 гг. дало возможность
на определенный уровень снять денежную
инфляцию путем конфискации старых денежных
знаков. Тенге стала единственным законным
платежным средством в нашей республике.
Ввод собственной валюты как исторически,
так и экономически значительный факт
для суверенного молодого государства,
впервые вступившего на самостоятельный
экономический путь развития.
Деньги –
важнейший компонент развития экономической
системы, обеспечивающий кругооборот
доходов и расходов. Это всеобщий эквивалент,
позволяющий измерять стоимость всех
товаров и услуг. Это средство обращения
и сбережений.
Вся совокупность финансовых средств,
обращающихся на рынке и образующих предложение
денег, состоит из следующих агрегатов:
наличные деньги (М0) + средства на текущих
счетах = (М1) + депозитные счета, бесчековые
сберегательные счета, срочные вклады
и др. = (М2) + крупные срочные депозиты, депозитные
сертификаты = (М3).
Важнейшей характеристикой денег является
их покупательная способность, она находится
в обратно пропорциональной зависимости
от общего уровня цен. Кроме того, на нее
влияют объем выпуска и скорость обращения
денег.
Спрос на деньги – это потребность в определенном
запасе денег, которые нужны населению,
фирме, как ликвидные. В зависимости от
мотивов хранения денег различают трансакционный
и спекулятивный спрос на деньги.
Используя целенаправленную монетарную
политику (ограничительную или стимулирующую),
т.е. меняя предложение денег и процентную
ставку, государство может воздействовать
на ситуацию на денежном рынке и через
него – на инвестиции, сбережения, потребление,
на уровень производства и занятости.