Инфляция в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – выявить особенности инфляции в России. Задачи исследования:
1) рассмотреть теорию инфляции;
2) рассмотреть типы и формы инфляции;
3) выделить ее показатели;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…….3-4
1 Инфляция: сущность, причины, измерение……………………….….5-18
1.1 Понятие инфляции……………………………………………..…..5-6
1.2 Сущность инфляции в различных экономических школах….....6-10
1.1.1 Марксистский подход к понятию инфляции………………...6-8
1.1.2 Кейнсианская теория инфляции………………………………8-9
1.1.3 Монетаристская концепция инфляции……………………...9-10
1.3 Причины возникновения инфляции……………………..…...…10-15
1.4 Показатели измерения инфляции……………………….………15-18
2 Классификация типов и форм инфляции, последствия ее возникнове-ния.………………………………………………………………………...19-27
2.1 Различные типы инфляции……………………………...……...19-22
2.2 Классификация форм инфляции…………………………....…22-24
2.3 Последствия инфляции……………………………………..….24-27
3 Инфляция в России: исторический аспект, антиинфляционное регулиро-вание……………………………………………………………………….28-44
3.1 Теория инфляции в России: исторический аспект……..…….28-31
3.2 Инфляционная динамика в России 1992-2010 гг и и антиинфля-ционные провалы………………….………………………………………31-36
3.3 Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ………………………………………………………………..36-42
3.4 Роль банков в проведении антиинфляционной политики..…42-44
Заключение………………………………………………………………………45
Список использованных источников…………………………………...…..46-47

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 126.78 Кб (Скачать)
    1. Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ

Причины перехода к режиму таргетирования инфляции.

В течение ряда лет российские власти придерживались тактики, согласно которой они стремились сдерживать инфляцию и в то же время не допускать слишком быстрого укрепления рубля. Однако во второй половине 2006 г., после окончательной либерализации валютного регулирования, эта тактика претерпела изменения. ЦБ РФ отказался от ориентирования на укрепление рубля. В представленных в августе 2006 г. "Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2007 год" Банк России впервые за последние годы явно обозначил свою I главную задачу - борьбу с инфляцией, которая должна была составить 6,5 - 8% по итогам 2007 года. Что касается целевого ориентира по индексу реального курса рубля, то в документе сказано, что диапазон его изменения составляет от 0 до 10%. Все это свидетельствует о том, что ЦБ РФ постепенно движется в направлении перехода к режиму I таргетирования инфляции, то есть такой политики, когда именно параметры инфляции объявляются основной целью денежных властей.

Главным уроком использования  фиксированных обменных курсов в  конце XX в. стало понимание того, что такой режим не способен справиться с нестабильностью на денежном и  валютном рынках в условиях высокой  мобильности капитала. Завышенные обменные курсы, недостаточное доверие экономических агентов к денежно-кредитной I и бюджетно-налоговой политике, увеличение объемов внешнего долга способствовали повышению вероятности спекулятивных атак на национальные валюты и возникновению финансовых кризисов в странах, использовавших режим фиксированного обменного курса (напомним, что именно поддержание фиксированного обменного курса в условиях масштабного оттока капитала из страны стало одной из существенных характеристик кризиса 1998 г. в России). Поэтому, по мере того как финансовые рынки стран становятся более открытыми, их уязвимость к шокам при использовании режима фиксированного курса увеличивается, в то время как использование плавающего курса становится более оправданным и приводит к ускорению экономической динамики.

        Режим таргетирования инфляции (inflation targeting) подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.[18]

Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно-кредитной политики, который тем не менее уже сейчас широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии этот режим был применен денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990-х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетироваиие инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.

На протяжении ближайших  лет число стран, использующих режим  инфляционного таргетирования будет расти. Опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины этих стран скорее всего перейдут в ближайшее время к инфляционному таргетированию.

Режим таргетирования инфляции и институциональная среда.

До недавнего времени  в экономической литературе доминировала точка зрения, согласно которой режим  таргетирования инфляции является гораздо более требовательным к институциональной и макроэкономической среде по сравнению с альтернативными режимами денежно-кредитной политики. Достаточно жесткие условия, при выполнении которых считалось целесообразным переходить к таргетированию инфляции, заставляли развивающиеся страны и страны с переходной экономикой очень нерешительно подходить к реализации нового режима денежно-кредитной политики. Такая точка зрения подробно изложена в работе Б. Айхенгрина и др., авторы которой утверждали, что без необходимых технических навыков и независимости ЦБ не стоит и пытаться переходить к таргетированию инфляции. Более того, в исследовании рекомендовалось развивающимся странам, перешедшим к использованию инфляционного таргетирования, вернуться к режимам денежно-кредитной политики, которые они применяли ранее.

В последнее время, после  того как стали очевидны положительные  результаты, достигнутые странами, перешедшими к режиму таргетирования инфляции, в экономической литературе также стала преобладать более нейтральная точка зрения. Например, А. Караре и др. утверждают, что не существует абсолютно жестких условий, выполнение которых необходимо для внедрения режима инфляционного таргетироваиия. Другими словами, невыполнение каких-либо из ряда условий не должно становиться препятствием для перехода к инфляционному таргетированию. По мнению Е. Трумэна, многие из условий, указываемых в качестве необходимых для успешного применения режима таргетирования инфляции, являются на самом деле желательными, а не обязательными.

Стоит отметить, что большая  часть таких условий на самом  деле относится не только и не столько к режиму таргетирования инфляции, сколько к любому режиму денежно-кредитной политики. Более того, практика показывает, что выполнение жестких технических условий может оказаться менее важным, чем постоянное улучшение таких условий после перехода к таргетированию инфляции. Перечислим эти условия (4), а также оценим степень их выполнения в Российской Федерации.

1) Институциональная независимость: центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции.

2) Высокая квалификация аналитиков и надежная, статистика: для эффективного применения режима таргетирования инфляции ЦБ должен быть способен достоверно ее прогнозировать.

3) Требования к структуре экономики: успешная реализация режима таргетирования инфляции требует, чтобы цены в стране были свободными, экономика не испытывала сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса, а долларизация экономики была минимальной.

4) Развитая финансовая система - для обеспечения стабильности финансовой системы при осуществлении таргетирования инфляции и эффективной работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики необходимы устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки.

Таким образом, ни одно условие  в РФ не выполнено полностью. Однако очевидно, что все приведенные условия важны для любого режима денежно-кредитной политики, а некоторые из них являются более значимыми для режимов, альтернативных таргетированию инфляции. В частности, независимость ЦБ от фискальных властен и бюджетно-налоговая политика, направленная на поддержание соответствующего режима, являются более значимыми для режима фиксированного обменного курса, чем для инфляционного таргетирования. В то же время, конечно, есть и такие условия, которые более важны для успешного осуществления именно таргетирования инфляции, например наличие качественной статистики по макроэкономическим показателям страны.

Одновременно следует  отметить, что улучшение институциональной  среды в странах, использующих режим  таргетирования инфляции, обычно происходило не до, а после момента перехода к новому режиму денежно-кредитной политики. Во всех странах, совершивших переход к режиму таргетирования инфляции, не выполнялись условия успешного внедрения такого режима. В то же время после перехода к новому режиму степень выполнения этих условий увеличивалась.

Н. Батини и Д. Лакстон утверждают, что не существует жестких обязательных условий, которые должны выполняться при успешном переходе к режиму таргетирования инфляции. Конечно, это не означает, что начальные условия абсолютно неважны: опыт стран, применяющих инфляционное таргетироваиие, говорит о том, что чем более точно соблюдались условия успешного внедрения данного режима, тем выше были достигнутые макроэкономические результаты. Однако практически при любых начальных условиях развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, осуществившие переход к таргетированию инфляции, развивались динамичнее, чем прочие страны.

Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в России.

Таким образом, применение режима таргетирования инфляции, как показывает опыт перешедших к нему стран, улучшает макроэкономические показатели, однако некоторые страны не спешат к нему перейти в силу особенностей своей экономической стратегии. Наиболее ярким примером здесь является Китай. Контролируя и поддерживая заниженный курс юаня, китайские власти стимулируют экспортно-ориентированный рост. Однако в последнее время по мере возникновения альтернативных точек роста, увеличения внутреннего потребления власти Китая уже делали некоторые заявления об отказе от полностью фиксированного курса.

Что касается России, то особенностью нашей экономики является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста  цен на сырье укрепление рубля негативно влияет на не сырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля все равно ограничены, так как перед ним стоит задача обеспечения стабильности цеп, а поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний рынок, укрепление рубля может быть выгодно, так как вызывает удешевление импортного оборудования и. технологий. Наконец, огромную роль в стерилизации избыточной ликвидности играет Стабилизационный фонд. Иными словами, указанная особенность российской экономики не создает непреодолимых барьеров для перехода к режиму таргетирования инфляции. Мировой опыт также говорит о том, что инфляционное таргетирование может успешно применяться в странах, сильно зависящих от цен на полезные ископаемые (в качестве примеров можно привести Чили, Мексику, Норвегию).

Гораздо более серьезной  проблемой является отсутствие у  ЦБ РФ реальных эффективных инструментов воздействия на инфляциюДля эффективного таргетирования инфляции ЦБ РФ должен иметь возможность влиять на ситуацию на денежном рынке через процентные ставки, чему может способствовать как развитие рынка облигаций Банка России, так и постепенное повышение роли процентной политики ЦБ РФ по мере роста реальных процентных ставок в стране.

Следовательно, в настоящее  время в России начинают формироваться  условия, необходимые для успешного  перехода к инфляционному таргетированию. В 2006 г. впервые была достигнута объявленная цель по инфляции. Кроме того, в прошлом году Банк России дважды понижал ставку рефинансирования при сопутствующем повышении ставок по депозитам кредитных организаций в ЦБ РФ, что имело своей целью повысить роль процентных ставок в денежно-кредитной политике. Период постоянного роста цен на энергоносители также, по всей видимости, остался в прошлом. И хотя в силу описанных выше проблем ЦБ РФ вряд ли в ближайшее время сможет перейти к полномасштабному режиму таргетирования инфляции, постепенное смещение акцента от целеполагания по обменному курсу к целеполаганию по инфляции будет совершенно оправданно.[16]

 

    1.  Роль банков в проведении антиинфляционной политики

 

Важная роль в обеспечении  экономического роста без усиления инфляции принадлежит банкам. С одной стороны, эти финансовые посредники призваны способствовать развитию экономики и укреплению денежного обращения. С другой стороны, недостаточный объем кредитования производственных предприятий и эмиссия частных денег, не контролируемая ЦБ РФ, усиливают инфляционную составляющую в деятельности банков. Поэтому необходим анализ причин опережающего развития показателей банковской системы по сравнению с темпом экономического роста. Несмотря на положительные изменения в банковской системе России, показатели ее деятельности отстают от других стран. Например, совокупная капитализация всех банков России примерно сопоставима с капитализацией  одного крупного зарубежного банка. Для повышения роли банковской системы в стимулировании экономического роста без усиления инфляции предстоит решить ряд ее проблем, в числе которых:

  1. Увеличение реальной капитализации банков: усиление концентрации  и централизации банковского капитала; привлечение средне- и долгосрочных ресурсов;
  2. Совершенствование рефинансирования банков для поддержания их текущей деятельности и ликвидности;
  3. Активизация деятельности банков как финансовых посредников и их функции трансформации привлеченных депозитов в ссудный капитал для кредитования предприятий и населения;
  4. Снижение затрат банков и стоимости из кредитов и услуг в интересах предприятий (особенно мелких, средних) и населения;
  5. Эффективная защита прав банков-кредиторов при решении вопросов о залогах и при банкротстве заемщиков (юридических и физических лиц) путем предоставления банкам права первоочередного погашения их требований;
  6. Активное развитие кредитных бюро, одним из препятствий которого является нежелание заемщиков раскрывать информацию о себе;
  7. Совершенствование управления возросшими банковскими рисками;
  8. Повышение конкурентоспособности российской банковской системы в условиях валютной либерализации, открытости рынка ссудных капиталов для иностранных банков и предстоящего вступления России в ВТО. Что касается неконкурентных преимуществ банков с участием государства, то эту проблему в мировой практике решают путем выравнивания условий деятельности этих банков и частных;
  9. Ускорение структурной реформы банковской системы по линии:

Информация о работе Инфляция в современной России