Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:12, дипломная работа
Данная дипломная работа направлена на решение следующих задач:
1. Рассмотреть основные понятия инфляции, типы и виды;
2. Изучить инфляцию, причины возникновения, типологию;
3. Исследовать экономические теории инфляции;
4. проанализировать причины развития инфляционных процессов в России;
5. Охарактеризовать особенности инфляции в России;
Введение 4
Глава 1. ИНФЛЯЦИЯ, ЕЁ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 7
1.1.Основные понятия инфляции, типы и виды 7
1.2. Инфляция, причины возникновения 18
1.3. Анализ экономических теорий инфляции 23
Глава 2. ИНФЛЯЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ, ЕЁ АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ 29
2.1. Анализ и причины развития инфляционных процессов в России 29
2.2. Особенности инфляции в России 33
Глава 3. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 37
3.1. Методы преодоления и регулирование инфляции на современном этапе 37
3.2. Темпы инфляции в 2008-2011 годах 38
3.3. Анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации 43
3.4. Последствия и влияние инфляции на экономику России 49
Глава 4. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 59
Заключение 71
Список литературы 73
Приложение 1 75
Im =1, 08
Ip = 1,08 * 1,02 / 1,07 = 1,03
Р = (Ip * 100) – 100
P = (1,03 * 100) – 100 =3%
Ответ: инфляция составила 3%
Изученные в процессе проведённого исследования материалы позволяют сделать вывод, что на данном этапе вопрос инфляции в экономике России стоит достаточно остро.
Действие инфляционных механизмов в России стимулировалось государственным финансированием и льготным кредитованием. Либерализация цен и последовавшее за этим повышение зарплаты при сокращении производства привели к тому, что инфляция спроса переросла в инфляцию издержек производства.
Следствием инфляции явилось расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране; натурализация процессов обмена; реальные изменения в распределении валового национального продукта; усиление имущественного расслоения населения, и как следствие, возникновение социальной напряженности в стране; сокращение инвестиций; неравномерный рост цен на товары и услуги.
Понятно, что инфляция вещь неприятная, и, сталкиваясь с очередным повышением цен, никто радости не испытывает. Однако инфляция явление не только неприятное, но и просто опасное для страны. Дело в том, что инфляция имеет неприятную склонность перерастать в гиперинфляцию, которая очень опасна для экономики.
Гиперинфляция не уничтожает экономику сама по себе. Страна может некоторое время жить и в такой ситуации. Но инфляция разрушает важнейший механизм экономики, необходимый для ее нормального развития в будущем, механизм накопления денег и их вложения в развитие производства.
Инфляцию необходимо регулировать, вышедшая из-под контроля она приводит к серьезным экономическим и социальным последствиям. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, что в итоге разрушает денежную систему страны.
Добиться ослабления инфляции можно, лишь задействовав весь арсенал средств борьбы с ней, накопленный в мировой теории и практике, а также постоянно адаптируя его к условиям России.
Для борьбы с инфляцией применяются различные меры: сокращение государственных расходов, постепенное сжатие денежной эмиссии, и широкий комплекс антиинфляционных мероприятий. Сюда включается и– стабилизация и стимулирование производства, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Темп инфляции, по существу является показателем темпа обогащения народа. С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве.
По некоторым подсчётам, для снижения инфляции на 1%, безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным.
Бороться с инфляцией необходимо только в случае, если её темпы превышают умеренные (до 10% в год). Существует 2 основных направления антиинфляционной политики: кейнсианство и монетаризм.
Но, как подтверждает практика, ни одно их них не идеально. Для эффективной борьбы с инфляцией необходимо разумное сочетание двух этих методов. В настоящее время экономисты всего мира ведут поиск новых, альтернативных направлений антиинфляционной политики.
Антиинфляционная политика эффективна, если не вызывает негативных последствий. Она должна быть основана на системном подходе и ответственности за приведение её в жизнь.
На основе всего сказанного, инфляция в мире - это не аномалия, это одновременно и результат, и способ разрешения противоречий, свойственных общественному воспроизводству и развитию.
1. Словарь банковско-биржевой лексики. – М.: МаксОР,1999.
2. Вестник статистики. - 1999.
3. Белоусов Р., Белоусов А., Белоусов Д., Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления . – ж . Экономист, 2001.
4. Васильчук Евгений, статья «РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗ "ТОНКОЙ НАСТРОЙКИ"». – Российская газета №1 , январь 2003.
5. Волков В.Н., Экономика России в 2001 году: предварительные итоги и оценки. – ж. Деньги и кредит, 2001.
6. Герасименко В.,«Инфляция в России: причины, характер, перспективы», - «Российский экономический журнал», 2000.
7. Красавина Л.Н., Инфляция и антиинфляционная политика в России. – М.: Финансы и статистика, 2000.
8. Красавина Л.Н., Регулирование инфляции как фактор экономической стабильности . – ж . Финансы, 2000.
9. Марьясин М.Ш., Развитие инфляционных процессов в 1 полугодии 2001 года. – ж. Банковское дело, 2001.
10. Мэнкью Г.Н., Принципы экономик-с. – СПб.: Питер, 2000.
11. Хейне П., Экономический образ мышления. – М.: Новости, 1991.
12. Чепурин М.Н., «Курс экономической теории». – Киров, 2000.
13. Санкт-Петербургские Ведомости № 02 (2391), от 5 января 2001.
14. Росстат- http://www.gks.ru/
15. Федеральное информационное агентство -www.regnum.ru
16. Левшиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. – М.: 2009.
17. Основы экономической теории. / Под ред. Океанова З.К. – М.: ФОРУМ ИНФРА, 2002 – 272 с.
18. Белоусовы. Инфляция: факторы, механизм, стратегии преодоления // Экономист – 2006 – №4.
19. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой – М.: ЮНИТИ 2007. – гл. 15.
Индексы потребительских цен в группировке
Классификатора индивидуального потребления по целям (КИПЦ)
Росстат наряду с традиционной классификацией публикует индекс потребительских цен в группировке классификатора индивидуального потребления по целям (международный классификатор COICOP), которая является одной из четырех функциональных классификаций СНС и используется при разработке показателей индивидуального потребления в составе ВВП. Формирование ИПЦ в группировке КИПЦ обеспечивает сопоставление динамики цен на товары и услуги, исходя из направления их использования.
| Декабрь | Январь-декабрь 2011г. к январю-декабрю 2010г. | Справочно | |||
декабрь 2010г. к | январь-декабрь 2010г. к | |||||
ноябрю | декабрю | ноябрю 2010г. | декабрю | |||
Все товары и услуги | 100,4 | 106,1 | 108,4 | 101,1 | 108,8 | 106,9 |
Продукты питания | 100,7 | 102,8 | 110,9 | 102,5 | 114,2 | 106,6 |
продукты питания | 100,7 | 102,4 | 111,0 | 102,6 | 114,7 | 106,6 |
безалкогольные | 100,5 | 110,3 | 107,4 | 100,3 | 103,5 | 105,2 |
Алкогольные | 100,7 | 110,0 | 109,2 | 100,5 | 109,5 | 109,3 |
алкогольные | 100,7 | 108,4 | 107,6 | 100,4 | 108,3 | 108,4 |
табачные изделия | 100,8 | 121,1 | 121,6 | 100,8 | 119,5 | 117,2 |
Одежда и обувь | 100,4 | 106,7 | 107,1 | 100,6 | 106,8 | 107,8 |
одежда | 100,5 | 107,0 | 107,4 | 100,7 | 107,0 | 108,0 |
обувь | 100,3 | 105,7 | 106,1 | 100,3 | 106,2 | 107,4 |
Жилищные услуги, | 100,1 | 110,8 | 110,9 | 100,2 | 111,3 | 111,3 |
фактическая аренд- | 100,8 | 108,9 | 108,1 | 100,4 | 106,1 | 103,9 |
текущее содержание | 100,2 | 107,4 | 106,9 | 100,3 | 104,3 | 102,3 |
водоснабжение и | 100,0 | 111,8 | 111,6 | 100,0 | 111,6 | 112,1 |
электроэнергия, газ | 100,2 | 111,8 | 112,4 | 100,4 | 114,5 | 115,2 |
Предметы домаш- | 100,4 | 105,6 | 105,0 | 100,5 | 103,7 | 104,7 |
мебель, предметы | 100,4 | 105,6 | 105,2 | 100,6 | 103,9 | 104,2 |
текстильные изде- | 100,4 | 109,1 | 108,7 | 100,8 | 105,9 | 106,2 |
бытовые приборы, | 100,2 | 101,7 | 101,3 | 100,2 | 100,9 | 102,9 |
стеклянные изделия, | 100,6 | 106,8 | 107,3 | 100,8 | 107,3 | 109,0 |
инструменты и | 100,4 | 105,1 | 104,3 | 100,3 | 103,4 | 104,9 |
товары и услуги | 100,5 | 109,4 | 107,3 | 100,4 | 104,5 | 106,0 |
Здравоохранение | 100,4 | 107,9 | 106,7 | 100,5 | 102,7 | 104,1 |
медикаменты, ле- | 100,5 | 106,5 | 104,6 | 100,5 | 98,7 | 100,1 |
амбулаторные | 100,5 | 110,0 | 109,7 | 100,6 | 108,4 | 109,9 |
услуги больниц | 99,5 | 106,8 | 107,2 | 100,0 | 105,7 | 105,9 |
Транспорт | 100,4 | 108,2 | 108,1 | 100,9 | 106,1 | 105,7 |
покупка транспорт- | 100,1 | 103,4 | 103,7 | 100,1 | 104,2 | 104,2 |
эксплуатация лич- | 100,0 | 112,7 | 111,9 | 100,9 | 106,2 | 107,6 |
транспортные | 101,5 | 109,1 | 109,8 | 102,2 | 108,7 | 106,9 |
Связь | 100,1 | 101,8 | 101,2 | 100,0 | 100,9 | 101,8 |
почтовые услуги | 100,0 | 113,0 | 113,4 | 100,0 | 117,1 | 117,2 |
телефонное и | 100,0 | 97,3 | 97,0 | 100,3 | 96,6 | 98,2 |
услуги телефонной | 100,2 | 102,4 | 101,8 | 99,9 | 101,5 | 102,3 |
Организация отды- | 100,1 | 104,1 | 103,9 | 100,0 | 102,5 | 102,7 |
аудиовизуальное, | 99,9 | 96,9 | 97,1 | 99,8 | 97,6 | 98,9 |
другие товары и | 100,4 | 106,1 | 105,6 | 100,4 | 104,7 | 106,0 |
услуги по органи- | 100,2 | 110,1 | 109,5 | 100,3 | 108,4 | 109,7 |
газеты, книги, | 100,2 | 106,3 | 107,1 | 100,4 | 108,3 | 110,6 |
организация ком- | 100,0 | 106,3 | 106,0 | 99,8 | 101,5 | 99,1 |
Образование | 100,0 | 107,2 | 106,1 | 100,0 | 105,6 | 106,9 |
основное общее и | 100,1 | 108,8 | 109,0 | 100,1 | 109,8 | 110,3 |
среднее профес- | 100,0 | 107,4 | 106,9 | 100,1 | 106,4 | 107,7 |
высшее профес- | 100,0 | 106,4 | 105,0 | 100,0 | 104,4 | 105,8 |
образование, не | 100,1 | 109,0 | 108,5 | 100,1 | 106,3 | 108,0 |
Гостиницы, кафе и | 100,4 | 106,9 | 108,8 | 100,7 | 108,1 | 106,7 |
общественное | 100,4 | 106,8 | 108,9 | 100,8 | 108,2 | 106,6 |
гостиничные | 100,0 | 109,8 | 107,6 | 100,2 | 105,8 | 107,6 |
Другие товары и | 100,4 | 108,3 | 107,6 | 100,5 | 107,0 | 108,9 |
личные услуги | 100,3 | 106,9 | 106,2 | 100,4 | 105,4 | 107,8 |
предметы личного | 101,0 | 113,7 | 112,6 | 100,9 | 110,8 | 111,9 |
социальная защита | 100,1 | 111,3 | 111,3 | 100,0 | 107,7 | 108,6 |
страхование | 99,6 | 101,9 | 100,5 | 100,1 | 99,8 | 100,1 |
финансовые услуги | 100,0 | 99,9 | 100,1 | 100,0 | 101,2 | 107,6 |
другие услуги, не | 100,9 | 110,9 | 110,7 | 101,0 | 115,4 | 116,1 |
Структура потребительских расходов населения
для расчета индекса потребительских цен в группировке КИПЦ в 2011г.
Наименование групп | Удельный вес, |
Все товары и услуги | 100,000 |
Продукты питания и безалкогольные напитки | 30,651 |
Алкогольные напитки, табачные изделия | 6,096 |
Одежда и обувь | 10,686 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, | 11,143 |
Предметы домашнего обихода, бытовая техника и | 6,053 |
Здравоохранение | 3,472 |
Транспорт | 12,114 |
Связь | 3,600 |
Организация отдыха и культурные мероприятия | 6,240 |
Образование | 1,667 |
Гостиницы, кафе и рестораны | 2,666 |
Другие товары и услуги | 5,612 |
88