Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:12, дипломная работа
Данная дипломная работа направлена на решение следующих задач:
1. Рассмотреть основные понятия инфляции, типы и виды;
2. Изучить инфляцию, причины возникновения, типологию;
3. Исследовать экономические теории инфляции;
4. проанализировать причины развития инфляционных процессов в России;
5. Охарактеризовать особенности инфляции в России;
Введение 4
Глава 1. ИНФЛЯЦИЯ, ЕЁ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 7
1.1.Основные понятия инфляции, типы и виды 7
1.2. Инфляция, причины возникновения 18
1.3. Анализ экономических теорий инфляции 23
Глава 2. ИНФЛЯЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ, ЕЁ АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ 29
2.1. Анализ и причины развития инфляционных процессов в России 29
2.2. Особенности инфляции в России 33
Глава 3. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 37
3.1. Методы преодоления и регулирование инфляции на современном этапе 37
3.2. Темпы инфляции в 2008-2011 годах 38
3.3. Анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации 43
3.4. Последствия и влияние инфляции на экономику России 49
Глава 4. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 59
Заключение 71
Список литературы 73
Приложение 1 75
Дефлятор — это ежегодно устанавливаемый на календарный год коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде.
Поэтому большинство правительств отказались от ее проведения.
Политика доходов предполагает контроль или полное замораживание цен и заработной платы либо установление жестких пределов их роста. [6,39]
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении государства на открытый ее тип.
Решая проблему с инфляцией следует уяснить два момента:
- рыночная экономика, инфляционная по своему устройству. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным;
- борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некоей программы, после окончания, которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической.
1. Рациональные ожидания и безболезненное обуздание инфляции
Поскольку ожидаемый темп инфляции влияет на выбор между инфляцией и безработицей, вопрос о том, как люди формируют свои инфляционные ожидания, приобретает первостепенное значение.
Поскольку экономическая политика оказывают влияние на темпы инфляции, ожидаемая инфляция также должна зависеть от проводимой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики.
2. Контроль и управление спросом
Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов.
3. Контроль над заработной платой и ценами
Под контролем над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий — от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, — проводимых в рамках экономической политики.
4. Индексация
Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей.
5. «Валютный коридор»
«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.
6. Денежная реформа.
Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы.
7. Смягчение внешнего бюджетного ограничения
Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств.
8. Изменение режима экономической политики
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:
1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, то есть активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.
2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. [2, 90]
Главной задачей для Банка России в среднесрочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов в направлении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформированных в предшествующие периоды, улучшения ожиданий, обеспечения роста сбережений и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговременного экономического роста.
Денежно-кредитная политика на предстоящий год, как и в текущем году, формируется и будет проводиться на основе двух базовых принципов.
Первый, это продолжение применения элементов метода целевой инфляции.
Второй, использование денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики.
Второй базовый принцип формирования и проведения денежно-кредитной политики на 2002 год состоит в использовании агрегата денежной массы М2 как монетарного индикатора, с некоторым краткосрочным временным благом оказывающего влияние на инфляцию.
Сдерживание темпов инфляции. Наряду со сдержанной денежно-кредитной политикой и планомерным осуществлением бюджетных расходов снижению темпов инфляции будет способствовать: и взвешенная курсовая политика Банка России, обеспечивающая планомерное и достаточное укрепление реального курса рубля; ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, регулируемых на федеральном уровне.
Основные направления кредитно - денежной политики на 2003 год. Рассматриваются два сценария развития российской экономики в зависимости от темпов восстановления мировой экономики после рецессии. По первому варианту мировая экономика вырастет в будущем году примерно на 2 %, по второму, более оптимистичному, - на 3-3, 5%.Российский ВВП продемонстрирует рост, соответственно, на 3, 5 % или на 4, 4 %, а инфляция составит 9 - 12 %.
Тогда при запланированном среднем росте ВВП на 4 % в год возможна дефляция на те же 4 % (впрочем, скорее всего, при неизменном количестве денег цены останутся неизменными, а ВВП вовсе не будет расти). Другой вариант выглядит так: ЗВР растут на 15 %, количество денег в обращении, по идее, тоже увеличивается на 15 %, а значит, при росте ВВП в 4 %, инфляция должна составить 11 % в год.
Следующий год является годом пикового платежа по внешнему долгу 11,64 млрд. долл. Поэтому прогнозируемый нулевой рост ЗВР Банка России напрямую связан с предстоящими платежами по внешнему долгу, а вовсе не с жесткой кредитно - денежной политикой.
Итак, в следующем году финансовая ситуация в стране будет несколько отличаться от прогнозов Центрального банка. Инфляция и девальвация будут, причем в серьезных размерах. И причиной этому будет не "инфляция издержек, и не падение скорости обращения денег, а пиковые платежи по внешнему долгу.
Другой инструмент регулирования объемов денежной массы (основной элемент увязки бюджетного планирования и денежно-кредитной политики, широко используемый во всем мире) - покупка государственных ценных бумаг — после кризиса 1998 года практически не используется. Основная часть портфеля принадлежащих Банку России государственных ценных бумаг неликвидна.
Для сдерживания инфляции требуется комплексная антиинфляционная политика. Важным направлением антиинфляционной политики как составной части стратегии подъема национальной экономики является санация и реструктуризация банковской системы. Составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля.
В антиинфляционной стратегии особое место занимает проблема урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных финансовых институтов для России. Установленная этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования внешнего фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом.
Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. В антиинфляционной политике важное место принадлежит регулированию скорости обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях. [10,37]
В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и адаптироваться к ним. С этой точки зрения, прежде всего, имеют значение структурные характеристики динамики цен.
При так называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние соотношения между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность.
Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной напряженности.
Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3—4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство.
При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.
Чтобы это понять, крайне важно исследовать разницу между денежным, или номинальным, доходом и реальным доходом.
Денежный или номинальный доход - это количество денег, которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов или прибыли.
Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем уровень цен, то реальный доход повысится. И наоборот, если уровень цен будет расти быстрее, чем номинальный доход, то реальный доход уменьшится.
Изменение реального дохода можно приблизительно выразить в следующем выражении:
Измерение реального дохода (%) = Измерение номинального дохода(%) - Измерение уровня цен(%)
Таким образом, если номинальный доход возрастет на 10% в течение данного года, а уровень цен увеличится на 5% за тот же период, реальный доход повысится приблизительно на 5%. И наоборот, 5-ти процентное повышение номинального дохода при 10-ти процентной инфляции понизит реальный доход, примерно, на 5% . Следует помнить, что сам факт инфляции снижение покупательной способности, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить, не обязательно приводит к снижению личного реального дохода, или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность; однако реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если номинальный доход будет отставать от инфляции.
Наконец, следует отметить, что инфляция по-разному влияет на перераспределение в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить негативные последствия инфляции, которые в противном случае отразятся на его реальном доходе. Однако этот вопрос противоречив, так как обычно, чтобы избежать потерь вызываемых обесценением денег, производители и поставщики, а так же посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.