Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:37, контрольная работа
Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.
Инфляция предложения
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированных увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются:
Повышение издержек на единицу
продукции сокращает прибыль
и объем продукции, которое
производители готовы
Общее повышение цен приводит
к снижению реальных доходов
населения. Требования
Взаимосвязь и взаимодействие инфляции спроса и инфляции предложения.
Наиболее общая схема взаимосвязи денежных доходов населения и цен, при которой происходит увеличение последних, выглядит следующим образом. С ростом денежных доходов происходит увеличение платежеспособного совокупного спроса, предъявляемого со стороны населения на все виды потребительских товаров и услуг. Если величина рыночного предложения в натуральной форме остается прежней, то нарушенное равновесие будет восстанавливаться за счет повышения цен, которое продолжится до тех пор, пока ценностной объем потребительских товаров и услуг не превысит спрос. Таким образом платежеспособный потребительский спрос выступает основным связующим звеном во взаимосвязи денежных доходов населения и цен и становится в определенных условиях результатом и побудительным мотивом инфляционного процесса.
Платежеспособный потребительский спрос определяется потребностью у потенциальных покупателей в потребительских товарах и платных услугах, который обеспечен наличием у них достаточного количества платежных средств. Размер платежеспособного спроса определяется той частью денежных расходов населения, которую оно добровольно, без государственного принуждения направляет на покупку товаров и оплату услуг из принадлежащих ему текущих и накопленных денежных доходов. Общий объем розничного товарооборота и платных услуг, оказанных населению за определенный период (обычно месяц или год), может рассматриваться как реализованная часть платежеспособного спроса. В статистической практике розничный товарооборот определяется как объем продажи товаров населению через все каналы реализации. Объем платных услуг населению измеряется денежной суммой, уплаченной непосредственно гражданами, которым оказаны услуги, и предприятиями (организациями) в виде доплат или полной оплаты оказанных их работникам услуг. Платные услуги включают в себя: бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, культуры, туристско-экскурсионные, физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные, услуги правового характера и другие.
Платежеспособный потребительский спрос включает в себя две составляющие: объемную и структурную. Это означает, что в его удовлетворении важную роль играет не только наличие достаточного количества, но и ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Достижение сбалансированности спроса и предложения как по объему, так и по структуре зависит от целого ряда факторов. Это прежде всего: объем и структура производства потребительских товаров и услуг, достаточное развитие системы их реализации, уровень розничных цен на товары и тарифов на платные услуги.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на сбалансированность спроса и предложения, занимают те, которые лежат на стороне доходов населения. Величина и динамика текущих и накопленных денежных доходов населения, степень дифференциации населения по уровню дохода, уровень его обеспеченности различными потребительскими материальными благами и услугами, острота и насущность различных социальных проблем (питание, жилье, медицинское обслуживание, образование) оказывают существенное воздействие на размеры и структуру потребительского спроса.
В свою очередь, размеры потребительского спроса, и это было отмечено выше, в зависимости от величины рыночного предложения потребительских товаров и услуг, воздействуют на уровень и изменение цен и тарифов. При этом обнаруживается достаточно устойчивая связь, характеризующаяся тем, что чем выше разрыв между потребительским спросом и товарными ресурсами, тем подвижнее цены.
Но это лишь общая схема. Она может и не соблюдаться в конкретной обстановке, так как в реальной экономической действительности могут, и порой реально действуют, специфические факторы. И тем не менее инфляция, как правило, связана и обязана своим появлением возрастающему платежеспособному спросу.
Вопросам взаимосвязи денежных доходов населения, спроса, предложения и цены всегда уделялось значительное место в научных исследованиях как российских, так и зарубежных ученых. В результате были выявлены механизмы их взаимодействия и факторы, оказывающие влияние на данные величины. Применительно к условиям рыночного хозяйства эти проблемы подробно рассматриваются в теории рыночного ценообразования А. Маршалла.
В центре внимания экономической теории А. Маршалла находится процесс рыночного формирования цен, который рассматривается с позиций соотношения и взаимодействия спроса и предложения. В основу теории спроса положено учение о предельной полезности, развитое в работах Э. Бем-Баверка, Ф. Визера, У. Джевонса, а в основу теории предложения - концепция факторов или издержек производства Дж. Мак-Куллоха и Р.Торренса. В отличие от своих предшественников А. Маршалл не придает ни спросу, ни предложению главенствующей роли в определении рыночной цены. С его точки зрения, и спрос и предложение в равной мере влияют на процесс рыночного ценообразования, а спор о приоритете того или другого в регулировании цены подобен спору о том, "разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц" 1.
Механизм воздействия соотношения спроса и предложения на формирование цен товаров в условиях неограниченной конкуренции, изложенный А. Маршаллом, в наиболее общем виде может быть сформулирован так: «Спрос и предложение имеют следующую связь с ценой: спрос, как правило, при падении цены растет и при ее росте снижается; предложение в большинстве случаев с ростом цены растет и при снижении цены падает.
Поэтому устойчивая цена, цена равновесия, устанавливается в той точке, где спрос уравнивается с предложением (т.е. при графическом изображении в точке пересечения кривых спроса и предложения). Цена, превышающая цену равновесия, ведет к превышению предложения над спросом, что неминуемо действуют в сторону снижения цены. Цена, оказавшаяся ниже цены равновесия, ведет к превышению спроса над предложением, что действует в сторону повышения цены.
Только при цене равновесия спрос уравнивается с предложением (уравнивается в том смысле, что не возникает стимулов для изменения трех функционально связанных величин - спроса, предложения и цены).2 В теории рыночного ценообразования влияние спроса и предложения на цены применительно к коротким и долгим временным периодам существенно различается: чем короче рассматриваемый период, тем большее влияние на цены оказывает спрос, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает предложение или издержки производства. Объясняется этот факт тем, что «влияние изменений в издержках производства требует для своего проявления, как правило, больше времени, чем влияние изменений в спросе». Для иллюстрации механизма рыночного ценообразования и сил, на него влияющих, А. Маршалл вводит понятия "цена спроса" и "цена предложения". Цена спроса определяется им как цена, которую покупатель готов уплатить за товар или вещь. Ее величина зависит от нескольких факторов. Во-первых, от изменения количества этой вещи в распоряжении человека. Согласно Маршаллу, предельная полезность вещи для человека неуклонно сокращается по мере увеличения ее количества в его распоряжении, а значит, уменьшается и цена, которую он согласен за нее платить: «чем большим количеством какой-либо вещи человек обладает, тем меньше, при прочих равных условиях (т.е. при равенстве покупательной силы денег и при равном количестве денег в его распоряжении), будет цена, которую он готов уплатить за небольшое дополнительное ее количество, или, другими словами, его предельная цена спроса на нее снижается».
Во-вторых, на изменение цены спроса оказывает влияние изменение предельной полезности денег, находящихся в распоряжении человека: при неизменном объеме материальных ресурсов индивидуума предельная полезность денег составляет для него фиксированную величину, следовательно, и цена, которую он готов заплатить за одну и ту же вещь, так же постоянна. Но «...чем богаче становится человек, тем меньше для него предельная полезность денег; каждый прирост его средств повышает цену, которую он готов уплатить за какое-нибудь определенное благо. Равным образом и каждое сокращение его ресурсов увеличивает предельную полезность денег для него и снижает цену, которую он согласен заплатить за какое-либо благо»
Анализируя поведение покупателя на рынке, А. Маршалл приходит к заключению, что по разной цене один и тот же покупатель готов купить разное количество товара. На этом основании он формулирует закон спроса: «... чем больше количество товара, которое имеется в виду продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы он мог найти себе покупателей, или, другими словами, количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены»
Закономерности зависимости спроса от дохода были математически описаны в исследованиях шведского эконометрика Л. Торнквиста. В целом они сводятся к следующему: рост спроса на товары первой необходимости по мере роста дохода замедляется и имеет предел насыщения; для предметов второй необходимости спрос также имеет предел насыщения, но более высокого порядка; для предметов роскоши спрос не имеет предела насыщения.
Цену предложения товара А. Маршалл определял через реальные издержки производства, которые, в свою очередь, слагаются из жертв труда и капитала и выражаются в суммах денег, которые приходится за них платить.
При анализе издержек производства их состав может быть доведен до любой глубины и стать в конечном счете бесконечным, поэтому «редко имеет смысл заходить в нем слишком далеко», часто «достаточно признать в качестве окончательной цену предложения различных видов сырья, применяемого в данном производстве, не вдаваясь в анализ отдельных элементов, из которых эта цена складывается». Можно, следовательно, подразделить элементы, требующиеся для изготовления товара, на любые подходящие для наших целей группы и назвать их факторами производства, «в таком случае издержки определенного количества данного товара будут равны ценам предложения соответствующих количеств факторов его производства. А сумма этих цен предложения составит цену предложения указанного количества товара»
Обобщая рассуждения А. Маршалла относительно цены предложения, можно сделать следующие выводы. Главным фактором, определяющим цену предложения товара, является взаимодействие (соотношение) спроса и предложения на те факторы производства, которые образуют соответствующие издержки по его изготовлению. Кроме того, цена предложения зависит от других факторов, например, от особенностей производства в отдельных отраслях. Так, существуют отрасли, где издержки производства, а следовательно и цена предложения, находятся примерно на одинаковом уровне (постоянны) независимо от того, производятся они в малых или больших количествах. Но имеются и другие производства, в которых издержки и цена предложения возрастают с ростом выпуска продукции (действует закон падающей отдачи) или, наоборот, снижаются (в этом случае действует закон возрастающей отдачи). От изменения удельного веса товаров, выпущенных на предприятиях с разными условиями производства, изменяется и цена предложения этих товаров.
Кроме понятий цены спроса и цены предложения А. Маршалл применял понятия предельной цены спроса и предельной цены предложения.
Введение в анализ предельных величин позволило ему определить границы изменения рыночных цен. Верхним пределом колебаний рыночной цены является предельная цена спроса или максимальная цена, по которой покупатель еще готов покупать данный товар. Нижним пределом колебаний рыночной цены является предельная (или крайняя) цена предложения, т.е. та минимальная цена, по которой производитель еще готов продавать свой товар. Достижение компромисса между ними осуществляется за счет установления рыночной равновесной цены.
Важным представляется выдвинутое А. Маршаллом понятие эластичности спроса, которое затем прочно вошло в теорию потребления: «...степень эластичности (или быстрота реакции) спроса на рынке зависит от того, в какой мере его объем возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены», т.е. спрос считается эластичным, «когда небольшое снижение цены повлечет за собой пропорционально равное увеличение спроса, или, проще говоря, когда сокращение цены на 1% увеличивает продажи на 1%».
Спрос очень неэластичен для «предметов абсолютной жизненной необходимости (в отличие от традиционных предметов потребления и предметов потребления, обеспечивающих производительность труда) и для тех видов предметов роскоши богатых, которые не поглощают большей части дохода последних».