Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 09:53, курсовая работа
В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не было инфляции. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, — циклическим кризисам. По-прежнему актуальна проблема инфляции и для России.
Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.
Не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенном мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Введение 4
1 Теоретические аспекты инфляции 6
1.1 Сущность и причины инфляции 6
1.2 Измерение и показатели инфляции 10
1.3 Последствия инфляции и ее регулирование 12
2 Особенности инфляционных процессов в России 19
2.1 История инфляции в России 19
2.2 Инфляция в современной России 23
2.3 Пути регулирования инфляции в современной России 26
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Что касается предложения ввести «второй» рубль для безналичных расчетов, то это увеличит число денежных суррогатов, подорвет принцип государственной монополии на выпуск денег и создаст источник неконтролируемой денежной эмиссии.
Регулирование денежных факторов инфляции.
1. В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами. Поэтому диспропорции приобретают денежную форму, хотя их причины коренятся в процессе общественного воспроизводства. В этом проявляется прямая и обратная связь инфляции с воспроизводством. Но было бы ошибочно отвергать роль денежных факторов в ее развитии. Поэтому антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения.
Однако в России, резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. Судя по коэффициенту монетизации, в России низкий показатель насыщенности ВВП рублевой массой (М2/ВВП):
Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии, очистить денежный оборот от суррогатов с сомнительной юридической основой и рассчитывать денежный агрегат М2 с учетом реальных потребностей хозяйственного оборота и прогноза экономического развития.
В результате пересмотра макроэкономической политики с конца 1998 г. Центральный банк РФ взял курс на некоторое расширение денежной массы, что важно для повышения монетизации ВВП и ликвидности экономики.
Характерное для кризисной ситуации повышение экономической роли золота проявляется не только в стремлении увеличить эмиссию денег под прирост официальных золотых резервов, но и в выпуске в 1999 г. золотых сертификатов, червонцев, пятикопеечных монет по 6 г 583-й пробы. Следовательно, практика лишний раз подтвердила, что золото не просто ценное сырье, а валютный металл, используемый для государственной и частной тезаврации. По некоторым оценкам, на руках у населения России сосредоточено 7 т золота. За 1998 г. коммерческие банки продали 500 кг золотых слитков.
Но это не дает основания для внеисторических проектов восстановления в России золотого стандарта, ликвидированного в мире в 30-х годах XX в. Речь идет о необходимости развития рынка золота, которое в качестве альтернативы доллару может привлечь сбережения населения в условиях подрыва доверия к рублю и банковским вкладам.
2. Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе (30 - 40% против 5 - 10% в развитых западных странах). Снижению потребности оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы (где возможно) через банкоматы в надежных банках.
3. В антиинфляционных мерах особое место принадлежит регулированию скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.
4. Чтобы взять инфляцию под контроль, необходима реальная статистика и внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.
Оздоровление банковской системы.
Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии экономического роста политики является санация и реструктуризация банковской системы, основательно подорванной валютно-финансовым кризисом. «Замораживание» 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО-ОФЗ, парализовало с августа 1998 г. деятельность крупных банков, что привело к кризису неплатежей в банковской сфере, вызвало натиск вкладчиков, изымавших свои рублевые и валютные средства со счетов. Все свободные средства банков хлынули на валютный рынок. Оставшиеся деньги многие банки перевели на Запад, создали новые финансовые структуры. В итоге многие банки фактически оказались банкротами. Количество банков сократилось с 3 тыс. до 1,4 тыс. в середине 1999 г. Причем парадокс заключается в выживании средних банков, у которых меньше спекулятивных амбиций и больше ответственности.
Кризис банковской системы выявил ее узкие места:
1) деятельность крупных банков-трейдеров, которые бесконтрольно и безответственно осуществляли спекулятивные валютные и фондовые операции, разбазаривая средства вкладчиков;
2) недостаточно жесткий контроль Центрального банка РФ за коммерческими банками;
3) изъяны банковского законодательства (например, в отношении процедуры банкротства, эффективной работы Временной администрации, арбитражных управляющих и др.).
Для восстановления платежеспособности банков Центральный банк РФ принял меры. В их числе: проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда обязательного резервирования; стабилизационные кредиты, которые оказались менее эффективными, чем межбанковский клиринг; создание Агентства по реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и стабилизации.
Разработка эффективного законодательства.
Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка - одна из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть рационально, устойчиво, непротиворечиво и вызывать доверие у предпринимателей и населения.
Укрепление доверия к рублю.
Известна
истина, что доверие к правительству,
которое выпускает деньги, способствует
устойчивости денежного обращения. Для
восстановления доверия к рублю необходимо
преодолеть кризис государственности,
упрочить достигнутую в конце 1998 г. политическую
стабильность в стране. Не менее важно
повысить профессионализм управленческих
структур, сотрудники которых недостаточно
знают современные методы управления
рыночной экономикой и инфляцией с учетом
мирового опыта. Например, в отличие от
России в мировой практике при инфляции
не принято официально объявлять о предстоящем
повышении цен, курса доллара, изменений
в денежной системе, так как это усиливает
недоверие и
«бегство» от рубля к инвалюте.
Борьба с теневой экономикой.
Любая
стабилизационная программа обречена
на провал, если власть не в состоянии
противостоять «теневой»
проникновение преступных группировок в банковскую систему с целью превращения ее в «прачечную» для отмывания «грязных» денег; присвоение ими приватизированного имущества, сращивание с легальным бизнесом и властными структурами.
Регулирование инфляции.
Лавирование между Сциллой инфляции и Харибдой дефляции вызывает негативные последствия, усугубляя экономический спад, безработицу, снижение жизненного уровня населения. Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Важно признание необходимости государственного регулирования экономики в дополнение к рыночным регуляторам.
Известно, что монетаризм, утверждающий, будто рынок лучше осуществит экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско и в чистом виде ни в одной стране (кроме России до последнего времени) не возведен в ранг официальной доктрины. Во всем мире его постулаты сочетаются с кейнсианскими рецептами государственного вмешательства в экономику.
В России в период перехода к рыночной экономике до конца 1998 г. преобладала поляризация двух направлений: либо безоглядный либерализм (пусть рынок сам регулирует), либо кейнсианские рецепты государственного регулирования экономики. Некоторые необоснованно предсказывают конфликт этих двух подходов в деятельности Правительства.
Между
тем односторонняя ставка на саморегулирующиеся
рыночные силы (в трудных условиях
шокового перехода к рынку) способствовала
десятилетнему экономическому спаду в
экономике, оставшейся без надзора и регулирования.
Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному
регулированию экономики (экономическими,
а не административными методами) в сочетании
с рыночными регулирующими механизмами
вселяет надежду, что инфляция в России
будет поставлена под контроль в целях
стимулирования подъема национальной
экономики.
Заключение.
Нами была поставлена цель - выявить проблемы регулирования инфляции и указать пути решения проблем.
Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
При написании курсовой были поставлены следующие задачи: изучение сущности и причин инфляции; изучение показателей инфляции; изучение последствий инфляции и путей ее регулирования; изучение истории инфляции в России; изучение путей регулирования инфляции в современной России.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных действий государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции носит весьма устойчивый, трудно управляемый характер.
В
странах с развитой рыночной экономикой
инфляция может рассматриваться
в качестве неотъемлемого элемента
хозяйственного механизма. Однако для
них она не представляет серьезной
угрозы, поскольку там отработаны и достаточно
Широко используются методы ограничения
и регулирования инфляционных процессов.
В США, Японии, странах Западной Европы
преобладает тенденция замедления темпов
инфляции.
Применительно к России можно выделить
следующие особенности хозяйственной
ситуации:
1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.
2. Ценовые перекосы и диспропорции, усилившиеся в ходе либерализации цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.
Определяющее влияние на рост цен оказывает сегодня инфляция издержек. Об этом, в частности, говорит тот факт, что оптовые цены росли быстрее, чем розничные, потребительские; особенно это было характерно в России в 1992—1996 гг.
Наличие кризиса неплатежей свидетельствует о том, что в основе инфляционного роста цен лежит не чрезмерное увеличение денежной массы, а, напротив, нехватка, отсутствие денег, потребных для обслуживания кругооборота товаров. Проводилась политика сдерживания, а не стимулирования совокупного спроса. Доходы населения не росли, а падали.