Инфляция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не было инфляции. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, — циклическим кризисам. По-прежнему актуальна проблема инфляции и для России.
Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.
Не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенном мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты инфляции 6
1.1 Сущность и причины инфляции 6
1.2 Измерение и показатели инфляции 10
1.3 Последствия инфляции и ее регулирование 12
2 Особенности инфляционных процессов в России 19
2.1 История инфляции в России 19

2.2 Инфляция в современной России 23

2.3 Пути регулирования инфляции в современной России 26

Заключение 33
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

     Независимо  от состояния денежной сферы, цены на товары и услуги могут изменяться вследствие различных причин, таких как сезонные колебания рынка, изменения конъюнктуры, монополизацией рынка, рост производительности труда, государственного регулирования, введение новых ставок  налогов, внешнеэкономические воздействия, стихийные бедствия и т.д.

     Среди перечисленных  выше причин роста цен хотелось бы выделить действительно  инфляционные.

     Так, рост цен связанный с сезонными  колебаниями конъюнктуры рынка  нельзя считать инфляционными. Повышение  производительности труда при прочих равных условиях должно вести к повышению цен. Другое дело - если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление называемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен.

     Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Так если в результате землетрясения разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на стройматериалы, что будет стимулировать производителей стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере  насыщения рынка  цены станут понижаться.

     Перечислим  теперь важнейшие причины инфляционного  роста цен:

     1. Диспропорциональность или несбалансированность  государственных доходов  и  расходов.

     Эта несбалансированность выражается в  дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном   эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег  в обращении и следовательно к росту цен.

     2. Аналогичная картина возникает при финансировании инвестиций осуществляемое подобным образом.

     Особенно  инфляционно опасным являются     инвестиции в военной области. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

     Рост  военных расходов является одной  из главных причин хронических дефицитов  госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги.

     3. Общее повышение уровня цен  связывается современной экономической  теорией с изменением структуры   рынка в ХХ веке. Структура  современного рынка все менее  и менее напоминает структуру  рынка совершенной конкуренции. Структура современного рынка в значительной степени напоминает олигополистическую . А олигополист имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении “ гонки цен ” , а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).

     Не  желая «испортить» свой рынок снижением цен, монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополии поддерживает длительное  несоответствие спроса и предложения.

     4. Рост «открытости» экономики страны, втягивание ее в мирохозяйственные связи, вызывает опасность «импортируемой» инфляции.

     Так, к примеру, скачок цен на  энергоносители в 1973 году вызвал рост цен на импортируемую  нефть и далее, по технологической  цепочке - на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие  «внешнего» повышения цен на импортируемые товары.

     Вместе  с тем возможности бороться с  этим типом инфляции достаточно ограничены.

     5. Одной из причин инфляции, имеющей  особое значение в нашей стране - это, так называемые, инфляционные  ожидания.

     Инфляционные  ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающий характер инфляции.

     Так, население, живущее в условиях постоянного  ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы. Население запасается товарами впрок, опасаясь, что цены на них в скором времени еще более поднимутся. Производители, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию.

     Многие  экономисты Запада и нашей страны особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление - важнейшая задача антиинфляционной политики. 

     1.2 Измерение и показатели  инфляции

     Показатели  инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Одними из широко используемых показателей служат индексы цен, в том числе индексы цен в потребительском секторе экономики.

     Индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера.

     Индексы цен — это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Если надо рассчитать (проиндексировать) рост цен, то это не составит особой трудности. Цены базового года можно принять за 100%, а цены последующих лет пересчитать по отношению к этому году. Так, если средняя цена бензина в базовом 1998 г. составляла 1100 руб. за тонну, а в отчетном 1997 г. 1000 руб. за тонну, то индекс цен на бензин составил:                                                    

      (1100: 1000)*100 = 110%.

     Таким образом, средняя цена в отчетном году по отношению к базовому выросла на 10%, иначе говоря, стоимость денег по отношению к данному товару снизилась на 9%.

     Если  нам надо рассчитать соотношения  цен по набору товаров, то выбор и  расчет соответствующих показателей (индексов) усложнится. В этом случае надо вначале определить, каков состав набора товаров и как рассчитать средние цены, ибо с изменением структуры реализуемых товаров изменятся их доли (веса) в наборе, а затем избрать наиболее приемлемый метод подсчета ценовых индексов (от метода подсчета зависят показатели роста цен). При подсчете ценовых сдвигов обычно используют два метода. Один из них основывается на применении индекса (формулы) Ласпейреса: сравниваются цены текущего периода (p1) и базового (p 0) на одинаковый набор товаров (товарную корзину) (q0). Формула Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде. 

     

 
 
 

     Другой  метод опирается на использование  индекса (формулы) Пааше. Ценовые индексы  по формуле Пааше показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде:

     

      
   Оба рассмотренных индекса имеют недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров, а значит, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Пааше его занижает. Чтобы точнее отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соответственно динамику стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных наборов товаров и услуг), используют индекс Фишера:

     

      
   Индекс Фишера представляет собой геометрическую среднюю из индекса Ласпейреса и индекса Пааше. Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса.

     На  основе формулы Ласпейреса в России рассчитывается индекс потребительских  цен по регионам и Федерации в  целом за неделю, месяц, квартал и  год. В товарную корзину входит до 559 товаров и услуг, разделенных  на три группы: продовольственные  товары, непродовольственные, платные услуги.

     Также на основе формулы Ласпейреса в стране рассчитывается сводный индекс цен  предприятий-производителей на промышленную продукцию в целом и по отдельным  группам производимых промышленностью  товаров.

     С 1996 г. в России введено ежеквартальное исчисление дефлятора ВВП. Дефлятор — индекс цен, используемый для определения реального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики. Дефлятор ВВП равен отношению номинального ВВП (исчисленного в текущих ценах) к реальному (в неизменных ценах) в текущем периоде:  

        

     В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении  товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение запасов  и рост вкладов свидетельствуют  о повышении степени инфляционного напряжения. 

     1.3 Последствия инфляции  и ее регулирование

     Последствия инфляции

     К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

     · снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);

     · обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

     · потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается  выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

     · усиление диспропорций между производством  промышленной и сельскохозяйственной продукции;

     · ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

     · ухудшение условий жизни преимущественно  у представителей социальных групп  с твердыми доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходы формируются  за счет госбюджета).

     Если  экономика страны поражена инфляцией, то потери неизбежны. И ее первыми жертвами становятся потребители. И открытая, и подавленная инфляция негативно влияют на благосостояние населения сразу по двум направлениям - через сбережения и через текущее потребление, т. е. социально-экономические последствия инфляции связаны, прежде всего, с изменением доходов. Происходит перераспределение доходов между частным сектором и государством, между участниками производства и получателями трансфертных выплат, между трудом и капиталом.

     Перераспределение доходов между частным сектором и государством связано с уплатой инфляционного налога.

     Если  существует дефицит государственного бюджета, то любой способ его покрытия неизбежно вызывает инфляцию. Возможны три способа: дефицит покрывается  центральным банком посредством  денежной эмиссии, что увеличивает в обращении избыточную массу денег, необеспеченных товарами. Во-вторых, дефицит покрывается посредством займов правительства в центральном банке. Третий способ покрытия бюджетного дефицита - правительство получает кредит у граждан, отдельных фирм, коммерческих банков путем выпуска облигаций государственных займов.

     Финансирование  правительственных расходов посредством  денежной эмиссии является альтернативой  прямому налогообложению. Величина дохода, который правительство может  получить от дополнительной эмиссии денег зависит от того, насколько расширилась реальная денежная база (М) и какой процент она составляет от ВНП.

     Доход, получаемый от печатанья денег, называется сеньораж (Перевод с франц. seigniorage: пошлина за право печатанья денег). Для человека это равносильно уплате еще одного налога - инфляционного. Почему же инфляцию можно рассматривать как разновидность налога? Как известно, по мере повышения цен реальная стоимость наличных денег падает. Когда же государство для покрытия бюджетного дефицита печатает новые деньги, оно тем самым уменьшает стоимость старых денег, находящихся на руках у населения. Следовательно, инфляция выступает как налог на наличные деньги.

     Чистый  доход государства от инфляционного  налога равен разнице между ценностью дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их изготовление, которое государству почти ничего не стоит.

Информация о работе Инфляция в России