Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение наиболее эффективных методов стабилизации инфляционных процессов на основе теоретического обобщения уже накопленного опыта проинфляционного развития, а также теоретического анализа особенностей инфляции в Российской Федерации.
Цель определила следующие задачи работы:
проанализировать историю инфляционных процессов;
охарактеризовать современное понятие инфляции;
рассмотреть виды и социальные последствия инфляции;
проанализировать направления антиинфляционной политики государства.
Введение 3
Глава 1. История инфляции и особенности инфляции 6
Глава 2. Современные инфляционные процессы и их специфика 17
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 38
Инфляция носит многофакторный характер и может иметь различные проявления в зависимости от условий и причин, которые ее порождают. В реальности в основе инфляционного роста цен лежит не одна, а комплекс причин.
Немалую роль играет психология участников хозяйственной деятельности — потеря доверия к национальной валюте, стремление упредить очередной всплеск цен. Последствия непредвиденной (непрогнозируемой инфляции), как правило, носят более негативный характер, нежели инфляции ожидаемой, к которой участники экономического процесса успевают подготовиться.
Мировая экономика накопила богатый опыт форм и методов инфляционной политики. Он включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику регулирования доходов и программы стабилизации, вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Правительство РФ обеспокоено сохраняющейся инфляцией, хотя за последние шесть лет она несколько снизилась. Уровень инфляции в России в предыдущие годы характеризовался следующими цифрами (в %): 2007 г. – 12; 2006 г. - 9,7; 2005 г. - 10; 2004 г. -11,7; 2003 г. - 12; 2002 г. - 15,1; 2001 г. - 18,6; 2000 г. - 20,216.
В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2010 г. Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 г. до 6–7%, в 2009 г. – до 5,5–6,5%, в 2010 г. – до 5–6% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 5–6% в 2008 г., 4,5-5,5% – в 2009 г. и 4–5% – в 2010 г.
Цель антиинфляционной политики-государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.
Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том числе экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса.
Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление се к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.
В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Как и во многих цивилизованных странах с рыночной -экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.
При переходе к рынку необходима цивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества, на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения эффективности экономики необходимо искать разумное соотношение между всеми формами собственности. На базе этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики, связанной с формированием и развитием единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов и интересов России.
Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:
Важным направлением в антиинфляционной политике является дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.
Основой
внешнеэкономической
Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики, которая сейчас, по существу, служит параллельной валютой.
Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.
Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране.
Мировые тенденции показывают, что в условиях повышения цен на нефть темпы роста инфляции в странах — экспортерах нефти превышают темпы роста цен в развивающихся странах.
Так, в 2005 г. средняя инфляция в странах — экспортерах нефти составила 8%, а в развивающихся странах — 6%. Данный факт вполне корреспондирует с более высокими темпами роста доходов населения в нефтепроизводящих странах в условиях повышения цен на нефть и с использованием бюджетных мер, компенсирующих потребителям в отдельных развивающихся странах — импортерах нефти рост цен на топливо.
В то же время источником увеличения цен в России является в основном немонетарная инфляция и, прежде всего, рост цен на услуги монополий, хотя в последние два года рост цен на сельхозпродукцию также вносит значительный вклад в ускорение инфляции. Без учета этих факторов, которые являются и «временными шоками», базовая инфляция, определяющая долгосрочный уровень роста цен, составила в 2005 г. около 3—4%. Если бы не повышение цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), то инфляция в прошедшем году составила бы около 8%, что соответствует среднему уровню инфляции стран — экспортеров нефти и более чем соответствует целевым ориентирам Правительства РФ17.
Рост вклада в инфляцию немонетарных факторов был вызван не только более высокими темпами роста цен на услуги ЖКХ, но и увеличением темпов повышения расходов населения на платные услуги и бензин. Доля расходов населения на платные услуги выросла в 2005 г. до 24% (с 19,8% год назад), а доля расходов на бензин - до 3,8% (с 2%).
Причины инфляционной вспышки 2005 г. носят немонетарный характер. Наибольший вклад в инфляцию 2005 г. внес рост цен на продовольствие и тарифов на ЖКУ.
В условиях рыночной экономики набор инструментов для воздействия государства на инфляцию должен включать в себя не только меры денежной и бюджетной политики, но и меры структурного плана, направленные на регулирование импорта, активизацию действия сил конкуренции и ограничение монополизма на отдельных рынках.
В
течение ряда лет российские власти
придерживались тактики, согласно которой
они стремились сдерживать инфляцию и
в то же время не допускать слишком быстрого
укрепления рубля. Однако во второй половине
2006 г., после окончательной либерализации
валютного регулирования, эта тактика
претерпела изменения. ЦБ РФ отказался
от ориентирования на укрепление рубля.
В представленных в августе 2006 г. «Основных
направлениях денежно-кредитной политики
на 2007 год» Банк России впервые за последние
годы явно обозначил свою
главную задачу — борьбу с инфляцией,
которая должна была составить 6,5—8% по
итогам 2007 г. Что касается целевого ориентира
по индексу реального курса рубля, то в
документе сказано, что диапазон его изменения
составляет от 0 до 10%. Все это свидетельствует
о том, что ЦБ РФ постепенно движется в
на
правлении перехода к режиму таргетирования
инфляции, т.е. такой
политики, когда именно параметры инфляции
объявляются основ
ной целью денежных властей18.
Режим таргетирования инфляции (inflation targeting) подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.
Режим
таргетирования инфляции является достаточно
новым методом денежно-
В настоящее время 23 страны применяют таргетирование инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми. На протяжении ближайших лет число стран, использующих режим инфляционного таргетирования будет расти. Опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины этих стран скорее всего перейдут в ближайшее время к инфляционному таргетированию. Более того, практически три четверти стран из их числа планируют перейти к таргетированию инфляции в 2010 г.19
Основные направления по сдерживанию инфляции в настоящее время должны включать: