Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение наиболее эффективных методов стабилизации инфляционных процессов на основе теоретического обобщения уже накопленного опыта проинфляционного развития, а также теоретического анализа особенностей инфляции в Российской Федерации.
Цель определила следующие задачи работы:
проанализировать историю инфляционных процессов;
охарактеризовать современное понятие инфляции;
рассмотреть виды и социальные последствия инфляции;
проанализировать направления антиинфляционной политики государства.
Введение 3
Глава 1. История инфляции и особенности инфляции 6
Глава 2. Современные инфляционные процессы и их специфика 17
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 38
Несмотря на осознание важности оздоровления финансов, руководители Министерства финансов долго не понимали, что ассигнации представляли уже к тому времени самостоятельную платежную единицу. Вплоть до Е.Ф. Канкрина, ставшего министром финансов в 1823 году, необеспеченная металлом доля ассигнаций считалась государственным долгом страны. Канкрин первым заявил: «Бумажные деньги всякого рода в существе своем вовсе не то, что какой-либо государственный долг, и вовсе нелогично величают их так. Бумажные деньги скорее имеют сходство в сущности своей с ухудшенными металлическими монетами, - это род затаенного налога без названия». Теперь то мы знаем это название - инфляционный налог.
Проведя
по сути денежную реформу и заменив
ассигнации на кредитные билеты, Канкрин
сумел стабилизировать
Таблица 2.
Среднегодовой вексельный курс рубля
Годы | на Лондон, в пенсах | курс рубля на золото, в коп. |
1876 | 30 27/32 | 80,7 |
1878 | 24 1/2 | 64,6 |
1880 | 25 5/16 | 64,8 |
1882 | 24 3/16 | 63,2 |
1884 | 24 3/8 | 63,2 |
1886 | 23 23/64 | 58,9 |
Упорядочение бюджета - а с начала 70-х годов XIX в. обыкновенный бюджет сводился с профицитом и чрезвычайные бюджеты составлялись исключительно на нужды постройки железных дорог, поощрение экспорта и общий подъем экономики позволил понемногу накапливать разменный фонд и тем самым укреплять курс рубля. Несмотря на периодические потрясения вроде русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., эту политику с теми или иными вариациями проводили предшественники Витте на посту министра финансов. Тем самым они заложили основу его реформы - введения золотого рубля, позволившей иметь России самую устойчивую валюту за всю ее историю
Закон о запасе эмиссионного права Государственного банка, требовавший иметь не более 300 миллионов рублей бумажных денежных знаков, не обеспеченных золотом, позволял вплоть до 1914 года развиваться экономике в условиях стабильных финансов. Эмиссионная система России была тогда самой жесткой в Европе. Но благополучие закончилось с началом мировой войны - уже 27 июля (9 августа) 1914 года Государственный банк России объявил о приостановке размена кредитных билетов на золото.
Начав с получения чрезвычайных военных кредитов, что было вполне оправдано, правительство Горемыкина ввела «сухой закон», оправдывая его также войной. Трудно сказать чего больше было в этом решении - идеализма или просто глупости, но эта мера привела к потере 1 миллиарда рублей доходов казны. Возместить эти потери можно было включив печатный станок - с 1913 по 1916 г. количество денег в обращении увеличилось в 4 раза. Причем эти деньги ничем уже не были обеспечены - ни золотом, ни товарами в условиях падения производства гражданской продукции и роста производства вооружений. Одновременно сокращалось количество работающих в экономике из-за призыва на фронты войны. (Табл.3)6.
Таблица 3
Количество денег в обращении в 1913-1916 гг., млрд. руб.
Год | номинальная денежная масса | реальная денежная масса |
1913 | 2,0 | 2,0 |
1914 | 2,5 | 2,5 |
1915 | 4,5 | 3,5 |
1916 | 7,5 | 3,7 |
Государство в условиях начавшейся инфляции, сокращавшей его реальные доходы, с одной стороны наращивало эмиссию, а с другой - вводило указные и твердые цены. Указные цены это была попытка, отказавшись от прямого налогообложения, включить налог в систему цен как разницу между рыночной и указной ценой на закупаемые государством товары.
К 1916 году такая политика привела к тому, что начался распад единого рынка - губернаторы стали запрещать вывоз из своих губерний сельскохозяйственных товаров и сырья. Начались складываться местные цены – например, среднеквадратическое отклонение от средней по стране цены на пшеницу в 1916 г. доходило до 42 копеек, при 13 копейках в 1913 году. Единство денежной системы страны тоже пошатнулось вместе с процессами вымыванием из оборота монеты и усилением уже к 1916 году роли продовольствия в качестве денежных средств в народном обращении.
Инфляция развивалась первоначально по вполне объяснимым причинам - нарушение баланса спрос-предложение, увеличение необеспеченных денег в обороте. Но к 1917 году она все более стала выходить за эти обычные рамки, главным фактором инфляции стало разрушение рыночных отношений. Регионализация экономики, разрушение бюджетных отношений особенно при после Февральской революции, оставило для Временного правительство только одно средство - эмиссию. Если с 1915 по 1916 количество денег в обращении увеличилось по номиналу на 67%, то с 1916 по 1917 - на 127%. С марта по октябрь 1917 года эмиссия составила 25 миллиардов рублей. Результат не замедлил сказаться - инфляция с 1914 г. бывшая ползучей, к 1917 г. приобрела галопирующий характер : с 1 января 1914 по 1 января 1917 г. рост цен составил 194%, а с 1 января по 1 декабря 1917 г. - уже 426%. (Табл.4)7.
Таблица 4
Индекс
биржевых цен по полугодиям за 1914-1916
гг. (цены 1913 г. = 100)
Дата | Индекс |
1-ое 1914 | 100,0 |
2-ое 1914 | 106,2 |
1-ое 1915 | 137,7 |
2-ое 1915 | 145,3 |
1-ое 1916 | 178,0 |
2-ое 1916 | 207,5 |
Октябрьская революция и приход к власти большевиков не остановил, да и не мог остановить начавшуюся гиперинфляцию - уже созданный инфляционный мультипликатор, когда рост на 1% денежной массы давал 5,4% роста цен, приводил к тому, что любое уменьшение эмиссии приводило к невозможности оплачивать государственные расходы. Во многом правительство Ленина шло на поводу событий, но до определенного момента - при общем падении роли денежного обращения и росте натурального обмена, было решено провести коммунистические принципы в жизнь. А именно - отменить денежное обращение вообще. С марта по декабрь 1920 года были изданы ряд декретов СНК последовательно отменявших денежную оплату разных категорий товаров и услуг. Но эта затея продолжалась недолго - с августа - ноября 1921 года совзнаки начали обслуживать торговый оборот страны, в которой была объявлена новая экономическая политика - НЭП.
С декабря 1922 года были введены банкноты Государственного банка - червонцы. В параллельном хождении их и совзнаков была заложена идея вытеснения последних. Уже перед введением червонца совзнак перестал быть средством накопления, с введением червонца он перестал быть и масштабом цен. Инфляция целиком переместилась в оборот совзнаков.
Таблица 58.
Совзнаки и червонцы в % к денежной массе 1922 - 1923 гг
Месяц года | Совзнаки | Червонцы |
дек. 22 | 97,0 | 3,0 |
янв. 23 | 93,6 | 6,4 |
фев. 23 | 09,4 | 10,6 |
мар. 23 | 85,3 | 14,7 |
апр. 23 | 78,0 | 22,0 |
май 23 | 72,3 | 27,7 |
июн. 23 | 62,9 | 37,1 |
июл. 23 | 50,0 | 50,0 |
авг. 23 | 33,7 | 66,3 |
сен. 23 | 21,5 | 78,5 |
Из-за неравномерности проникновения в денежный оборот твердой валюты был создан весьма своеобразный механизм эмиссионного налога совзнаков. Его суть в том, что он в основном приходился на те слои населения, которые в силу бедности и удаленности от возможностей обмена совзнаков на червонцы, не могли ими пользоваться. Примерно год прошел с того момента, когда с началом эмиссии твердой валюты червонец занял аналогичное место в деревне. В течение года в городе он уже обслуживал оборот, в деревне почти год продолжала обращаться обесценившаяся валюта совзнаки. Такая неравномерность создала возможность дополнительной перекачки ресурсов из сельского хозяйства. (Табл.5).
К маю 1924 года денежная реформа была завершена и на короткое время денежная система страны стала сбалансированной. Но прошло совсем немного времени как все изменилось. Курс на индустриализацию и свертывание НЭПа начался с принятия решения о масштабной эмиссии. В 1926 г. Госплан назначил увеличение денежной массы на 76% при снижении оптовых цен на 8%. Уже к 1927/28 гг. розничные цены отклоняются от равновесных на 87%. В условиях вмешательства государства в ценообразование регулирующая роль цен не могла уже себя проявить. Попытки прямого администрирования цен не удались и временно были отменены, но диспропорции к тому времени уже были таковы, что началась инфляция, причем разная в регионах.
Можно заключить, что НЭП начавшись с инфляции, ею же и закончился. Но это была уже несколько иная инфляция - рубль перестал иметь единую покупательную способность, когда для одних категорий населения значил одно, а для других совсем другое. В конце концов, это привело к складыванию двухмасштабной системы цен, так или иначе просуществовавшей до распада СССР.
Основной ее чертой были государственное регулирование цен, причем поддерживался значительный разрыв между оптовыми и розничными ценами. В отношении 1913 г. индекс оптовых цен 1932 г составлял 2,15, а розничных - 4,96. Эта политика была постоянной и целенаправленной - к 1937 г. оптовые цены возросли на 45,6% при росте розничных только на 23,8%. Таким образом разрыв был настолько велик, что такое медленое сокращение указанных «ножниц цен» было почти незаметным. Это и неудивительно - доход от разницы и составлял тот источник, из которого государство черпало на развитие своих приоритетных программ - развитие тяжелой и оборонной промышленности.
Двухмасштабная система основывалась также на разрыве цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, внутри индустрии - между продукцией тяжелой и легкой промышленности. Пика эта система достигла во время Великой Отечественной войны, когда к указанным системам цен добавилась сеть коммерческих магазинов, где цены превышали единые розничные государственные цены в 30 - 100 раз.
После войны государство оценив величину доходов, уплывших от него через неконтролируемые сегменты им же построенной системы многомасштабных цен, резко свернула коммерческую торговлю. Через денежную реформу 1947 года накопленные спекулянтами на игре с ценами средства власти стремились вернуть в свой доход. Частично это удалось, а кроме того государство существенно сжало денежную массу. За счет этого в течение нескольких лет оно могло позволить себе снижать розничные цены, при одновременном повышении закупочных цен. В рыночной экономике такие величины были бы признаны галопирующей инфляцией, но в советской экономике это было только использование заложенного ранее запаса прочности в виде дисбаланса цен. (Табл.6)9