Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процесса инфляции, раскрытие ее сущности и исследование социально-экономических последствий инфляции.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть смысл понятия «инфляция».
2. Выявить причины и факторы (как внутренние, так и внешние) возникновения и развития инфляции.
3. Исследовать альтернативные источники инфляции, как то инфляция спроса и инфляция издержек.
4. Дать классификацию инфляции.
5. Изучить экономические и социальные (как для потребителей, так и для продавцов) последствия инфляции.
6. Дать анализ инфляционных процессов России, рассматривая их периодизацию, в том числе ив настоящее время.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Cущность, причины и виды инфляции, ее социально - экономические последствия………………………………………………………………………4
1.1 Понятие и сущность инфляции………………………………………………4
1.2 Причины инфляции………………………………………………………….6
1.3 Виды инфляции………………………………………………………………8
2. Последствия инфляции и способы борьбы с ней………………………16
2.1 Последствия инфляции……………………………………………………20
2.2 Борьба с инфляцией. Антиинфляционная политика…………………….24
2.3 Особенности антиинфляционной политики в России………………….. 25
3. Инфляция 2009 года и прогнозы на 2010 год………………………………28
3.1 Опрос населения о причине инфляции………………………………….. .28
3.2 Инфляция 2008 года………………………………………………………. .28
3.3 Прогноз инфляции на 2010 год………………………………….. ………39
Заключение………………………………………………………………………41
Список используемой литературы……………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.docx

— 84.22 Кб (Скачать)

ЦБ считает  характеристики денежной массы важным ориентиром для оценки, как текущих  монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Но при этом признаётся, что на инфляцию существенно влияют многие немонетарные факторы и инструменты государственного регулирования экономики, которые им не контролируются. Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства РФ в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики.

Если  индекс потребительских цен (ИПЦ) может  служить индикатором инфляции денежных средств потребителей, то для предприятий более адекватным является рост цен приобретаемых ресурсов. Такого показателя Росстат не разрабатывает, за исключением индекса цен на приобретенные промышленными предприятиями основные виды топливно-энергетических ресурсов и других подобных частных индексов. В качестве индикатора роста цен на производственные ресурсы можно использовать индексы цен производителей ИЦП), сельскохозяйственной продукции и т.д. При этом неизбежно возникают искажения вследствие изменения торговых и транспортных наценок, ставок косвенных налогов и структуры продукции (при расчете ИЦП учитываются лишь товары, реализованные внутренним потребителям, без торгово-транспортных наценок и косвенных налогов). Тем не менее, сопоставление их динамики с изменениями индексов потребительских цен позволяет сделать некоторые выводы о причинах инфляции

За 1999-2003 гг. превышение ИЦП над ИПЦ составило 71,9%  пункта. Однако уже к концу 2004 г. она сократилась до 6,5% пункта. При этом ИЦП за 2004 г. составил 128,3%, что, несомненно, говорит об усилении инфляционного давления на потребительские цены.

Таким образом, инфляция в 10-11% при росте  цен производителей на 28% вполне объяснима, учитывая значительный рост доходов населения и регулируемых цен в последние годы. Однако снижение инфляции рассматривается Банком России в качестве главной цели денежно-кредитной политики.

Острота проблемы инфляции определяется несколькими причинами. Во-первых, если происходит укрепление реального курса рубля к доллару и евро, происходит ослабление ценовой конкурентоспособности российских товаропроизводителей. Если за 1998 г. реальный курс рубля к доллару снизился в 1,9 раза (что резко улучшило ценовую конкурентоспособность российских товаропроизводителей и породило последующий подъем в обрабатывающей промышленности), то за 1999-2004 гг. реальное укрепление курса рубля относительно доллара составило 1,79 раза. При этом только за 2004 г. реальный курс рубля укрепился на 14,4%. В результате за 1998-2004 гг. реальный курс рубля к доллару снизился лишь на 6,3%, т.е. эффект девальвации рубля 1998 г. уже практически исчерпан.

Во-вторых, для большинства населения инфляция проявляется в росте цен на конкретные товары и услуги, что вызывает недовольство граждан, особенно если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов.

В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям трудно работать в условиях постоянного обесценения имеющихся у них оборотных средств. Инфляция приводит к снижению размера денежных средств и других видов обесценивающихся активов относительно оптимального их уровня. Кроме того, инвестировать в финансовые инструменты, номинированные в рублях, весьма рискованно, если нет уверенности в неуклонном снижении темпов инфляции. Невыполнение прогноза инфляции в 2004 г., несомненно, усилит инфляционные ожидания инвесторов.

В-четвертых, индекс инфляции (ИПЦ или другой, безразлично), не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Гораздо  более важную роль для них играют собственные «инфляционные ощущения», под которыми понимается субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции. Инфляционные ощущения порождают и «инфляционные настроения», т.е. готовность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять работодателям требования о повышении заработной платы.   Собственно говоря, известный термин «инфляционные ожидания» есть проекция инфляционных ощущений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.

При этом индивидуальный индекс потребительских  цен для данного потребителя  может значительно отличаться от общего ИПЦ вследствие отличий величин и структуры расходов индивида от средних по экономике. Общий ИПЦ должен представлять собой средневзвешенную величину индивидуальных индексов. Но при этом большое значение имеет дифференциация индексов цен по группам товаров и услуг, потребляемых индивидами с разными уровнями доходов и разным местом жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном общем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большинства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими доходами. Аналогичная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.

Следует заметить, что проблема отличий индивидуальных ИПЦ для групп потребителей существует и в других странах. Но при невысоких торгово-транспортных барьерах, доминировании среднего класса в социальной структуре населения и наличии конкуренции на внутренних региональных рынках эта проблема не столь остра, как в России с ее огромными пространствами и столь же огромной социально-экономической дифференциацией.

Далее, наряду с объективным ИПЦ для  данной однородной группы потребителей, существует и психологический фактор инфляционных ощущений и настроений. В странах со столь неразвитой рыночной экономикой и неадекватной системой ее государственного регулирования, как российская «инфляционные настроения» имеют не менее важное значение, чем объективные процессы влияния роста цен на экспортируемые сырьевые товары и регулируемых цен на инфляцию.

Индивиды  острее чувствуют повышение цен  по товарам, занимающим, может быть, не столь большую долю в расходах, но приобретаемых регулярно, изо дня вдень, или затрагивающих жизненно важные интересы.

К числу  первых относятся такие товары, как  хлебобулочные и мясомолочные продукты, плодоовощная продукция, жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного и железнодорожного пассажирского транспорта. К особо чувствительным товарам следует также отнести лекарства, медицинские и образовательные услуги, а также такие специфические товары, как алкогольные и табачные изделия, услуги такси в мегаполисах и т.д.

Кроме того, особое значение имеют инфляционные ощущения управленческого персонала  компаний и бизнесменов (особенно проживающих в мегаполисах), принимающих решения на большинстве предприятий. Для них важны цены на авиабилеты, услуги госучреждений (в том числе госпошлины, плата за получение лицензий и т.д.), ставки арендной платы за офисные помещения, за наем жилых помещений в частном секторе и т.д.

При этом цены на товары разового спроса (автомобили, телевизоры, холодильники, мебель и т.п.) могут не оказывать сильного влияния на инфляционные ощущения в силу редкости покупок, хотя потребительская группа в целом при этом систематически расходует на их приобретение значительные средства. Следует заметить, что при исчислении ИПЦ учитывается снижение цен (с учетом роста качества) на товары в таких высокотехнологичных отраслях, как производство компьютеров и оргтехники, видео- и аудиотехники, бытовой техники, автомобилей и т.д. Но потребитель привык воспринимать это снижение как «дар природы» и не учитывает в своих инфляционных ощущениях. Даже при сезонных колебаниях цен потребитель острее воспринимает их рост, чем снижение. Кроме того, в России потребителями учитываются пережитые в последние, годы потрясения, от них трудно ожидать планирования жизни на десятки лет вперед, как это делают граждане стран с «экономикой всеобщего благосостояния».

Российское  государство по-прежнему добивается снижения инфляции, проводя рестриктивную  монетарную политику. В то же время оно допускает опережающий рост прямо или косвенно регулируемых цен на товары и услуги, являющиеся наиболее чувствительными для товаропроизводителей и населения. Это раскручивает инфляцию и поддерживает инфляционные ожидания экономических агентов.

Так, за 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7%, платные услуги населению - на 17,7%. В том числе тарифы на жилищно-коммунальные услуги возросли на 23,5%. Следует также отметить, что из потребительских товаров по итогам 2004 г. наиболее значительно подорожали хлеб и хлебобулочные изделия (на 16,7%), мясо и птица (на 19,6%),бензин (на31,3%). При этом цены производителей в промышленности возросли на 28,3%, в том числе в топливной промышленности - на 64,7% и в электроэнергетике - на 11,5%. Цены производителей в газовой промышленности возросли на 88,5%, в нефтеперерабатывающей - на 48,9%.1

Следует отметить, что цены на многие из этих товаров регулируются государством косвенно. Например, цены на нефть и нефтепродукты регулируются с помощью экспортных пошлин и других налогов. На импорт мяса и птицы установлены квоты, а цены на хлеб зависят от госзакупок и товарных интервенций на рынке зерна.

На сколько  же выросли цены в 2005 году? Индекс потребительских  цен в 1-м квартале 2005 г. составил 105,3 %. Он существенно превысил показатель аналогичного периода 2004 г.(103,5%) и был, сопоставим с показателями 2002 и 2003 годов (соответственно 105,4 и 105,2%). Концу марта платные услуги стали дороже на 12,6%, продовольственные и непродовольственные товары - соответственно на 4,9 и 1,1% (рис. 2).

 

Рис.2. ИПЦ на продовольственные, непродовольственные товары и услуги населению (на конец периода; в % к декабрю 2003 г.)

 

Наибольший  рост потребительских цен в 1-м  квартале 2005 года зафиксирован на жилищно-коммунальные услуги (26,5%), плодовоовощную продукцию (24,0%), услуги дошкольного воспитания (16,7%), топливо (7,4%), мясопродукты (6,9%), услуги организации культуры (6,8%), медицинские  услуги (6,6%), рыбопродукты (6,3%), услуги пассажирского  транспорта (5,8%), в том числе на услуги городского электрического транспорта (13,5%).

Вместе  с тем влияние отдельных товаров  на общий уровень инфляции определяется не только ростом цен, но и той долей, которую они занимают в общих  потребительских расходах населения. Структура «вклада» отдельных групп  товаров и услуг в 2005 г. существенно отличалась от предыдущих лет. Если в 2003 и 2004 гг. наибольший «вклад» в прирост цен вносило их увеличение на продовольственные товары, то в 1-м квартале 2005 г. 49,1% прироста (2,6 процентного пункта) приходилось на долю платных услуг (рис.3).

 

Рис.3. «Вклад» отдельных групп товаров и услуг в общий прирост потребительских цен на товары и услуги в 2003-2005 гг. (удельный вес в приросте; в %)

 

По группам  товаров и услуг, внёсшим наибольший «вклад» в инфляцию 1-го квартала, можно выделить следующие основные факторы, повлиявшие на их удорожание.

По  жилищно-коммунальным услугам, услугам  пассажирского транспорта. Ускоренный рост административно регулируемых тарифов – основная тенденция 1-го квартала 2005г. При этом наибольший «вклад» (40%) в инфляцию внесли жилищно-коммунальные услуги.

Увеличение  тарифов в 1-м квартале 2005 г. является наибольшим, начиная с 2000 г. Рост тарифов обусловлен механизмом ценообразования в условиях сохраняющейся убыточности жилищно-коммунального хозяйства и городского пассажирского транспорта.

По  плодоовощной продукции. В 2005 г. удорожание этой группы также было наибольшим за последние годы- 24,%. Это было обусловлено двумя причинами: традиционным сезонным удорожанием овощей и фруктов и снижением товарных ресурсов.

Сезонный  рост на плодоовощную продукцию в  зимний период проявляется ежегодно (2003 г.-22,4%, 2004 г.- 10,1%).(рис. 4).

 

Рис.4. ИПЦ на все товары и услуги и плодоовощную продукцию (на конец квартала; в % к концу предыдущего квартала).

 

По  мясным и молочным продуктам. Причинами роста цен на эти продукты является сокращение их ресурсов, а также увеличение затрат на их производство.

В январе - феврале 2005 г. (по сравнению с 2004 г.) производство скота и птицы на убой сократилось на 2.4%, молока – на 3,3%. Это является следствием продолжающегося сокращения поголовья крупного рогатого скота (в 2004 г.- на 6,7%), а также мер по ограничению импорта мяса.

Увеличение  затрат на производство мясных и молочных продуктов связано в основном с увеличением цен производителей с/х и промышленной продукции.

Рост  цен на корма, снижение поголовья  крупного рогатого скота, ограничение  ввоза импортного мяса привели к  увеличению цен у с/х производителей крупного рогатого скота в 1-м квартале 2005 г. на 8,9%.

По  непродовольственным  товарам. Увеличение цен на непродовольственные товары в 2005 г. было незначительным – 1,1%. Основной причиной низких темпов роста цен в этом сегменте потребительского рынка является его высокое товарное насыщение, в том числе импортной продукцией.

На рынке  непродовольственных товаров, где  доминирует импортная продукция, в 1-м квартале 2005 г. отмечено некоторое снижение цен (на 0,1-1,5%).

Информация о работе Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия в современных условиях