Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процесса инфляции, раскрытие ее сущности и исследование социально-экономических последствий инфляции.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть смысл понятия «инфляция».
2. Выявить причины и факторы (как внутренние, так и внешние) возникновения и развития инфляции.
3. Исследовать альтернативные источники инфляции, как то инфляция спроса и инфляция издержек.
4. Дать классификацию инфляции.
5. Изучить экономические и социальные (как для потребителей, так и для продавцов) последствия инфляции.
6. Дать анализ инфляционных процессов России, рассматривая их периодизацию, в том числе ив настоящее время.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Cущность, причины и виды инфляции, ее социально - экономические последствия………………………………………………………………………4
1.1 Понятие и сущность инфляции………………………………………………4
1.2 Причины инфляции………………………………………………………….6
1.3 Виды инфляции………………………………………………………………8
2. Последствия инфляции и способы борьбы с ней………………………16
2.1 Последствия инфляции……………………………………………………20
2.2 Борьба с инфляцией. Антиинфляционная политика…………………….24
2.3 Особенности антиинфляционной политики в России………………….. 25
3. Инфляция 2009 года и прогнозы на 2010 год………………………………28
3.1 Опрос населения о причине инфляции………………………………….. .28
3.2 Инфляция 2008 года………………………………………………………. .28
3.3 Прогноз инфляции на 2010 год………………………………….. ………39
Заключение………………………………………………………………………41
Список используемой литературы……………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.docx

— 84.22 Кб (Скачать)

Существует  такое понятие - стагфляция, которое  сопровождается процессами обесценения  денег при падении производства и росте безработицы.

С точки  зрения критерия - соотносительности  роста цен по различным товарным группам различают:

сбалансированная  инфляция;

несбалансированная  инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров  неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная  инфляция не страшна для бизнеса. Необходимо лишь периодически повышать цены товаров: подорожало сырье - соответственно увеличивается цена конечной продукции. В основном, риск потери доходности присущ предпринимателям, которые стоят  последними в цепочке повышения  цен, это, как правило, производители  сложной продукции, основанной на интенсивных  внешних кооперационных связях.

Несбалансированность  инфляции составляет большую проблему для экономики, представляет собой  различные темпы роста цен  на различные товары.

Но еще  сложнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста  цен останутся лидерами и в  дальнейшем. Невозможно рационально  выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов  инвестирования.

С точки  зрения ожидаемости или предсказуемости  инфляции выделяют:

ожидаемую;

неожидаемую.

Ожидаемая инфляция предсказана и спрогнозирована  заранее, с достаточной степенью надежности, её можно спрогнозировать  на какой-либо период, или она «планируется»  правительством страны.

Неожидаемая - явление стихийное, прогноз в  данном случае невозможен. Неожидаемая  инфляция характеризуется внезапным  скачком цен, что негативно сказывается  на денежном обращении и системе  налогообложения.

Фактор  ожидаемости, предсказуемости позволяет  по-новому взглянуть на вопрос влияния  инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и все население  знает наверняка, что в следующем  году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется  целый год на заблаговременную адаптацию  к спрогнозированному скачку цен. Таким  образом, основная часть населения  существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда, как в случае непредсказуемости, неожидаемости  роста цен даже при умеренной  инфляции может произойти существенное снижение доходности соответствующих  предприятий.

Если  исходить из степени вмешательства  государства в рыночные процессы, инфляцию также подразделяют на:

открытую;

подавляемую.

Открытая  инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы. Открытая инфляция характерна для экономики  со свободным ценообразованием, и  представляет собой хронический  рост цен на товары и услуги. Каковы ее механизмы? Механизм адаптивных инфляционных ожиданий, который основан на деформации психологии потребителей. Наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать, насколько подорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, а это, в свою очередь, сокращает  объем кредитных ресурсов, что  препятствует росту капиталовложений, производства и предложения.

Под подавляемой (скрытой) инфляцией подразумевается  правительственный контроль над  ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно. Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики  с регулируемыми ценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется  в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. В таких случаях, как правило, возникает официальное  и неофициальное нормирование, усиливаются  распределительные отношения, в  хозяйстве появляются различные  рынки, на которых товары реализуются  по повышенным ценам. Подавленная инфляция возникает вследствие поддержания  государством товарных цен ниже цен  равновесия спроса и предложения, при  котором деньги перестают быть всеобщим покупательным средством и мерой  распределения товаров и услуг. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушению рыночного  механизма. Скрытая инфляция проявляется  и в том, что за прежние суммы  приобретается продукция низкого  качества и в меньшем количестве, цены на новые изделия растут быстрее, чем качество, из торговли «вымывается» более дешевый ассортимент.

 
 
 
 
 
 
 

2.   Последствия инфляции  и способы борьбы  с ней.

2.1 Последствия инфляции.

Социально-экономические  последствия инфляции.

Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие  ее темпы содействуют росту цен  и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для  воспроизводства, обостряет экономическую  и социальную напряженность в  обществе.

Галопирующая  инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический  ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен  усиливает диспропорцию между отраслями  экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство  от денег к товарам, превращая  этот процесс в лавинообразный, обостряет  товарный голод, подрывает стимул к  денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.

Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут  банки и учреждения, предоставляющие  кредиты. Интернационализация производства облегчает пересброс инфляции из страны в страну, осложняя международные  валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному  труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую  отсталость.

Инфляция  имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению  национального дохода, является как  бы сверхналогом для населения, что  обуславливает отставание темпов роста  номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен  на товары и услуги.

Итак, социально-экономические  последствия инфляции выражаются в:

перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;

обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих  субъектов и средств государственного бюджета;

постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство  норм прибылей в разных отраслях и  усугубляет диспропорции воспроизводства;

искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость  денежных средств и увеличивается  инфляционный процесс;

закреплении стагнации, снижении экономической  активности, росте безработицы;

сокращении  инвестиций в народное хозяйство  и повышении их риска;

обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;

возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;

активном  развитии теневой экономики, в её «уходе» от налогообложения;

снижении  покупательной способности национальной валюты и искажении её реального  курса по отношению к другим валютам;

социальном  расслоении общества и в итоге  обострении социальных противоречий.

Высокие темпы инфляции наносят серьезный  ущерб стабильности предприятий  и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению, подрывают  доверие народа к правительству.

 

2.2 Борьба с инфляцией.  Антиинфляционная  политика.

Антиинфляционная  политика.

Для антиинфляционного  регулирования используются два  типа экономической политики:

1. Политика, направленная  на сокращение  бюджетного дефицита, ограничение кредитной  экспансии, сдерживание  денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование -  регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2. Политика регулирования  цен и доходов,  имеющая целью  увязать рост заработков  с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует  специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных  фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного, роста  цен удалось не сразу: с 13—14% в  1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года — в 1982 г.

Как свидетельствует  опыт, остановить инфляцию с помощью  одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная  реформа, направленная на преодоление  возникших в экономике диспропорций.

Конкретные  методы сдерживания инфляции, «дозировка»  и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит, определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

Инфляция  может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей.

Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

 

2.3 Антиинфляционная  политика в России.

Снижение  темпов инфляции до 3% в год является одной из стратегических задач российской экономической политики. Однако решается она недостаточно эффективно.

В 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7% при прогнозе в 8-10%. В «Основных направлениях» на 2005 г. отмечалось, что по итогам 2004 г. возможно некоторое превышение целевого ориентира по инфляции, обусловленное действием краткосрочных факторов. Но это, однако, не может считаться препятствием для последующего замедления роста потребительских цен в соответствии с ориентирами среднесрочной программы социально-экономического развития страны.

Такое объяснение причин невыполнения прогнозов инфляции делает решение поставленной Президентом России задачи снижения ее темпов до 3% в год нереальным. Невыполнение оптимистических прогнозов инфляции порождает у экономических агентов недоверие к прогнозам на следующие периоды. Соответственно, инфляционные ожидания не снижаются в той мере, в какой на это рассчитывают.

Поскольку главная цель антиинфляционной политики систематически не достигается, необходимо, по-видимому, скорректировать методы ее проведения. Банк России до сих пор использует в качестве основного инструмента регулирования инфляции ограничение денежной массы. Другими монетарными инструментами - повышением курса рубля и процентных ставок, ЦБ воспользоваться практически не в состоянии. Укрепление рубля привело бы к снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей. А ставка рефинансирования ЦБ и так выше ставок по кредитам, предоставляемым банками предприятиям, вследствие чего не работает система рефинансирования банковских кредитов товаропроизводителям. Кроме того, повышение ставок приводит к дополнительному притоку иностранной валюты, которую вынужден скупать ЦБ, чтобы не допустить укрепления рубля. Это ведет к росту денежного предложения и росту инфляции.

Информация о работе Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия в современных условиях