Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. По своему
происхождению инфляция-явление, связанное с движением денег. Но, зарождаясь
на разбалансированном денежном рынке, вирусы инфляции распространяются за
пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в других частях
экономического организма: поражают производство, потребление и т.д.

Содержание

Введение........................3
1. Понятие, сущность инфляции:
1.1 Понятие инфляции...............5
1.2 Причины инфляции................6
1.3 Механизм инфляции...............8
1.4 Инфляция спроса.................9
1.5 Инфляция предложения..............12
1.6 Стагфляция..........................13
2. Виды инфляции:
2.1 Открытая инфляция................14
2.2 Подавленная инфляция..............14
2.3 Сбалансированная и несбалансированная инфляция.17
2.4 Ожидаемая и неожидаемая инфляция........18
3. Социально-экономические последствия...........18
3.1 Жизненный уровень населения, безработица, кривая Филипса..................20
3.2 Антиинфляционная политика государства......24
Заключение........................27
Список использованных источников.....................29

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 47.15 Кб (Скачать)

Как и большинство  других явлений, характерных для  рыночной экономики,

инфляция не может  быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции

хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция

вместе с тем  способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство

других процессов, характерных для рыночного регулирования  экономики, инфляция

не должна рассматриваться  как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и

уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован

государством для  блага общества и его экономического развития.

Научный подход к  проблемам инфляции отличается от обыденного

мифологизированного трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля

и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих  конкретно-

исторические и  национально-государственные условия  и особенности

функционирования  национальной экономики.

Инфляция, способствуя  повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как

фактор оживления  конъюнктуры, но по мере углубления она  превращается из

двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую  неустойчивость в стране.

В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в

качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем

более, гиперинфляция  воспринимается как явление негативное, поскольку несет в

себе огромные социально-экономические  издержки.

Борьба с инфляцией  представляет собой задачу макроэкономическую. Перед

правительством стоит  главный вопрос: или ликвидировать  инфляцию посредством

радикальных мер, или  адаптироваться к ней. Различные  страны решают эту

дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются  с инфляцией, другие же

страны разрабатывают  комплекс адаптивных государственных  мер.

    

1.3 Механизм инфляции 
 

Для рассмотрения механизма  инфляции обратимся к двум ее типам: во-первых,

инфляция спроса, при которой равновесие спроса и  предложения нарушается со

стороны спроса, и, во-вторых, инфляция предложения, при которой  дисбаланс

спроса и предложения  происходит из-за роста издержек производства.

Вернемся к модели AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение).

Очевидно, что для  начала инфляционных процессов достаточно, чтобы совокупный

спрос превышал совокупное предложение. Такая ситуация возможна при следующих

обстоятельствах:

а) резко возрастает совокупный спрос, а совокупное предложение  не меняется;

б) совокупное предложение  снижается при постоянном совокупном спросе;

в) расширение совокупного  спроса превышает рост совокупного  предложения.

    

1.4 Инфляция спроса. 
 

Рассматривая причины  инфляции, экономисты приводят различие между двумя ее

видами – «инфляцией покупателей» (инфляцией спроса) и  «инфляцией продавцов»

(инфляцией издержек). В сущности это две, как правило,  взаимосвязанные, но

неравнозначные причины  инфляции: одна лежит со стороны  спроса (избытка

денежных средств  у покупателей), другая – со стороны предложения (роста

производственных  издержек).

Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос  при постоянном

совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение

предложения (рис. 1). Избыточный спрос приводит к взлету цен. Суть инфляции

спроса иногда объясняют  одной фразой: «слишком большое количество денег

охотятся за слишком  малым количеством товаров». В  условиях роста цен

создаются возможности  для повышения прибылей. Предприниматели  расширяют

производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в

результате этого падает, что способствует повышению заработной платы, а

следовательно –  дальнейшему росту спроса и повышению  цен. Между инфляцией и

безработицей существует обратная связь.

      
 
 

                                  рис. 1                                 

Но соотношение  между совокупным спросом, с одной  стороны, и объемом

производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны  – гораздо сложнее.

            Уровень цен

      
 

                                                                       III      

                                                                                                     

Потенциальный

                                                                 

II                                              ВНП

I

                                                                                                                        

Реальный ВНП                                                          и

                                                                       занятость

                                                                   рис. 2

На первом отрезке  кривой общие расходы (C + I + G + NX) до такой  степени

низки, что объем  валового национального продукта отстает  от своего

максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая  доля

производственных  мощностей бездействует.

Предположим, что  совокупный спрос начал расти, это  приведет к росту

производства, снижению безработицы, уровень цен будет  очень медленно

повышаться (это объясняется  тем, что существует огромное количество

незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние

безработные не будут  сразу требовать повышения заработной платы).

По мере роста  спроса экономика вступает во второй отрезок кривой: растет

производство, растут цены. По мере расширения производства запасы

исчерпываются, все  труднее и труднее находить необходимые  экономические

ресурсы. Ведь привлечение  квалифицированной рабочей силы требует более

высокой оплаты, что  приведет к росту издержек и соответственно цен.

Третий отрезок  характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный

валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением

объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся  совокупный спрос –

это рост цен.

     Условия  инфляции спроса:

·              рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают

рост заработной платы и рост занятости.

·              увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во

время экономического подъема.

·              рост государственных расходов (рост военных и социальных

заказов).

                                P

      
 

                                  E1                                 

                                                                   D1

                                                                 E

                                                                               D

                                     

0                                                                 Q

     рис. 3 (инфляция спроса)

Допустим, что экономика  близка к полной занятости и загруженности

производственных  мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства

на потребление  смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.

    

1.5 Инфляция предложения. 
 

В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в  силу того, что

растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в

результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или

в силу удорожания сырья  и топлива (рост импортных цен, изменение  условий

добычи, повышение  транспортных расходов и т.п.)  (рис. 4).

      
 
 

                                  рис. 4                                 

Инфляция предложения  означает рост цен, спровоцированный увеличением  издержек

производства в  условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее

иногда так и  называют инфляцией издержек производства. В последнее время тип

инфляции, при котором  цены растут при снижении совокупного  спроса, часто

встречается в мировой  практике.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет  рост цен такими

факторами, которые  приводят к увеличению издержек на единицу продукции.

Повышение издержек на единицу продукции сокращает  прибыль и объем продукции,

которое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В

результате уменьшается  предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.

Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают  цены.

Основным источником инфляции предложения являются рост заработной платы и цен

за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем  механизм инфляции

предложения (рис. 5).

                                P

    

    

    

S1                            E1

                                                                             E

S

                                       

0                                                         Q

                                  рис. 5                                 

Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к

смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное

время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке,

соответствующей более  высокой цене.

    

1.6 Стагфляция. 
 

Стагфляция –  ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с

одновременным сокращением  производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в

разных направлениях.

Информация о работе Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия