Инфляция: содержание, пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия инфляции и анализ основных социально-экономических проблем инфляционных процессов в России.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя:
1.теоретическое изучение сущности, причин, критериев и видов инфляции;
2.подробный анализ инфляционных процессов в современной России.

Содержание

Введение…….……………………………………………………………………..…3
1 Теоретические аспекты исследования проблемы инфляции в современной экономике ……………………………………………………………………………6
1.1 Сущность, причины и виды инфляции………………………..……...………...6
1.2 Инфляция спроса и инфляция предложения. Их взаимосвязь и взаимодействие……………………………………………………………………..11
1.3 Социально-экономические последствия инфляции………………………….15
1.4 Методы борьбы с инфляцией………………………………………………….17
2 Особенности инфляционных процессов в современной России……………...20
2.1 Анализ инфляционных процессов в экономике РФ в 2008-2009гг…………20
2.2 Основные направления антиинфляционной политики……………………... 26
Заключение………...………………………………………………………………..34
Список используемых источников…………...…………………………………...37

Работа содержит 1 файл

1 курс.docx

— 78.92 Кб (Скачать)

      Методы борьбы с инфляцией  могут быть прямые и  косвенные.  Чаще  всего

проявляется следующая закономерность - чем кризиснее  ситуация, тем  насущнее прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику  и денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают:

- регулирование общей массы денег через управление «печатным станком».

- регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.

- обязательные денежные резервы коммерческих банков.

- операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные методы  не  могут  работать  в  нашей  экономике  на  полную

мощность  по причине ее недостаточной «рыночности». Полноценный рынок  ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас  отсутствует,  а соответственно Центральный банк не может воздействовать  на  денежную  массу через куплю-продажу ценных бумаг.

Прямое  регулирование  покупательной  способности  денежной   единицы включает в себя такие методы, как:

- прямое и  непосредственное  регулирование  кредитов  и  их  распределения государством.

- государственное регулирование цен.

- государственное регулирование пределов заработной платы.

- государственное регулирование внешней торговли и операций  с  иностранным капиталом.

- государственное регулирование валютного курса.

Практика прямого регулирования  денежной массы широко распространена на западе. США в 60 - 70-х гг. неоднократно замораживали цены на многие товары. Полтора десятилетия после второй мировой войны понадобилось странам Западной Европы для начала либерализации цен, да и то неполной. Франция полностью либерализовала цены на внутреннем рынке лишь в 1986 году. Ф. Рузвельт выводил США из глубочайшего кризиса 30-х путем  жесточайшего государственного регулирования экономики. В большинстве стран существовали специальные законы, ограничивающие доходы от торгового посредничества.

Нормализация валютного курса  является абсолютно необходимым  для прекращения всевозможных неэквивалентных международных торговых операций. Реально оценивая возможности регулирования валютного курса за счет интервенций Центрального банка следует сказать, что надежд на успех такой политики практически не существует. Очевидно, что курс доллара растет скачкообразно - в некоторый момент Центробанк не имеет возможностей сдерживать курс и его как бы «прорывает». Последнее время Центробанк  научился использовать кризисные политические моменты для таких скачков. До тех пор, пока иностранная валюта не будет использоваться лишь для удовлетворения импорта и других текущих платежей политика «игры на понижение» обречена на поражение.

В целом, надо отметить, что реально  в нашем сегодняшнем положении  по

настоящему  эффективны только прямые методы борьбы с инфляцией – регулирование кредитов, цен и заработной платы, регулирование валютного курса и внешней торговли. Рассматривая последствия инфляции на уровне домохозяйств, фирм, государства, видно, что инфляция при невысоких темпах может быть стимулом развития производства, но она приводит к еще большему нарушению экономических процессов. В результате темпы инфляции возрастают и обществу грозит гиперинфляция, которая несет с собой разрушительные последствия, вплоть до экономического краха. Наиболее опасным последствием гиперинфляции является то, что производственная деятельность становится неэффективной, идет обвальное переключение на посредническую деятельность. Фирмам становится все более и более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в ожидании будущего повышения цен, что ведет к усилению инфляционного давления. Начинается массовое сворачивание производства. В такой ситуации нормальные экономические отношения разрушаются. Предприниматели не знают, какую цену назначить на товары, а потребители не знают, сколько следует заплатить. Поставщики хотят как можно быстрее получить деньги, так как последние мгновенно обесцениваются. Нарушаются кредитные отношения. Растет дефицит бюджета и государственный долг. Деньги фактически перестают выполнять свои функции. В результате имеет место кризис в финансово-денежной сфере. Производство и обмен двигаются к остановке, и в итоге может наступить экономический, социальный и даже политический хаос. [5]

 

 

 

 

 

 

 2 Особенности инфляционных процессов в современной России

 

2.1 Анализ инфляционных процессов в экономике РФ за 2008-2009гг.

 

Уровень инфляции за 2008 г. составила  в среднем 13,3 % . Это было в основном вызвано финансовым кризисом в мировой  экономике в конце года, «застрельщиком»  и основной жертвой которого стали  США. По мнению Николаева И., директора  департамента стратегического анализа  ФБК, главной причиной мирового кризиса  стала глобальная перекапитализация  фондовых рынков как развитых, так  и развивающихся стран. При этом наблюдается глобальное отсутствие доверия между контрагентами  и широкое распространение принципа накопления запасов наличности, о  чем свидетельствуют и эксперты МВФ.

В России кризис не оценивается как  кризис доверия. Однако капиталоемкость  ВВП России, по данным Николаева, достигшая 116 процентов, и мировая капиталоемкость  ВВП - 120 процентов - говорят о единой по характеру проблеме. Отсюда следует, что и выход из кризиса во многом зависит от единой стратегии борьбы с ним. Однако единой стратегии нет. В Великобритании, США, Германии, Японии основным инструментом стали госгарантии  под выделяемые государством финансовые средства контрагентам. В России основной ход - капитализация или, иначе говоря, прямое финансирование банков. При том, что остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций из месяца в месяц растут. В ноябре 2008 года они составляли уже около 600 миллионов рублей. Стоит обратить внимание и на величину активов и собственных средств (капитала) кредитных организаций в 2008 году, которые также увеличиваются и не являются проблемными, утверждают эксперты ФБК.

Гарантии, страхование, обеспечение - основные механизмы в борьбе с  финансовым кризисом за рубежом. В Германии объем государственных гарантий по долгам финансовых институтов определен  в 400 миллиардов евро. Кроме того, еще 20 миллиардов евро резервируется, в  том числе для гарантий по страхованию депозитов частных лиц. В России они пока вне поля зрения властей.

В Великобритании сумма гарантий банков, участвующих в схеме рекапитализации, определена в 250 миллиардов фунтов стерлингов. Банки также могут получить гарантии правительства по любым необеспеченным долгам сроком погашения до трех лет. Во Франции выделено 350 миллиардов евро на гарантии по межбанковскому кредитованию.

Как видим, в России совершенно другие принципы преодоления финансового  кризиса. Одна из нефинансовых мер, предпринимаемых  государством, - введение в банковские структуры комиссаров, которые будут  отслеживать использование полученных средств, повеяло чем-то знакомым.

Ответственность и контроль, безусловно, важная составляющая преодоления мирового кризиса. В России об ответственности  менеджеров за создание проблемных активов  пока ничего не слышно.

В сентябре 2008 года Россия также начала реализацию масштабных мер финансовой поддержки субъектов экономики  в связи с финансовым кризисом. Результатом аукционов, проводимых Минфинов, свидетельствует о том, что в период с 16 сентября по 31 октября  банки получали временно свободные  федеральные средства на сумму 1 триллион 210 миллиардов рублей.

Очень оперативно, всего за десять дней, был принят и подписан Федеральный  закон от 13 октября 2008 года «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы  Российской Федерации». Он позволил ЦБ разместить во Внешэкономбанке депозиты из международных резервов на общую  сумму не более 50 миллиардов долларов США сроком на один по ставке LIBOR + 1 процент. Из этих средств ВЭБ должен предоставить организациям кредиты для рефинансирования внешних долгов, возникших до 25 сентября 2008 года. Кредиты ВЭБ выдает сроком на один год под минимальную ставку LIBOR+5процентов.

По мнению Всемирного банка, для  обеспечения стабильности экономики  России достаточно будет иметь объем  резервов на уровне 350 миллиардов долларов, тогда как сейчас они составляют 475 миллиардов долларов. [6]

И если в прошлом году рост инфляции эксперты объясняли в основном увеличением тарифов на услуги, то теперь "виновны" и потребительские цены. Например, сахарный песок "подрос" на 6,5 процента, а чай - на 1,2 процента. Сильно выросли цены на молочные сухие смеси для детского питания, замороженную рыбу, мясные консервы, рис и соль. Да и плодоовощная продукция подорожала на 1,3 процента.

Но и тарифы по традиции в январе поднялись. За отопление россиянам  приходится платить почти на четырнадцать процентов больше, за электричество - больше на двадцать один процент. Плата  за холодную воду подскочила на 14,5 процента, а за горячую - на 19 процентов.

По официальному прогнозу минэкономразвития, инфляция в 2009 году составит 10-12 процентов. Некоторые высокопоставленные эксперты уже готовы пересмотреть его. Однако январскую инфляцию в минэкономразвития  прогнозировали как раз на уровне 2,4 процента. Для сравнения - инфляция за прошлый год достигла 13,3 процента.

Некоторые эксперты считают, что в  сложившейся ситуации инфляция в 2,4 процента в месяц - результат положительный. Ослабление рубля - это мощный инфляционный фактор, ведь цена импортных товаров  растет.

Ситуация в сфере экономики  остается напряженной. Официальная  статистика фиксирует снижение производства практически по всем секторам экономики: от 15 до 80 процентов по отдельным  позициям.

Происходит перераспределение  валютных резервов государства и  средств бюджета в валютные активы банков, компаний и населения. Много  денег, переданных банкам для реального  сектора, ушло в валюту. В свою очередь  и население львиную долю своих сбережений постаралось превратить в доллары и евро. Инвестиции в иностранные активы выросли с начала сентября кратно. Внутренний денежный спрос замер. К декабрю 2008 г денежная масса М2 упала на 9 процентов в сравнении с началом осени. При этом Центробанк России упорно проводит денежную политику в оригинальном для мировой практики варианте. Вместо стимулирования внутреннего спроса продолжается ограничение денег в обращении и запредельный рост их стоимости. Никакой эмиссии, никакого стимулирования национальной экономики с помощью целевого рефинансирования коммерческих банков под портфели кредитов предприятиям.

Трудно удерживать финансовый сектор на фоне глубокого падения объемов  производства, да еще при такой  тяге к валюте вместо кредитов бизнесу  со всеми их рисками. Важно не допустить  физического сокращения банковских ссуд экономике и их концентрации только в крупнейших компаниях.

Велика угроза переноса кризиса  из экспортных отраслей и строительства  на транспорт, обработку, производство потребительских товаров. Экспортная экономика 2000 - 2008 годов, основанная на мыльном пузыре мировых цен на сырье, закончилась. Низкие экспортные цены, которые могут продержаться не год и не два. Причем во время кризиса экономики стран, ориентированных на экспорт, "капсулируются", замыкаются сами на себе. Они выживают только за счет роста внутреннего спроса и предложения, подпитываемых государством. Если страна не решается на этот шаг, то начинают замыкаться и переходить на самообеспечение регионы внутри нее. И такие процессы уже начались. Если они получат дальнейшее развитие, то опять могут появиться денежные суррогаты, бартер, региональные запреты на вывоз продукции. Все это было пройдено в 1990-е годы и нанесло урон стабильности и росту в России. Снова допустить подобный сценарий нельзя.

В текущей фазе кризиса пора переводить акценты с финансовых вливаний, легко  конвертируемых в валюту и в погашение  долгов без выпуска дополнительной продукции, на программу общественных работ. В финансирование госзаказа  с инвестициями в инфраструктуру, требующими рабочих рук, металла, цемента, лесопереработки. Получив гарантированные  объемы, бизнес должен забыть о высокой  рентабельности. Он должен помнить, что госпомощь оказывается для того, чтобы выжить, а не нажиться.

Так в США объявили о крупнейшей программе строительства дорог и госзаказов, создающих рабочие места для среднего класса (информатика, энергосбережение в социальной и бюджетной сферах). Китай инвестирует 586 млрд. долл. в инфраструктуру (дороги, транспортные узлы, электро- и водоснабжение, жилищное строительство для неимущих, социальная сфера, развитие сельских регионов). Одна из целей - поддержка металлургии и производства стройматериалов. Общественные работы как антикризисная мера ведутся в Бразилии.

Другая экстраординарная мера - денежная эмиссия под потребности роста  производства. Выращивание внутреннего  спроса взамен утраченного доступа  к внешним капиталам. Во всем мире в кризис растет денежная масса. На практике это означает смягчение  денежной политики. Рискованно? Конечно! Но это лучше массового перевода кредитов Центробанка в иностранную  валюту, на которой сейчас живет  российский финансовый рынок.

По мнению Якова Миркина, директора  Института финансовых рынков Финакадемии, доктора экономических наук и  профессора:

Этот кризис не смахнуть, как паутину  с лица. Он наш первый, настоящий, циклический, из разряда мировых, завершающих  глубокой коррекцией длинные циклы  в 30-35 лет. С этим кризисом придется научиться терпеливо жить и с ним работать.

В январе отечественная экономика вступила в новую фазу кризиса. Первая фаза прошла в сентябре - октябре прошлого года: системный риск банковской системы, разрушение финансового рынка, начало скольжения вниз реального сектора. Во второй фазе (ноябрь - декабрь) началось сжатие реальной экономики, набрала скорость, "приватизация" валютных резервов государства (с сентября сократились на 30%). Они были перекачаны в частные валютные активы, без ощутимого сокращения валютных долгов банков и бизнеса, нависших над экономикой. В декабре спад российской промышленности продолжился (минус 10,3%). Просадка в химии и промышленности строительных материалов - 25-35%, в металлургии - 35-45%, в машиностроении - 30-90%. Более-менее устойчиво производство продовольствия и других товаров для населения. Здесь минусы в объемах - 5-20%. Лучше всего в нефтегазовой отрасли (до 5-7%).

Информация о работе Инфляция: содержание, пути преодоления