Инфляция и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА I. Сущность и виды инфляции ………………………………………5
Понятие инфляции…………………………………………………..5
Сущность инфляции………………………………………………...6
Марксиская теория…………………………………………..............6
Кейнсианская теория инфляции……………………………. ……..7
Монетаристская теория инфляции………………………………..11
Теория адаптивных ожиданий ……………………………………12
Механизм воздействия на экономику инфляционных ожиданий
Причины возникновения инфляции………………………………15
Виды инфляции…………………………………………………….17
Социально-экономические последствия ………………………... 22

ГЛАВА II. Инфляция в России……………………………………………….26
2.1. Характер инфляции…………………………………………………………26
2.2.Современная инфляция в России…………………………………………...30
2.3.Развитие экономики: 2009-2010г………………...........................................31

ГЛАВА III. Методы борьбы с инфляцией …………………………………42
3.1.Антиинфляционная политика государства ………………………………42
3.2. Косвенные и прямые методы борьбы с инфляцией………………………45
3.3. Первоочередные антиинфляционные методы…………………………….45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 95.89 Кб (Скачать)

Суть  дела состоит в том, что - и в  регионах с их высокой социальной нагрузкой это особенно заметно - в бюджетной сфере проявляется  следующая закономерность: доходы бюджета  следуют за изменением (сегодня, несомненно, сжатием) доходов предприятий и  населения. В то же время расходы  бюджета в лучшем случае неэластичны  к доходам субъектов экономики (в наших условиях - растут при  улучшении экономической конъюнктуры  в силу взятия бюджетом на себя дополнительных мандатов по расходам и не уменьшаются  при снижении доходов бюджета). Разрыв с необходимостью заполняется трансфертами с федерального уровня.

«Повестка дня» в российской экономике на перспективный  период может выглядеть следующим  образом:

· обеспечить баланс между мерами по поддержке финансового сектора (восстановление краткосрочного кредитования, капитализации  банковской системы) и мерами, направленными на стабилизацию обменного курса и сдерживание инфляции;

· своевременно начать снижение процентных ставок (вслед за снижением монетарной инфляции и закреплением умеренных  девальвационных ожиданий), обеспечивающее поддержание уровня ликвидности  в российской экономике, возможно, в  сочетании с введением элементов  валютного контроля за трансграничными  капитальными потоками;

· поддержать бюджеты субъектов РФ и через перераспределительные  механизмы - уровень жизни и занятость  населения в регионах России;

· обеспечить финансирование инвестиционных программ, государственного оборонного заказа, а также капитализацию  финансовых институтов развития, создающих  как возможность роста определенности в среднесрочной перспективе (объема спроса, цен и др.) для российских компаний, так и условия для  конкурентоспособности российской экономики на длительную перспективу с учетом роста неопределенности перспектив развития важнейших мировых рынков, усиления конкуренции на них и т.д. Нетрудно заметить, что набор этих действий противоречив. С одной стороны, необходимость макроэкономической стабилизации требует проведения достаточно жесткой денежной и бюджетной политики, создающей условия для прекращения расходования золотовалютных резервов и резервных фондов (Резервного и Фонда национального благосостояния) федерального бюджета, сдерживания ослабления рубля и уменьшения инфляции. С другой - поддержание банковского сектора, доходов субфедеральных бюджетов и создание потенциала долгосрочного устойчивого развития, наоборот, предполагают и смягчение денежной политики, и расширение бюджетных расходов.

При этом риски, связанные с разрешением  указанных противоречий, не поддаются  однозначной оценке. Если кризис мировой  экономики имеет более или  менее краткосрочный характер (в 2011-2012 гг. начнется рост мировых товарных и финансовых рынков, рост мировых цен и т.д.), то станет возможным - кроме всего прочего - проведение достаточно мягкой денежной и бюджетной политики, поскольку в среднесрочной перспективе по этому варианту начнется рост стоимостных объемов экспорта. Соответственно стабилизируется объем золотовалютных резервов и резервных фондов федерального бюджета. Если кризис мировой экономики примет затяжной характер, вопросы устойчивости платежного баланса (соответственно обменного курса) вновь могут проявиться в фокусе экономической политики, что в свою очередь требует низкого уровня инфляции и проведения жесткой бюджетной и денежной политики. При этом непонятно, как в этом варианте возможно решение задачи создания потенциала будущего развития, должного обеспечить позиционирование российских компаний на рынках, которые станут интенсивно расширяться в перспективный период - тем более, с учетом усиления конкуренции и на сырьевых, и на машиностроительных рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III.Методы борьбы с инфляцией

3.1 Антиинфляционная политика государства.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется  сдерживать раскручивания инфляционной спирали, а с другой – поддерживать стимулы производства, создавать  условия для насыщения рынка  товарами.

Управление инфляцией  предполагает использование комплекса  мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты  управления процессом, применяемых  в странах Запада, отличаются в  зависимости от характера и уровня инфляции, особенно хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и  большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста – после  периода послевоенной стабилизации – удается удерживать в довольно узких пределах.

Для антиинфляционного регулирования  используются два типа экономической  политики:

  1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах – в соответствии с темпом роста ВНП.
  2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Воздействие на инфляционный процесс  в условиях резкого роста цен  требует специальных мер. Так, для  устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США  во второй половине 70-х годов, были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить  темпы инфляционного роста цен  удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они  снизились до 4% спустя примерно три  года – 1982 г.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних  организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для  этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших  в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания  инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых для лечения  лекарств зависит от поставки правильного  диагноза. Поставить диагноз –  значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с  ними факторы, подстегивающие раскручивание  инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер невозможно покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые  соответствуют характеру и глубине  «заболевания».

Инфляция может носить монетарный или преимущественно  структурный характер, ее источниками  могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может  стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство  от дешевых денег) или неоправданным  снятием ограничений на регулируемые цены ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Практически же действует не одна, а комплекс причин и переплетающихся, взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным заболеванием должны носить комплексный характер, своевременно уточняться, корректироваться, максимально соответствовать конкретной ситуации.

 

3.2 Косвенные и  прямые методы борьбы с инфляцией

 

Методы борьбы с инфляцией  могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы включают:

1. регулирование общей  массы денег через управление  «печатным станком»;

2. регулирование процентных  ставок коммерческих банков через  управление ими Центробанком;

3. обязательные денежные  резервы коммерческих банков;

4. операции центрального  банка на открытом рынке ценных  бумаг.

Прямые методы борьбы с  инфляцией, включают в себя:

1. прямое и непосредственное  регулирование государством кредитов  и тем самым - денежной массы;

2. государственное регулирование  цен;

3. государственное (по  соглашению с профсоюзами) регулирование  заработной платы;

4. государственное регулирование  внешней торговли, ввоза и вывоза  капитала и валютного курса.

На основе вышесказанного, мы можем сделать следующий вывод: методы борьбы с инфляцией делятся на косвенные и прямые, последние из которых наиболее эффективно влияют на замедление темпов развития инфляции в современной экономике.

3.3 Первоочередные  антиинфляционные методы

 

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между  денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к  равновесию. К первоочередным мерам  относятся следующие:

1. Обеспечение страны  в достатке продовольствием. Для  налаживания продовольственного  дела в стране следует оказать  государственную финансовую помощь  сельскохозяйственным предприятиям  всех видов собственности и  провести мягкую реформу колхозов  и совхозов: а) установление порядка  выдачи кредитов сельскохозяйственным  предприятиям под векселя с  погашением их за счет будущего  урожая; б) установление государственных  закупочных цен, а также цен  на потребляемые в сельскохозяйственном  производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу  товаропроизводителей и создания  системы контрактной торговли  промышленными товарами в обмен  на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного  инвестиционного поля народного  хозяйства, без чего функционирование  экономики становится невозможным.  В этих целях надо, прежде всего,  восстановить на банковских счетах  предприятий путем индексирования  утраченные из-за резкого роста  цен и обесценивания рубля  суммы амортизации и собственных  оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные  связи предприятий в рыночном  режиме наиболее эффективны в  основном через систему крупных  оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры  могут функционировать в рамках  отдельных регионов, в общероссийском  и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на  добавленную стоимость, стимулирующего  в современных условиях хозяйствования  в России рост инфляции и  крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса  необходимо централизовать банковскую  систему России, имея в виду  обязательное исполнение коммерческими  и инвестиционными банками директив  центрального банка по приоритетности  и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения  нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно: а) создать  систему стимулирования развития  мелкого бизнеса в сфере производства  и услуг. Ввести государственные  кредиты на аренду производственных  помещений и лизинговый кредит  на аренду оборудования (с возможностью  последовательного выкупа), а также  ввести обязательное страхование  малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск  разорения особенно значителен; б) создать условия для повсеместного  распространения параллельно с  существующей системой торговли  потребительских кооперативов на  предприятиях, в учреждениях и  по месту жительства для закупки  и реализации продовольственных  и промышленных товаров членам  кооператива (по наличному и  безналичному расчету) по бесприбыльным  розничным ценам.

7. В течение кризисного  периода следует также проводить  рациональную государственную политику  защиты внутреннего рынка и  строгого контроля частной экспортной  деятельности.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы-рекомендации по стратегии и тактике выживания бизнеса в условиях современной инфляции в России:

1. Постараться сохранить  основной профиль бизнеса (продукт  или вид услуги).

2. Диверсификация, как в  пределах основного профиля, так  и шире.

3. Выделение из структуры  предприятия или создание преимущественно  малых торгово-посреднических фирм.

4. Акцент на разнообразные  и многочисленные короткие по  времени и высокодоходные операции  с высокой степенью риска.

5. Создание общего страхового  фонда для минимизации риска  по всей совокупности отмеченных  выше операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итоги можно сделать следующие  выводы: инфляция - это переполнение каналов денежного обращения  избыточной денежной массой, необеспеченной массой товаров и услуг, что проявляется  в обесценивании денег и росте  цен. Она оказывает негативное влияние  на экономическую, политическую, социальную и другие сферы жизни общества.

В зависимости от разных факторов существуют такие виды инфляции как инфляция спроса и инфляция издержек, ползучая, галопирующая, гиперинфляция, сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая  и неожидаемая, открытая и подавленная. В экономике чаще всего происходит взаимодействие и переплетение этих видов, и она развивается как  полномасштабная инфляция.

Информация о работе Инфляция и ее виды