Инфляция и ее социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы – анализ особенностей и динамики инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая их теоретические и исторические предпосылки, опираясь на мировой опыт, а также выявление направлений и методов реализации антиинфляционного регулирования.
Объект исследования – национальная экономика.
Предмет исследования – понятие инфляции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность и источники понятия инфляции;
- рассмотреть механизмы ее развития;
- исследовать методы и способы оценки инфляционных процессов в стране;
- проанализировать особенности развития инфляционных процессов в Республике Беларусь и направления антиинфляционного регулирования, а также разработать рекомендации по его совершенствованию.

Содержание

Введение 3
1 Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности 4
1.1 Виды и причины инфляции 4
1.2 Измерения инфляции 8
2 Социально-экономические последствия инфляции 11
2.1 Инфляция и экономический рост 11
2.2 Инфляция: экономические и социальные последствия 12
3 Особенности инфляционных процессов в экономике Беларуси 17
3.1 Принципы инфляции в национальной экономике 17
3.2 Инфляция и экономическая политика в Беларуси 18
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

Инфляция и ее социально-экономические последствия.doc

— 434.50 Кб (Скачать)

       3. Законодально запретить использование  кредитно-денежной эмиссии для  финансирования дефицита бюджета,  скупки иностранной валюты, ценных  бумаг, краткосрочного и особенно  долгосрочного кредитования народного  хозяйства;

       4. Проводить политику "дорогих денег"  путем активизации рынка ценных  бумаг, включения купли-продажи  земли и осуществления других  мер в целях замедления скорости  обращения рубля;

       5.Либерализировать  денежно-кредитный и валютный  рынок, отказавшись от системы множественности валютных курсов, а также практики изъятия части валютной выручки у предприятий по фиксированному официальному курсу;

       6. Применять процедуры санации  и банкротства предприятий для  оздоровления экономики и повышения  уровня их конкурентоспособности;

       7. Разработать систему мер, гарантирующих  внутренним и внешним инвесторам  сохранность их вкладов и возможность  беспрепятственного получения и  вывоза прибыли из Беларуси (имеется  ввиду установления доверия к  правительству. 

       На  краткосрочную перспективу рекомендуются следующие антиинфляционные мероприятия.

       1. Повышение ставки процента по  вкладам, если правительство намерено  повлиять на поведение владельцев  денежного дохода, побудить их  к увеличению сбережений за  счет текущего спроса. Процент  по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь. Однако возможности такого антиинфляционного маневра ограниченны, так как повышение процента по вкладам может привести к удорожанию кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.

       2. Повышение процента по государственным  облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции.

       3. Для понижения уровня ликвидности  сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.

       4. В качестве краткосрочного антиинфляционного средства может использоваться повышение курса белорусского рубля. Если внутренние рынки достаточно конкурентны, и отсутствуют разного рода внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику [13, C. 16-17].

       На  долгосрочную перспективу  необходимы следующие мероприятия.

       1. Государственная поддержка повышения  товарности экономики. Имеется  в виду льготное налогообложение  предприятий, реализующих побочные  продукты производства и услуг,  банков, обрабатывающих коммерческую  информацию и торгующих ею. Такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.

       2. Поддержка формирования новых  рынков, особенно в тех секторах  экономики, где совершается переход  от натурального к товарному  производству. Примером может служить  рынок информационных услуг, который  в настоящий момент в Республике Беларусь находится в стадии становления.

       Информация  как товар обладает уникальными  антиинфляционными достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено  со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок. Дальнейшее воспроизводство, тиражирование идет с минимальными издержками, что равнозначно приращению товарного предложения. Кроме того, от многих других товаров и услуг информация отличается тем, что на протяжении своего жизненного цикла не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда, вновь превращаясь в объект купли-продажи. Происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.

       3. Разумно организованная приватизация  государственной собственности  несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличению государственных доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса. С этой целью необходимо интенсифицировать усилия по проведению приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

       4. Действенными средствами краткосрочной  антиинфляционной политики могут стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов. Для Республики Беларусь возможен и такой антиинфляционный резерв, как продажа населению части накопленных предприятиями материальных ресурсов производственного назначения [11, c. 55].

       Таким образом, до 2003 г. белорусская экономика характеризовалась значительным уровнем инфляции, в начале этого периода наблюдалась ярко выраженная стагфляция — высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема производства и увеличением безработицы. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений экономических субъектов между собой и государством, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Однако проведение жесткой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики белорусским правительством начиная с 2003 г. позволило взять уровень инфляции под контроль, способствовало снижению ее негативного влияния на экономику страны.

       В целях совершенствования антиинфляционной политики в Республике Беларусь рекомендуется комплекс краткосрочных и долгосрочных мероприятий, среди которых восстановление доверия к национальной валюте, стабилизация курса белорусского рубля, проведение жесткой денежно-кредитной политики, стимулирование роста сбережений населения, проведение масштабной приватизации государственной собственности и другие меры.

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

       По  результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

       Инфляция представляет собой денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Отсюда следует, что эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Система показателей для измерения инфляции включает: индексы цен (индекс потребительских цен, индекс розничных цен набора продуктов питания, индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение, индекс стоимости жизни, индекс оптовых цен производителя, дефлятор валового внутреннего продукта); при подсчете ценовых сдвигов обычно используют индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера; для оценки и измерения инфляционных процессов также интерес представляет показатель темпа инфляции и сопоставления возросшего уровня цен с более низким их уровнем, выраженным в более прочной валюте другой страны, «правило величины 70» и др.

       На  основе обобщения различных взглядов на виды инфляции можно заключить, что  существуют следующие основные виды инфляции: скрытая инфляция, открытая инфляция, импортируемая» инфляция, административная инфляция, инфляция спирали цен и зарплат. В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие виды инфляции: ползучая, инфляция, галопирующая инфляция и гиперинфляция. Рассматривая источники инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией покупателей (инфляцией спроса) и инфляцией продавцов (инфляцией издержек). Также для каждой национальной экономики можно выделить характерные внешние и внутренние источники инфляции. К наиболее значительным последствиям инфляции для национальной экономики можно отнести обесценение потока денежных доходов, перераспределение доходов и богатства, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение денежных сбережений, скрытая конфискация денежных средств и падение реального процента, управляемости национального хозяйства, ухудшение, нестабильность и недостаточность экономической информации, отставание цен государственных предприятий от рыночных цен и др. С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика).

       Анализ развития белорусской экономики показал, что начиная с 2003 г. проведение жесткой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики белорусским правительством позволило к 2010 г. взять уровень инфляции под контроль, способствовало снижению ее негативного влияния на экономику страны.

       В целях совершенствования антиинфляционной политики в Республике Беларусь рекомендуется комплекс краткосрочных и долгосрочных мероприятий, среди которых восстановление доверия к национальной валюте, стабилизация курса белорусского рубля, проведение жесткой денежно-кредитной политики, стимулирование роста сбережений населения, проведение масштабной приватизации государственной собственности и другие меры.

 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 
     
  1. Агапова, Т. А. Макроэкономика для преподавателей: Учеб.-метод. пособие . - М.: Дело и сервис, 2008. – 560 с.
  2. Базылев, Н. И. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей. – М.: Инфра-М, 2007. – 380 с.
  3. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 415 с.
  4. Войтов, А. Г. Экономика: Учеб. фундам. теории экономики: Общ. курс. - М.: Дашков и К, 2006. – 598 с.
  5. Кажуро, Н. Я. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, инфляция, безработица. – Мн.: ФУАинформ, 2007. - 207 с.
  6. Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник для высших учебных заведений. – Мн., 2008. - 576 с.
  7. Курс экономической теории: Учеб. пособ. / Под. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2007. – 512 с.
  8. Совместный План действий Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 г. – Мн.: НБРБ, 2009. – 12 с.
  9. Румянцев, В.А. Мировой кризис и внешнеэкономическая безопасность Республики Беларусь / В.А. Румянцев // Экономический бюллетень НИЭИ. – 2010. – №1. – С. 14-24.
  10. Республика Беларусь 2009: экономико-инвестиционный обзор / Мин. иностранных дел РБ, Мин. экономики РБ, 2009. – 31 с.
  11. Программа развития банковского сектора Республики Беларусь на 2006-2010 годы. – Мн.: НБРБ, 2006. – 60 с.
  12. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. – Мн.: Мин. экономики РБ, 2006. – 154 с.
  13. Пинигин, В.В. Регулирование белорусской экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса / В.В. Пинигин // Экономический бюллетень НИЭИ. – 2009. – №7. – С. 4-17.
  14. Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы II Международной научно-практической конференции, Минск / В. Н. Шимов [и др.]. – Мн.: БГЭУ, 2009.
  15. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь. Электронная страница Министерства статистики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/svod_2000-2010.php. – Дата доступа: 29.10.2010 г.
 

 

      РЕФЕРАТ 
 

     Курсовая  работа: 30 с., 4 рис., 2 табл., 21 наим. лит. 

     ИНФЛЯЦИЯ, ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ, ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ, ПОСЛЕДСТВИЯ  ИНФЛЯЦИИ, АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 

       Цель  работы – анализ особенностей и динамики инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая их теоретические и исторические предпосылки, опираясь на мировой опыт, а также выявление направлений и методов реализации антиинфляционного регулирования.

       Объект  исследования – национальная экономика.

       Предмет исследования – понятие инфляции.

       Задачи:

       - определить сущность и источники понятия инфляции;

       - рассмотреть механизмы ее развития;

       - исследовать методы и способы  оценки инфляционных процессов  в стране;

       - проанализировать особенности развития  инфляционных процессов в Республике  Беларусь и направления антиинфляционного  регулирования, а также разработать рекомендации по его совершенствованию.

     При выполнении работы использованы методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, описания, исторический метод, логический метод.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает исследуемый объект, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 

      ______________

Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия