Инфляция и ее социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы – анализ особенностей и динамики инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая их теоретические и исторические предпосылки, опираясь на мировой опыт, а также выявление направлений и методов реализации антиинфляционного регулирования.
Объект исследования – национальная экономика.
Предмет исследования – понятие инфляции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность и источники понятия инфляции;
- рассмотреть механизмы ее развития;
- исследовать методы и способы оценки инфляционных процессов в стране;
- проанализировать особенности развития инфляционных процессов в Республике Беларусь и направления антиинфляционного регулирования, а также разработать рекомендации по его совершенствованию.

Содержание

Введение 3
1 Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности 4
1.1 Виды и причины инфляции 4
1.2 Измерения инфляции 8
2 Социально-экономические последствия инфляции 11
2.1 Инфляция и экономический рост 11
2.2 Инфляция: экономические и социальные последствия 12
3 Особенности инфляционных процессов в экономике Беларуси 17
3.1 Принципы инфляции в национальной экономике 17
3.2 Инфляция и экономическая политика в Беларуси 18
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

Инфляция и ее социально-экономические последствия.doc

— 434.50 Кб (Скачать)

       В политике занятости белорусского государства  также следует выделить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения.

       Недостатком такой политики является ограничение  совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к росту доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы.

       Важнейшей особенностью государственной антиинфляционной политики Республики Беларусь является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят значительные процессы реформирования и реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика

       На  современном этапе в антиинфляционной политике белорусского государства  важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с предыдущими периодами регулирование уровня цен значительно снизилось, отменена торговая надбавка на многие товары, однако определенное их регулирование по-прежнему существует [9, c. 15].

       Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной собственности, однако регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле, существует также. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен.

       Снижение  основных индексов, характеризующих  уровень инфляции в стране начиная  с 2003 г. свидетельствует о том, что  указанные меры белорусского правительства  позволили значительно снизить уровень инфляции и позволили стабилизировать и взять под контроль инфляционные процессы в стране (таблица 3.1). 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3.1 – Индексы цен  по отдельным секторам экономики 

 

       Примечание - Источник: собственная разработка на основе [15] 

       Особенно  впечатляющими выглядят успехи белорусского правительства в области проведения антиинфляционного регулирования  на фоне стабильно снижающегося уровня безработицы и роста объема валового внутреннего продукта на протяжении последних лет (не учитывая кризисный 2009 г.) в национальной экономике (рисунок 3.1, рисунок 3.2). 

       

 

       Рисунок 3.1 – Динамика уровня безработицы

       Примечание - Источник: собственная разработка на основе [15].

       

 

       Рисунок 3.2 – Рост ВВП Республики Беларусь, в %

       Примечание - Источник: собственная разработка на основе [15]. 

       Изменение цен и тарифов в сентябре 2010 г. характеризуется следующими данными (таблица 3.2). 

Таблица 3.2 – Динамика цен  и тарифов в  сентябре 2010 г., в %

       Примечание - Источник: собственная разработка на основе [15]. 

       Индекс  потребительских цен на товары и  услуги в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. составил 101,6%, с декабрем 2009 г. – 106,8%, в среднемесячном исчислении за период с начала года – 100,7% при прогнозе на 2010 год – 100,6-100,8%. Рост цен на продовольственные товары дал 1,1% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,24%, на платные услуги – 0,27% (индекс потребительских цен в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. в Российской Федерации составил 100,8%, с декабрем 2009 г. – 106,2%, в Украине – соответственно 102,9% и 107,4%, в Казахстане – 100,6% и 105,2%) [15].

       Индекс  цен на продовольственные товары в сентябре 2010 г. по отношению к августу 2010 г. составил 102,2%, к декабрю 2009 г. – 107,6%. Изменение цен на продовольственные товары в сентябре 2010 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 1,1% прироста сводного индекса потребительских цен. Индекс цен в предприятиях общественного питания в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. составил 101,4%, по сравнению с декабрем 2009 г. – 108,5%. Индекс цен на непродовольственные товары в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. составил 100,8%, по сравнению с декабрем 2009 г. – 106,2%. Изменение цен на непродовольственные товары в сентябре 2010 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,24% прироста сводного индекса потребительских цен [15].

       Индекс  цен и тарифов на платные услуги в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. составил 101,4%, с декабрем 2009 г. – 105,5%. Изменение цен на платные услуги, оказываемые населению, в сентябре 2010 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,27% прироста сводного индекса потребительских цен [15].

       Индекс  потребительских цен по Республике Беларусь для 5 процентов наименее обеспеченных семей в сентябре 2010 г. по отношению к августу 2010 г. составил 101,8%, к декабрю 2009 г. – 105,6%; для 5 процентов наиболее обеспеченных семей в сентябре 2010 г. к августу 2010 г. – 101%, к декабрю 2009 г. – 106,4%. Базовый индекс потребительских цен на товары и услуги в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. составил 101,7%, с декабрем 2009 г. – 106,7%, на продовольственные товары – соответственно 102,4% и 108,3%, на непродовольственные – 100,8% и 104,9%, на платные услуги – 101,8% и 106,2% [15].

       Индекс  цен на рынке жилья по республике в III квартале 2010 г. по сравнению с I кварталом 2010 г. составил 98%, II кварталом 2010 г. – 98,2%, Индекс цен производителей промышленной продукции в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. составил 103,4%, в том числе на инвестиционные товары – 100,4%, промежуточные товары – 105,1%, потребительские товары – 101,6% [15].

       Правовые  основы государственной политики в области ценообразования, особенности регулирования и формирования цен (тарифов) и контроль за их применением установлены Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании».

       В настоящее время на государственном  уровне осуществляется регулирование  цен на базовые, структурообразующие  виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.

       Министерство  экономики устанавливает фиксированные  цены на нефть и продукты из белорусской  нефти, водку белую и спирт, другую алкогольную продукцию (минимальные предельные цены), отдельные виды экспортной продукции (минимальные цены), тарифы на перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом в местном сообщении.

       Регулирование цен и тарифов на социально  значимые товары и услуги осуществляется для следующих групп.

       В настоящее время в перечень социально  значимых продовольственных товаров включены семь групп продуктов питания:

       - мука (для хлебопечения);

       - хлеб и хлебобулочные изделия;

       - молоко, кефир, сметана и творог;

       - мясо (говядина, свинина);

       - молочные смеси, мясные консервы  для детского питания;

       - сахар, заменители сахара для  больных сахарным диабетом;

       - картофель и плодоовощная продукция [10, c. 6].

       С учетом значительного влияния сумм платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения тарифы на них утверждаются ниже, чем затраты организаций на их оказание. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных дотаций, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды и частично за счет перекрестного субсидирования.

       Совершенствование системы ценообразования заключается  в ее направленности на создание условий  для реализации приоритетов государственной экономической политики и стабильного роста жизненного уровня населения страны, повышения конкурентоспособности экономики, эффективного использования всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых). Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

       - задействование возможных системных подходов, заключающихся в постепенном (по мере создания соответствующих условий) снижении уровня инфляции до целевых показателей проекта Концепции программы социально-экономического развития на 2006 — 2010 гг.;

       - создание механизмов, стимулирующих снижение себестоимости товаров (работ, услуг), особенно материальных затрат, с целью повышения ценовой конкурентоспособности белорусских товаров;

       - ликвидация отраслевых и других  перекосов цен, препятствующих осуществлению эффективной воспроизводственной деятельности;

       - приведение антимонопольного регулирования  в соответствие с международными нормами с учетом открытости национальной экономики;

       - правовая защита национальных  производителей, в том числе от  демпинговой политики импортеров;

       - увязка ценообразования с денежно-кредитной,  бюджетно-налоговой, валютной политикой, политикой доходов и социальной защиты населения, с изменениями условий функционирования на внутреннем и внешнем рынках;

       - совершенствование системы органов  государственного управления, отвечающих за вопросы ценообразования, и уточнение их функций [8, c.6].

       Совершенствование ценообразования осуществляется путем  его дальнейшей либерализации, придания данной системе гибкости и прозрачности с акцентом на использовании преимущественно свободных цен (тарифов). Проведение государственной ценовой политики должно основываться на использовании сбалансированных административных и экономических методов и инструментов. Важнейшим принципом ценового регулирования должно стать обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда, межотраслевых ценовых пропорций.

       На  основании проведенного исследования рекомендуется следующий комплекс общих мер по сдерживанию роста  цен и дальнейшего возрастания  инфляции. Для этих целей необходимо:

       1. Восстановить доверие к национальной  валюте, как внутри страны, так и за ее пределами путем неограниченной, а затем полной конвертации.

       2. Стабилизировать белорусский рубль  посредством: 

  • полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;
  • снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка.
  • проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно  только при его независимой политике, как этого требует закон.

Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия