Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:33, курсовая работа
цель данной курсовой работы – анализ особенностей и динамики инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая их теоретические и исторические предпосылки, опираясь на мировой опыт, а также выявление направлений и методов реализации антиинфляционного регулирования.
Объект исследования – национальная экономика.
Предмет исследования – понятие инфляции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность и источники понятия инфляции;
- рассмотреть механизмы ее развития;
- исследовать методы и способы оценки инфляционных процессов в стране;
- проанализировать особенности развития инфляционных процессов в Республике Беларусь и направления антиинфляционного регулирования, а также разработать рекомендации по его совершенствованию.
Введение 3
1 Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности 4
1.1 Виды и причины инфляции 4
1.2 Измерения инфляции 8
2 Социально-экономические последствия инфляции 11
2.1 Инфляция и экономический рост 11
2.2 Инфляция: экономические и социальные последствия 12
3 Особенности инфляционных процессов в экономике Беларуси 17
3.1 Принципы инфляции в национальной экономике 17
3.2 Инфляция и экономическая политика в Беларуси 18
Заключение 27
Список использованных источников 29
В политике занятости белорусского государства также следует выделить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения.
Недостатком такой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к росту доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы.
Важнейшей
особенностью государственной
На
современном этапе в
Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной собственности, однако регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле, существует также. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен.
Снижение
основных индексов, характеризующих
уровень инфляции в стране начиная
с 2003 г. свидетельствует о том, что
указанные меры белорусского правительства
позволили значительно снизить уровень
инфляции и позволили стабилизировать
и взять под контроль инфляционные процессы
в стране (таблица 3.1).
Таблица
3.1 – Индексы цен
по отдельным секторам
экономики
Примечание
- Источник: собственная разработка на
основе [15]
Особенно
впечатляющими выглядят успехи белорусского
правительства в области
Рисунок 3.1 – Динамика уровня безработицы
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [15].
Рисунок 3.2 – Рост ВВП Республики Беларусь, в %
Примечание -
Источник: собственная разработка на основе
[15].
Изменение
цен и тарифов в сентябре 2010
г. характеризуется следующими данными
(таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Динамика цен и тарифов в сентябре 2010 г., в %
Примечание
- Источник: собственная разработка
на основе [15].
Индекс потребительских цен на товары и услуги в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. составил 101,6%, с декабрем 2009 г. – 106,8%, в среднемесячном исчислении за период с начала года – 100,7% при прогнозе на 2010 год – 100,6-100,8%. Рост цен на продовольственные товары дал 1,1% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,24%, на платные услуги – 0,27% (индекс потребительских цен в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. в Российской Федерации составил 100,8%, с декабрем 2009 г. – 106,2%, в Украине – соответственно 102,9% и 107,4%, в Казахстане – 100,6% и 105,2%) [15].
Индекс цен на продовольственные товары в сентябре 2010 г. по отношению к августу 2010 г. составил 102,2%, к декабрю 2009 г. – 107,6%. Изменение цен на продовольственные товары в сентябре 2010 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 1,1% прироста сводного индекса потребительских цен. Индекс цен в предприятиях общественного питания в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. составил 101,4%, по сравнению с декабрем 2009 г. – 108,5%. Индекс цен на непродовольственные товары в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. составил 100,8%, по сравнению с декабрем 2009 г. – 106,2%. Изменение цен на непродовольственные товары в сентябре 2010 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,24% прироста сводного индекса потребительских цен [15].
Индекс цен и тарифов на платные услуги в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. составил 101,4%, с декабрем 2009 г. – 105,5%. Изменение цен на платные услуги, оказываемые населению, в сентябре 2010 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,27% прироста сводного индекса потребительских цен [15].
Индекс потребительских цен по Республике Беларусь для 5 процентов наименее обеспеченных семей в сентябре 2010 г. по отношению к августу 2010 г. составил 101,8%, к декабрю 2009 г. – 105,6%; для 5 процентов наиболее обеспеченных семей в сентябре 2010 г. к августу 2010 г. – 101%, к декабрю 2009 г. – 106,4%. Базовый индекс потребительских цен на товары и услуги в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. составил 101,7%, с декабрем 2009 г. – 106,7%, на продовольственные товары – соответственно 102,4% и 108,3%, на непродовольственные – 100,8% и 104,9%, на платные услуги – 101,8% и 106,2% [15].
Индекс цен на рынке жилья по республике в III квартале 2010 г. по сравнению с I кварталом 2010 г. составил 98%, II кварталом 2010 г. – 98,2%, Индекс цен производителей промышленной продукции в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. составил 103,4%, в том числе на инвестиционные товары – 100,4%, промежуточные товары – 105,1%, потребительские товары – 101,6% [15].
Правовые основы государственной политики в области ценообразования, особенности регулирования и формирования цен (тарифов) и контроль за их применением установлены Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании».
В настоящее время на государственном уровне осуществляется регулирование цен на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.
Министерство
экономики устанавливает
Регулирование цен и тарифов на социально значимые товары и услуги осуществляется для следующих групп.
В настоящее время в перечень социально значимых продовольственных товаров включены семь групп продуктов питания:
- мука (для хлебопечения);
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- молоко, кефир, сметана и творог;
- мясо (говядина, свинина);
-
молочные смеси, мясные
- сахар, заменители сахара для больных сахарным диабетом;
-
картофель и плодоовощная
С учетом значительного влияния сумм платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения тарифы на них утверждаются ниже, чем затраты организаций на их оказание. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных дотаций, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды и частично за счет перекрестного субсидирования.
Совершенствование
системы ценообразования
- задействование возможных системных подходов, заключающихся в постепенном (по мере создания соответствующих условий) снижении уровня инфляции до целевых показателей проекта Концепции программы социально-экономического развития на 2006 — 2010 гг.;
- создание механизмов, стимулирующих снижение себестоимости товаров (работ, услуг), особенно материальных затрат, с целью повышения ценовой конкурентоспособности белорусских товаров;
-
ликвидация отраслевых и
-
приведение антимонопольного
-
правовая защита национальных
производителей, в том числе от
демпинговой политики
-
увязка ценообразования с
-
совершенствование системы
Совершенствование ценообразования осуществляется путем его дальнейшей либерализации, придания данной системе гибкости и прозрачности с акцентом на использовании преимущественно свободных цен (тарифов). Проведение государственной ценовой политики должно основываться на использовании сбалансированных административных и экономических методов и инструментов. Важнейшим принципом ценового регулирования должно стать обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда, межотраслевых ценовых пропорций.
На
основании проведенного исследования
рекомендуется следующий
1.
Восстановить доверие к
2.
Стабилизировать белорусский
Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия