Инфляция и ее особенности проявления в России

Автор: v***********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;
- проведение анализа инфляционных процессов и внутренних дисбалансов в российской экономике;
- изучение прогноза инфляции в России на среднесрочную перспективу.

Содержание

Введение
1. Инфляция и ее сущность
1.1. Причины возникновения инфляции
1.2. Виды и типы инфляций
2. Социально- экономическое последствия инфляции
2.1. Особенности проявления инфляции в России
2.2. Система инфляционных мер в России
2.3. Методы борьбы с инфляцией
3. Анализ инфляционных процессов в периоды кризиса
3.1. Анализ инфляционных процессов в периоды кризиса за 1992 год
3.2. Анализ инфляционных процессов в периоды кризиса за 1998 год
3.3. Анализ инфляционных процессов в периоды кризиса за 2008 год
3.4. Прогнозы инфляционных процессов на 2009 год
Приложение
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая работа .doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     В этих условиях Россия стоит перед необходимостью решения нескольких

 

 взаимообусловленных  сложных задач, основными из  которых являются:

-политическая стабилизация, прежде всего на путях формирования российской государственности;

     -социально-экономическая стабилизация и выход из жесточайшего и  всеохватного кризиса;

-проведение собственно рыночной экономической реформы таким образом, чтобы она не вызывала нарастания в хозяйстве страны разрушительных процессов, в первую очередь — инфляционных.

     Процессы  инфляции, охватывая непосредственно сферы обращения и распределения, в конечном счете, сказываются на состояниях материального производства и сферы обслуживания, вызывают структурные изменения в этих сферах, оказывают на них негативное воздействие.

     Инфляция  постперестроечного периода определяется конкретными особенностями развития российского общества. Смена экономических систем и хозяйственных механизмов породила разбалансированность всей социально-экономической системы России, привела к поляризации доходов различных социальных групп населения, возникновению неполной занятости, разорению фермеров и мелких кустарей.

     Либерализация цен вызвала резкое падение реальной заработной платы. Дальнейший рост этих двух компонентов экономики привёл к раскручиванию спирали «заработная плата – цены». Возникла парадоксальная картина: если темп роста денежной массы оставить постоянным, то производство начинает неуклонно снижаться; если темп роста денежной массы сократить, то производство так же, как и инфляция, будет падать ещё быстрее.

     Сейчас  уровень жизни ниже, чем в последние  годы Советской власти. В реальном выражении зарплата составляет максимум 80 % от уровня 1989 года. Это в среднем. Зарплата повышалась несколько раз, но люди на самом деле не ощущают  этого, так как много съедает  инфляция. Правительству легче управлять инфляцией, когда у населения денег нет.

 

2.3. Методы борьбы с инфляцией

 

    Борьба  с инфляцией и разработка специальной  антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

    Возможны  два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один

 

 заключается  в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика

 

Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной .способности денег.

    В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане, но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

    В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

    В условиях инфляции фирмы вынуждены  изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

Антиинфляционные меры

 

    Одним из вариантов государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.

    Ортодоксальная  программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой  программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и

 

поддержании плавающего курса национальной валюты.

    На  практике борьба с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ.

    Страны  с рыночной экономикой практически  все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы. Многие причины и факторы инфляции в России вообще не относятся к экономике.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Анализ инфляционных процессов в периоды кризиса

 

3.1. Анализ инфляционных процессов в периоды кризиса  за 1992 год

 

     Особенностью  переживаемого сейчас страной кризиса является то,  что  он  долгое  время  подавлялся централизованной системой директивного   управления  за  счет  экстенсивного  использования природных и трудовых ресурсов, экспорта, сырья, административного повышения  цен,  эмиссионного  финансирования  и т.п. В 1989-1991 г.г.  эти  источники  сохранения  внешнеэкономической нагрузки на хозяйство  страны  были  исчерпаны. Попытки решить проблемы путем т.н.   "перестройки"   (метко   обозванной  кем-то из публицистов "катастройкой")   командно-административной   системы  управления привели  к распаду хозяйственных связей и замене государственного монополизма   на  корпоративный  бюрократический  и  криминальный монополизм.

     Диагностирование  кризиса позволяет   со   стопроцентной      вероятностью  прогнозировать  сценарий  его  развития и выхода из      него.  И  наш,  и  зарубежный  опыт свидетельствуют о том, что из      подобного  кризиса  нельзя  выйти  без  радикальной реорганизации      экономики,  без  составления  бездефицитного бюджета. В отношении      денежной  реформы и либерализации цен были альтернативы. Германия      и  Россия  проводили  формальную денежную реформу, а послевоенные      Япония  и Италия нет. Отказ от денежной реформы привел эти страны      к   гиперинфляции,   которая   на   десятилетия   понизила   курс      национальных  валют, однако это не повредило дальнейшему развитию      этих   стран,  низкий  курс  итальянской  лиры  и  японской  иены      сохраняется  и по сей день. Следовательно, альтернатива не состоит в  выборе между денежной реформой и инфляцией.

     В нашей стране либерализация   ценообразования   уже      осуществляется  в течение последних 25 лет. Сначала освобождались      цены  на  продукцию  машиностроения,  затем  на фрукты,  овощи. В      1992 г. либерализация цен приняла лавинообразный характер.

     Гипотетически можно рассуждать о том,  что лучше было бы осуществлять  либерализацию цен после формирования бездефицитного      бюджета, конверсии и денежной реформы. Но поскольку либерализация      цен  стала  уже фактом, задача состоит в этих условиях не столько      в поиске и наказании виновных в подобном головотяпстве, сколько в      сокращении  расходов бюджета и в расширении производства товаров,      в  сведении  к  минимуму неоправданных финансовых и экономических      потерь,  в  том числе и связанных с неуемными амбициями отдельных      политиков  или  близорукостью чиновников, регулярно путающих свой      частнокапиталистический карман с

 

государственным.

     Государственная поддержка сельского хозяйства и сдерживание роста цен на продовольствие являются важнейшей антиинфляционной и антикризисной  мерой  (удивительно, что «дипломированные экономисты» об этом не знают, или знают, но тщательно скрывают - прим. автора).  Спрос  на продовольствие мало эластичен по отношению   к   ценам   и   поэтому   при   их  либерализации  на сельскохозяйственную  продукцию  они  могут  быть очень высокими. Рост  цен  на  продовольствие  при  большой доле затрат на него в доходах  населения  приводит  к возрастанию доходов, обеспеченных лишь инфляционной эмиссией. Гиперинфляция наступает именно тогда, когда  в  условиях  спада производства допускается свободный рост цен  на продовольствие. Поэтому неоправдан подход к приватизации в сельском хозяйстве как к средству выхода из кризиса без решения проблем    бездефицитного    бюджета,    конверсии  (скорее – диверсификации военного производства - прим. автора),   структурной перестройки,   ликвидности   денег  и  т.п.  Заинтересованность в скорейшем  решении  вопроса  о  частной  собственности на землю в таких  условиях  могут  проявлять  только две категории граждан - лица   с   высокими  реальными  доходами  (фактические  владельцы крупных   предприятий,   т.н.   "бандиты",   финансовые   дельцы,      экспортеры  сырья,  импортеры товаров и продовольствия), желающие      защитить  свои сбережения от инфляции путем приобретения земли, и      муниципальные   коррупционеры,   собирающиеся   погреть  руки  на      распродаже бывших казенных земель.

     Либерализация цен и доходов будет сопровождаться умеренной инфляцией  при  расширении  поставок  товаров,  но  никак  не при сокращении  товарной  массы.  В  этой  связи  актуальны следующие вопросы: создана  ли  конкурентная  среда для либерализации цен, есть  ли  условия для перелива капитала в производство дефицитной продукции,  какую роль может играть конверсия в создании рыночной структуры  экономики?  Либерализация  цен в рыночной экономике не означает   любую   свободу   ценообразования,   а  лишь  свободу, обеспечивающую  конкуренцию производителей, оптового и розничного звеньев  (похоже, что Гайдар об этом не догадывался - прим. автора). Утверждения о том, что при рынке нет понятия спекуляции, лишены   оснований.   Во   всех  странах  с  рыночной  экономикой существует    антимонопольное    или    прямо   антиспекулятивное законодательство, которое   запрещает   спекуляцию   в  формах,      наносящих   ущерб  производителям  продукции  путем  монопольного      взвинчивания   цен.  Эти  законы  применяются  во  всех  рыночных      учреждениях.  В  международной  юридической  практике  существует   также   такое понятие как "недобросовестное предложение", подразумевающее      предложение  на  реализацию  товаров или услуг по ценам, заведомо  

 

значительно   превышающим   сложившиеся   на  рынке.  В  условиях      современной   России   "недобросовестное   предложение"  в  адрес      бюджетных  организаций  по  сути  своей является завуалированной и      труднодоказуемой  формой  хищения  государственной  собственности      или   бюджетных   средств,   причем   зачастую   организаторами и      соучастниками  такого  рода  хищений  выступают  должностные лица      соответствующих бюджетных организаций. Когда такое явление становится массовым, оно начинает существенно влиять на темпы роста инфляции.

     Преобладание  ранее государственных поставок обусловило у нас действие экономических  отношений в хозяйственной сфере  по законам классического   монополизма.   На  предприятиях  путем  приписок, ухудшения  качества продукции, вымывания дешевого ассортимента, а в  оптовой  и  розничной торговле за счет порчи дешевых товаров и припрятывания     дорогих     создавался     и    воспроизводился искусственный дефицит. На него устанавливаются монопольно высокие цены   как   теневого   рынка,   так  и  государственных  каналов реализации.

     Конкурентная  среда  должна создаваться на основе всемерного расширения  предпринимательства и производства.  Пока   предпринимательство у нас носит  характер первоначального накопления финансового капитала и имущества   непроизводственного   назначения,   тесно   сращено с криминальными   структурами.   Инфляционными  способами  рыночные структуры  накопили  уже миллиардные средства. Но этот процесс не может   продолжаться   длительный   период.   Либо   инфляционный коммерческий   капитал   примет   активную   форму   инвестиций в производство   (в  первую  очередь  дефицитной  продукции),  либо наступит гиперинфляция, и относительный товарный дефицит перейдет в абсолютный.

Информация о работе Инфляция и ее особенности проявления в России