Автор: Елена Иванова, 28 Октября 2010 в 00:07, курсовая работа
Главной целью работы является рассмотрение инфляции и безработицы в России на данный период времени, используя теоретический материал первой и второй глав.
Введение
1.Инфляция. Безработица
2.Инфляция и безработица
3.Инфляция и безработица в России
Заключение
Библиографический список
Вторым неотъемлемым компонентом политики является эффективное регулирование ценовой динамики благодаря умелой денежной политике центрального банка. Центральный банк применяет следующие способы регулирования предложения денег:
а) операции на открытом рынке. Чтобы уменьшить предложение денег, центральный банк продает государственные ценные бумаги (государственные облигации и векселя казначейства – правительственного финансового органа, ведающего кассовым исполнением государственного бюджета), что способствует изыманию денег из экономики. Чтобы увеличить предложение денег, центральный банк покупает у коммерческих банков такие бумаги;
б) изменение ставки банковского процента. Если такая ставка возрастает, (кредит дорожает), то предложение денег сокращается. Когда эта ставка снижается, (кредит дешевеет), то предложение денежных средств увеличивается;
в) изменение нормы обязательных резервов. По решению центрального банка все банки обязаны держать определенную долю своих депозитов в качестве резерва. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов. При снижении этой нормы банки расширяют предложение денег. Такое регулирование является самым мощным инструментом воздействия на денежное обращение.
Третья задача антиинфляционной политики государства – сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями – увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.
Решая эту проблему, следует заметить, что увеличение доходов бюджета путем налогового пресса может принести лишь сиюминутный результат, а в долгосрочном плане такая политика оборачивается подрывом стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического роста, а следовательно, и сокращением поступлений в государственный бюджет. Поэтому верная линия правительства, собравшегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.
Четвертая задача – свести к минимуму воздействие на национальную экономику внешних инфляционных факторов, и особенно тех, что связаны с перемещением через границу спекулятивных краткосрочных капиталов.
Поскольку движение капиталов получает концентрированное выражение в сальдо платежного баланса, то необходимо снять с него инфляционный эффект, т.е. вести внешнеэкономическую деятельность таким образом, чтобы сальдо платежного баланса было положительным, а поступающие валютные средства не трансформировались в национальную валюту как источник краткосрочных кредитов.
Таковы основные направления антиинфляционной политики государства, рассчитанные на длительную перспективу.
Методы краткосрочной антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции. Они большей частью носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы на время умерить инфляционное напряжение.
Поскольку инфляция проявляется в темпах роста цен, обусловленных разрывом между спросом и предложением, то антиинфляционная тактика может дать максимальный результат лишь тогда, когда поможет нарастить предложение товаров и услуг, либо будет способствовать снижению текущего спроса. В этом плане государство применяет такие методы, как:
Правильно применяемые долгосрочные и краткосрочные методы воздействия на инфляцию приносят желаемые результаты. Однако, следует заметить, что антиинфляционная политика государства не ограничивается лишь монетарной политикой. Она включает фискальную, внешнеторговую и валютную политику.
Одним из факторов, который может влиять на инфляцию, является безработица.
Безработица.
Безработица – это социально – экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.11
Согласно определению Международной организации труда, безработный – это человек, который хочет работать и может работать, но не имеет рабочего места.12
Чтобы узнать количество безработных в каждой стране, надо подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Для этого воспользуемся классификацией рабочей силы, введенной в российскую статистику.
Сначала все лица подразделяются на две группы.
1.
Экономически неактивное
а) учащиеся и студенты дневных учебных заведений;
б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);
в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т.п.);
г) отчаявшиеся найти работу;
д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).
2. Экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.
Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения – доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле:
Где У - уровень экономически активного населения; Н – численность населения; Э - численность экономически активного населения.
В свою очередь экономически активное население делится на две группы:
1) занятые – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:
а) работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);
б) трудятся без оплаты на семейных предприятиях;
2) безработные – лица 16 лет и старше, которые:
а) не имеют работы (доходного занятия);
б) занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т.п.);
в) готовы приступить к работе;
г) обучаются по направлению государственной службы занятости.
На основании данных о занятости (З) и безработице определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (У ) – удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (Э ). Этот уровень определяется по формуле:
Основные виды безработицы.
Различие
между фрикционной и
Циклическая безработица опасна еще и тем, что, кроме социальных бедствий, она приносит еще и явные потери в объеме реального ВВП. На это обратил внимание известный американский экономист Артур Оукен (1928-1979). Он сформулировал закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем.
В экономической литературе
(Y-Y )/Y =-λ(U-U ).
Где Y-фактический ВВП, Y - потенциальный ВВП, U – фактический уровень безработицы, U - естественный уровень безработицы, λ(в абсолютном выражении) – эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к изменениям циклической безработицы (коэффициент Оукена).
Низший слой застойного перенаселения образуют люди, выброшенные из производства и навсегда лишенные возможности вернуться в него.
Теория «полной занятости»
На практике трудно установить фактический уровень безработицы. Уровень безработицы – это процентное отношение безработной части к занятой рабочей силе.
Уровень безработицы = Безработица / Рабочая сила * 100.
Уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром неблагополучия экономики.
«Полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы и составляет 5-6% от рабочей силы.
Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики.
Естественный уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой – то степени объективное явление. Ведь «фрикционным» безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы: наблюдается дефицит совокупного спроса.
В
такой ситуации фактический уровень
безработицы выше естественного
уровня. Эта ситуация свидетельствует
о циклической безработице. Если
при избыточном совокупном спросе ощущается
«нехватка» рабочей силы, т.е. количество
свободных рабочих мест превышает
количество рабочих, ищущих работу, то
в такой ситуации фактический уровень
безработицы ниже естественного уровня.
Политика занятости.
Сущность
задачи достижения полной занятости
в масштабе страны состоит в обеспечении
равенства численности